Урок по математике во 2 классе «Длина ломаной линии»
Тема: «Длина ломаной линии».
Предмет: математика.
Класс: 2.
Автор разработки: Хоменко Наталья Яковлевна, воспитатель группы продлённого дня
Образовательное учреждение: КОУ "Школа-интернат №19"
Краткое описание: Данные уроки математики проводятся во второй четверти. Учащиеся знакомятся с новым понятием «длина ломаной линии». Начинается изучение и составление таблицы умножения.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма организации: урок.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: объяснение нового материала с опорой на иллюстрации учебника; самостоятельная работа; устный счёт.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности, понимание её значимости;
воспитание доверительных отношений, чувства взаимопомощи, поддержки.
Регулятивные УУД:
умение выявлять проблему;
умение определять границу «знания-незнания»;
умение определять цель урока;
умение выбирать действия по достижению цели;
умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
умение формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
умение ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
задавать существенные вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные результаты:
умение строить ломаную по данной длине;
умение вычислить длину ломаной без соответствующего чертежа.
Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно - познавательной деятельности по определению и практическому применению сложного геометрического понятия «длина ломаной линии» (с одной стороны, это геометрическое понятие (ломаная линия), с другой - величинная (её длина).
Задачи:
- актуализировать знания геометрического материала;
- организовать деятельность по определению понятия «длина ломаной линии»;
- организовать коммуникативные ситуации.
№ п/п |
Этап урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Орг. момент |
Психологи-чески настроить учащихся на предстоящ-ее занятие. Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребнос- ти включения в учебную деятель ность |
-Вот звенит для нас звонок – начинается урок. А девиз у нас какой? - Проверьте готовность к уроку. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Я тоже желаю вам хорошего настроения. Ребята, подумайте, какую оценку вы хотели бы сегодня получить. Поставьте её карандашом на полях. |
Оценивают свою готовность, настрой на работу, знакомятся с оценочным листом. Записывают дату урока. |
Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация знаний. |
Проверить ранее усвоенные знания учащихся и их готовность к восприя- тию материала занятия. |
- Сегодня мы продолжаем исследовать и постигать тайны сложной, но очень интересной науки «Математика». Один мудрец однажды сказал: «Не для школы мы учимся, а для жизни!» И я надеюсь, что новые знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни. Но сразу давайте вспомним то, что мы уже знаем. -Ребята, за окном зима. Снегом укрыто всё вокруг. А у нас на уроке расцвёл цветик -семицветик. (слайд 3) -Кто знает, из какой сказки он пришёл к нам? А какие слова надо произнести, чтобы исполнилось желание. А у нас на лепестках записаны задания, которые надо выполнить. (слайды 4,5,6,7) 1.Решить логическую задачу. В каждой из трех ваз стояли цветы: или колокольчики, или васильки, или ромашки. В первой вазе не было ромашек, во второй не было ни ромашек, ни васильков. Какие цветы стояли в каждой вазе?
2.Вырази в одинаковых единицах измерения. Для чего мы используем эти единицы измерения? (5дм, 4см, 3м, 38дм, 1м, 70мм) 3.Отгадать слово, найдя значения выражения.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Читают и выполняют предложенные задания. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания |
||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Постановка учебной задачи. |
Организо- вать формулировку темы и цели урока детьми. |
-Ребята, что такое ломаная? (слайд 8) -Как называется отрезок прямой линии в ломаной? - Начертите ломаную линию в тетради. А вы можете сразу назвать её длину? - А как можно измерить длину ломаной? -Откройте Содержание учебника и найдите тему урока. (слайд 9) -Чем же будем заниматься на уроке. Сформулируйте цель нашей работы.
