Урок по математике «Время и его измерение. Закрепление»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 20
имени В.Ф. Грушина города Новокуйбышевска
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Номинация «Современный урок»
Тема: «Время и его измерение. Закрепление»
Выполнила:
Мусатова Марина Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ ООШ №20,
стаж работы 32 года
Новокуйбышевск, 2016
Содержание |
Пояснительная записка |
Технологическая карта урока. |
Приложения. |
1) Слайды презентации урока в программе Smart Notebook |
2) Слайды резентации урока, экспортированной в формат PowerPoint |
3) Фотографии урока. 4) Слайды презентации урока, экспортированной в формат PDF 5) Слайды презентации тестов в программе PowerPoint базового и повышенного уровней, использованных на уроке. 6) Приложение для составления схемы задачи. |
4. Список использованной литературы и ссылки на ресурсы. |
Пояснительная записка к уроку математики по теме
«Время и его измерение. Закрепление»
Цель урока:
Формирование умения выражать время в разных единицах (час, минута, секунда, сутки).
Закрепление и коррекция изученных способов действий – сложение и вычитание выражений с единицами времени.
Задачи:
1. Предметные:
- формировать умение ставить учебные цели, определять границы собственного знания и незнания;
- формировать умения выражать время в разных единицах (час, минута, секунда, сутки); выполнять
арифметические действия сложения и вычитания единиц времени;
2. Личностные:
– развивать аккуратность, развивать умение, осознание практической значимости изучения предмета «математика».
Оборудование: нетбуки (24 шт.), мультимедийный проектор, ноутбук для учителя, презентация в программе Smart Notebook, интерактивный тест выполнен в программе MS Power Point на основе шаблона А.Баженова
Возраст обучающихся: 4 класс.
Переход к информационному обществу выдвигает социальный заказ педагогам на подготовку личности с адекватной ориентацией в информационном пространстве, способностью принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации. В этой связи остро встаёт вопрос о роли и месте школы в формировании у подрастающего поколения информационной компетентности как одной из ключевых.
Внедрение стандартов второго поколения предъявляет качественно новые требования к результатам образования, меняют и методологические подходы к преподаванию. В связи с этим Основные задачи современного образования не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь; работать в команде; способность к самоизменению и самореализации.
В кабинете начальных классов, где я преподаю, установлено автоматизированное рабочее место. Кабинет оборудован интерактивной доской, документ-камерой, программой «Пролог», программой «Прокласс».
Использование данных технических возможностей на уроке позволяет мне значительно расширить методический диапазон, появилась возможность выполнять учебные проекты как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
На данном уроке использована презентация в программе Smart Notebook, которая открывается только на компьютерах с данной установленной программой. Поэтому автор урока представляет также презентацию урока, экспортировав её в формат PowerPoint и PDF. Целесообразность использования на уроке презентации в программе Smart Notebook связана с большими возможностями этой программы. На этом уроке применяется инструмент Перья, который в программе Smart Notebook позволяет работать на интерактивной доске точно так же, как на обычной меловой. С помощью инструмента "Ластик" появляется объект, который был сначала скрыт и открывается только после определённых действий на уроке. Перемещение объектов позволяет обучающимся составлять схемы задач. В презентации используется затемнение страницы, т. е. вставка «шторки», закрывающей всю страницу или ее часть. Эту «шторку» можно в процессе урока открывать-закрывать в направлениях вверх-вниз и вправо-влево.
Кроме того на этом уроке обучающиеся выполняют в нетбуках интерактивные тесты в двух вариантах разных уровней. Работа теста представлена таким образом, чтобы обучающийся мог последовательно отвечать на вопросы теста, приближаясь к концу, где его ждёт оценка с указанием количества правильных и ошибочных ответов.
Предмет: математика.
Класс: 4
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии
УМК: «Планета знаний»
Технологическая карта
Тема |
Время и его измерение. Закрепление. |
|||||
Цель деятельности учителя |
Формирование умения выражать время в разных единицах (час, минута, секунда, сутки). Закрепление и коррекция изученных способов действий – сложение и вычитание выражений с единицами времени. |
|||||
Задачи |
Предметные: - формировать умение ставить учебные цели, определять границы собственного знания и незнания; - формировать умения выражать время в разных единицах (час, минута, секунда, сутки); выполнять арифметические действия сложения и вычитания единиц времени; Личностные: – развивать аккуратность, развивать умение, осознание практической значимости изучения предмета «математика». |
|||||
Формируемые УУД |
Регулятивные: удерживание цели учебной деятельности; 2) осуществление пошагового контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; 3) внесение необходимых корректив в собственные действия по итогам самопроверки; 4) сопоставление результата собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем; 5) подведение итога урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности. Познавательные: умение анализировать, сопоставлять; осуществление синтеза условия текстовой задачи; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь; объединять полученные результаты. |
|||||
Основные понятия |
Единицы времени: секунда, минута,час, сутки. |
|||||
Ресурсы |
нетбуки (24 шт.), мультимедийный проектор, ноутбук для учителя, презентация в программе Smart Notebook, интерактивный тест выполнен в программе MS Power Point на основе шаблона А.Баженова |
|||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
УУД |
|||||
I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. |
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»); исходя из решенных ранее задач, устанавливает тематические рамки и создаёт ориентировочную основу коррекционных действий («могу»). |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Включение обучающихся в деятельность на уроке: -Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным, поэтому предлагаю вам настроиться на работу. Будьте все внимательны, собраны, старательны. Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте. Посмотрите-ка вокруг, рядом ли ваш лучший друг, Лишь совместный труд, ребята, Принесёт нам результаты. - Что пригодится нам для успешной работы на уроке? (Наши знания, умение работать вместе, взаимопомощь, умение внимательно слушать). -Время надо беречь. Его нельзя потрогать, но можно легко потерять. Вот и мы, не теряя ни минуты, приступим к мыслительной разминке. Время не стоит на месте Нас зовёт с собою вместе. |
Р1. К1. |
||
II. Этап актуализации и пробного учебного действия. |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки, организовывает повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа обучающимися: определений, алгоритмов, свойств и т.д.; активизирует соответствующие мыслительные операции и познаватель- ные процессы (внимание, память и т.д.); |
Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя Выполняя задание учителя, вспоминают и воспроизводят имеющиеся знания и опыт. |
Учитель предлагает выполнить задание с целью подвести обучающихся к теме урока. На доске записан следующий ряд величин: 150 кг 25 м 17 см 2 25 ч. - Что вы можете сказать о записи на доске? Примерные ответы обучающихся: величины, именованные числа.
- Какую величину можно считать лишней? (единицы длины, массы, площади связаны с десятичной системой счисления, при переводе этих единиц можно опираться на разрядный состав чисел, оперируя понятиями «десятки», «сотни», «тысячи». В отличие от этих величин, единицы времени связаны с шестидесятиричной системой счисления.) Ответы на слайде открываются с помощью функции «ластик». - А какую величину можно считать лишней в этой записи? 2 ч 3 сут. 47 мин 5 ч 25 мин 30 с (5ч 25 мин, т.к. в записи этой величины часы и минуты, а в записи других величин только часы, только сутки, только минуты или только секунды) -А можно ли эту величину записать только в минутах? Как? Давайте сформулируем тему урока вместе. Учитель вовлекает обучающихся в беседу: -Что же нового мы узнаем сегодня на уроке? - В каких случаях необходимо иметь знания о преобразовании единиц времени? - Что вы знаете о единицах времени? Активизация знаний обучающихся и создание проблемной ситуации. - Мы изучили все единицы времени, мы умеем умножать, делить, вычитать, складывать, преобразовывать единицы времени. Зачем вновь сегодня на уроке изучать тему «Единицы времени»? Каковы задачи урока? Примерные ответы обучающихся: повторить, закрепить, поработать над ошибками, допущенными ранее в ходе выполнения заданий на уроке и дома. Учитель обращает внимание на правильность употребления слова «сутки» в речи. Задание: вставить пропущенное слово «сутки» в словосочетаниях «одни сутки», «двое суток», «пять суток», «тридцать суток». С помощью функции «утилита множественного клонирования» путём «перетягивания» нужных слов обучающиеся составляют словосочетания с числительными. Правильные ответы скрыты функцией «шторка», затем проверяют. |
Различать разные величины. Сравнивать и упорядочивать изученные единицы измерения на основе их метрических соотношений. |
К1. П1. П3. Р1. |
|
III. Этап локализации индивидуальных затруднений. |
Создаёт проблемную ситуацию. Подводит обучающихся к формулированию цели урока. |
Отвечают на вопросы. Уточняют алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке; |
Самоопределение к деятельности. -Что летит быстрее мысли и не имеет ни начала, ни конца? (время). - Объясните, нужно ли измерять величину, которая не имеет ни начала, ни конца? -Время надо беречь. Его нельзя потрогать, но можно легко потерять. Вот и мы, не теряя ни минуты, приступим к мыслительной разминке: Время не стоит на месте Нас зовёт с собою вместе. Практическая работа. Выполняют задание – преобразование единиц измерения времени. Взаимопроверка. Задание для обучающихся, которые допустили ошибки: В это время обучающиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки. Открывается слайд – проверка. |
Различать единицы времени (час, минута, секунда, сутки), уметь преобразовывать крупные единицы в мелкие и наоборот. |
П1. П4. Р2. Р3. К1. К2. |
|
IV. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
Работают по плану урока. Формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий. |
Задание от обратного на более сложном уровне (преобразование единиц времени). Проговаривается алгоритм преобразования. Далее – проверка по эталону с доски. |