|
Ученики говорят, что надо измерить. Предлагают свои способы измерения. Читают тему урока в Содержании, открывают страницу учебника и формулируют цель урока. |
Определение темы урока в Содержании учебника. Самостоятель ное определение цели урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Откры тие нового знания |
Формирование умения находить длину ломаной линии по чертежу и без соответствующего чертежа. |
- Измерение длины ломаной линии заинтересовало и Мишу, который тоже очень любит математику. Давайте прочитаем, какой способ измерения длины ломаной предлагает Маша, а какой – Миша. -Чьё предложение вам показалось рациональнее? Почему? -Измерьте длину каждого звена и запишите результаты измерения. Вычислите длину ломаной. - А теперь начертите ломаную, у которой одно звено имеет длину 3 см, а другое – 5 см. Как вы думаете, второй отрезок будет лежать на данной линии с первым? А можно построить ломаную так, чтобы её два звена выходили из одной точки? -Вычислите длину этой ломаной. А будем измерять длину звеньев? (слайд 11) |
Читают текст учебника. Выясняют, что Миша предложил распрямить ломаную линию и тогда измерить её длину, а Маша предложили измерить длину каждого звена и сложить полученные результаты. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Конт роль и оценка |
Формирование умений осущест- лять контроль и оценку учебной деятельности другого ученика. |
(Содействие развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки. Организует взаимопроверку в парах.) - Что будем оценивать? - Добились ли мы поставленных задач? - Как новые знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? Приведите примеры. |
Учащиеся обмениваются тетрадями, сверяют результаты с ответами. Проговаривают критерии оценки. Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить полученные знания. |
Умение проверять и оценивать работу другого ученика, положительное отношение к проделанной работе. Осознание ценности изученного материала, применение его в жизненных ситуациях. |
||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Физми нутка |
Формирование Формирование ценностно- го отношения к своему здоровью. |
Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). |
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание. |
Ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Первич- ное закрепление |
Формирование прочных навыков построения и нахожде- ния длины ломаной линии. |
- Выполните в паре задание №3. (Среди ломаных линий найди ту, которая имеет длину 1дм. Запиши номер этой ломаной.) |
Работа в паре. |
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Обобщение и система тизация знаний. |
Обобщение и систематизация знаний о нахожде- нии длины ломаной линии. |
-Прочитайте задание №4. (Звенья ломаной имеют длины: 4см, 1дм, 6см. Вычисли длину этой ломаной в сантиметрах. Запиши длину этой ломаной линии в дециметрах.) (слайд 12) - Можно ли найти длину ломаной, не вычерчивая её? Как найти длину ломаной? В одних ли единицах измерения выражена длина отрезка? Выразите все длины в одних единицах и найдите длину ломаной. (Организация деятельности учащихся по применению полученных знаний в других ситуациях). -Прочитайте задание №5 (Начерти ломаную линию, длина которой равна 15см.) и перескажите его своими словами. Что общего в этих заданиях и чем они отличаются? Так что же надо определить, прежде, чем чертить ломаную? -Начертите ломаную, самостоятельно задав количество звеньев. |
Выполняют задание самостоятельно в тетради и сравнивают результат работы с образцом, записанным на доске. Оценивают свою работу. Высказывают собственные мнения, обсуждают их правильность |
Правильные работы обучающихся, понимание всего хода работы над нахождением длины ломаной линии и её построения. Умение осуществлять самоконтроль и самооценку. |
||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Рефлек сия. |
Зафиксировать новое содержа- ние урока, -организо- вать рефлексию и самооцен ку учениками собствен- ной учебной деятельности. |
(Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке; формирование и развитие у обучающихся умения оценивать свою деятельность). - Что нового узнали на уроке? - Как можно найти длину ломаной линии? - Что особенно понравилось? - Оцените свою работу на уроке по оценочному листу. - С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему? -Я предлагаю создать свой цветик-семицветик из разноцветных лепестков. (Красный – у меня хорошее настроение, я всё понял, голубой – я всё понял, но мне надо ещё потренироваться в нахождении длины ломаной линии, жёлтый – у меня остались затруднения). |
Высказывают свое мнение. (слайд 13) Заполняют оценочный лист. 1. Я умею вычислять длину ломаной линии. 2. Я был активен на уроке. 3. Я выполнял задания без ошибок. 4. Я оказывал помощь товарищам. |
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Домаш нее задание. |
Сообщить домашнее задание. |
Задание в печатной тетради для самостоятельной работы. Базовый уровень: №1,2, стр.47. Повышенный уровень: №1-4, стр.47. |
Самостоятельный выбор заданий. |
Понимание цели и методики выполнения домашнего задания |