Применять алгоритм сложения и вычитания в вычислительной деятельности. |
П1. Р2. Р3. Р4. К1. К2. |
|
V. Этап реализации построенного проекта. |
Организует работу по выполнению арифметических действий с единицами времени. |
Активная продуктивная деятельность обучающихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей. Самостоятельно (случай 1) исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; |
Выполнение арифметических действий с единицами времени – показ эталона при выполнении устного сложения единиц времени. Взаимопроверка. Сначала на доске открыта только первая часть задания – устное вычисление сложения единиц времени. |
Объяснять взимосвязи, планировать вычислительную деятельность, осуществлять самоконтроль. |
Р2. Р4. П3. К1. |
|
Физминутка |
Организует проведение физминутки. |
Участвуют в физминутке. Обучающиеся выполняют физические упражнения. |
Физкультминутка. - Давайте отдохнем и проведем физминутку. А часы идут, идут Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (наклоны влево-вправо). А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (дети садятся). Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (приседания). Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (вращение туловищем вправо). Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой (вращение туловищем влево). А часы идут, идут (ходьба на месте), Иногда вдруг отстают (замедление темпа ходьбы). А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (бег на месте). Если их не заведут, То они совсем встают (дети останавливаются). |
Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). |
||
VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи. |
Организует работу в парах, используя алгоритм. |
Работают в парах, используя алгоритм. Обучающиеся проговаривают алгоритм сложения. |
После проверки первой части задания, на следующем этапе выполняется письменное сложение выражений с единицами времени. Освоение вычислительных навыков. Учитель предлагает выполнить сложение выражений, содержащих единицы времени. Обучающиеся проговаривают алгоритм сложения. |
Правильно употреблять в речи математические понятия. Применять изученные алгоритмы действий, планировать и объяснять ход деятельности. |
К1. К2. Р1. Р2. Р4. |
|
VІІ. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
Организует работу в парах, используя алгоритм. |
Работают в парах, используя алгоритм. Проверка по эталону. |
Учитель предлагает выполнить письменное вычитание выражений с единицами времени на более сложном уровне. Проверка открывается поэтапно с помощью функции «шторка». |
Применять изученные алгоритмы действий, планировать и объяснять ход деятельности, осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
К2. Р1. Р2. |
|
VIIІ. Этап включения в систему знаний и повторения. |
Организует фиксирование содержания. Организует применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Вводит понятие решение текстовых задач. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Выполняют самооценку. Выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем |
Учитель предлагает: -А сейчас вам предстоит поработать в группах. Самостоятельная работа. Обучающимся предлагаются две задачи, две деформированные схемы, которые нужно собрать и определить, какой задаче соответствует каждая схема. Во второй задаче уточняется значение слова «турнир». Даётся задание найти в «Толковом словаре» информацию об этом слове. Толковый словарь Ожегова. турнир - спортивное соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. Турнир м. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. турнир , -а, м. I. В Западной Европе в средние века: состязание рыцарей. Сразиться на турнире. Решение текстовых задач. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Представители от каждой группы рассказывают и показывают на листах ватмана полученные схемы задач и решение. Группы выступают поэтапно. |
Активная продуктивная деятельность обучающихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей. Решать текстовые задачи. |
К1. Р3. Р4. П.2. |
|
ІX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Домашнее задание. |
Организует фиксирование содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности Предлагает разноуровневое задание. |
Уточняют алгоритм исправления ошибок; называют способы действий, вызвавшие затруднение; фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке; намечают цели последующей деятельности; в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества). Воспринимают задание. |
Выполняют интерактивные тесты в нетбуках в двух вариантах. Результат выполнения теста показывается после окончания всего задания. Обучающиеся определяют с помощью смайликов утилиты множественного клонирования в презентации на интерактивной доске своё отношение к уроку. -Давайте подведём итог урока и оценим наши достижения. - Повторили… - Для меня самым трудным было… - Для меня самым интересным было… - Пригодятся ли вам эти знания? - Кто считает, что поработал сегодня отлично? - У кого были небольшие недочеты? - Кому на уроке было трудно и новый материал он усвоил плохо? Русский народ о времени говорил такие слова: Минута час бережет. Делу - время, потехе - час. Поздно поднялся - день потерял, в молодости не учился - жизнь потерял. - Согласны ли вы с пословицами. Почему? Как вы считаете, время на уроке мы провели с пользой и не потеряли его? Берегите свое и чужое время. Домашнее задание: учебник - стр. 102, № 1, 2; повышенный уровень – с. 102, № 5, 6. Посчитать: количество времени, затраченное на выполнение домашнего задания и на досуг. Какая величина больше и на сколько больше? |
Повторение соотношений между единицами времени, осуществление перевода из одних единиц времени в другие. |
Р4. Р5. |
Слайды презентации урока в программе Smart Notebook.
Слайды резентации урока, экспортированной в формат PowerPoint.
Фотографии урока.
1ч 10мин
17ч 15ч 34мин
? на 6мин б.
5мин
Список использованной литературы и ссылки на ресурсы.
Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК «Планета знаний». Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ Автор-составитель Л. Ю. Плахотник; под редакцией кандидата педагогических наук Е. С. Галанжиной. – М.: Планета, 2014.
М.И. Башмаков, М.Г.Нефедова. Математика. 4 класс. Учебник. В 2 ч. М., АСТ, Астрель. 2014 г.
http://easyen.ru/index/tests/0-10?_openstat=0KTQsNC50Lst0YHRgdGL0LvQutCwOzs7
http://testedu.ru/?_openstat=0KTQsNC50Lst0YHRgdGL0LvQutCwOzs7
http://www.nachalka.com/test_shablon
Тест на основе шаблона А.Баженова