Урок по математики в 4 классе «Время и его измерение»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: "Время и его измерение".
Цель.
Закрепить заранее изученный материал по математике.
Расширить знания детей о времени, воспитать бережное отношение ко времени.
Задачи:
Закрепление вычислительных навыков, знание таблиц умножения, умение решать задачи, используя действие умножения.
Формирование представлений о времени, единицах его измерения, систематизировать единичных отношений между мерами времени.
Развитие внимания, мышления, общей культуры.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор,
презентации учителя и учеников в Microsoft PowerPoint,
буклет – презентация «Режим дня» в Microsoft Publisher,
задания на карточках для работы в парах и в группах,
модель часов,
индивидуальные листы с заданиями.
Ход урока
Организационная часть. Презентация. Слайд 1.
Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
Учитель: Присядет на своё место тот, кто ответит на мои вопросы: какое сегодня число, какой день недели, какой день недели был вчера, какое вчера было число, какое число будет завтра, какой день недели будет завтра, 15 это однозначное число, почему?
Ответы учеников:
Учитель: Молодцы! Ребята, уже несколько дней мы путешествуем по стране Математика. И ищем ключи от замка королевы. Чтобы получить ключ от замка королевы надо активно работать на уроке, соблюдать правила школьника, правильно отвечать на вопросы, выполнять все задания. Готовы!
Ответы учеников: Да!
Учитель: Вперёд!
Проверка домашнего задания:
Работа с индивидуальными конвертами с числами.
Учитель: Достаньте цифры из конвертов. Откройте тетради с домашним заданием и составьте мне ответ 1 примера, 3 примера, 6 примера.
Скажите, есть ли пример с ответом 34?
Ответы учеников:
Учитель: Молодцы! Закрыли тетради и отложили их на край стола.
Презентация. Слайд 2.
Учитель: Ой, ребята, на пути у нас встал злой волшебник. Он нам отдаст ключ только, когда мы выполним все его задания. Готовы сразиться с волшебником?
Ответы учеников: Да!
Учитель: Что ж, мы согласны! Задавай свои задания!
Его первое задание « Угадайте моё имя».
Прочитайте пословицы, о чём все они.
Презентация. Слайд 3.
Минутка час бережёт.
Делу время – потехе час.
Век живи – век учись.
Два часа просыпался,
Два часа умывался,
Один час утирался,
Сутки одевался.
Ответы учеников: Все пословицы говорят о времени.
Учитель: Верно, все пословицы говорят о времени. А значит имя волшебника Время.
Ребята, а что такое время?
Постановка цели урока.
Учитель: Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно терять время, например, как карандаш или книгу?
Ответы учеников:
Учитель: Тогда не будем терять время и приступим к работе.
- Скажите, над какой темой мы с вами работаем? (Время. Меры времени.)
Учитель: Волшебник Время приготовил нам задание на листочках. Вот они. Напишем сегодняшнее число и классная работа. И подпишите свои листочки.
Первое задание волшебника Время.
Презентация. Слайд 5
Работа по теме урока.
Учитель: Ребята, какие единицы измерения времени вы знаете?
Ответы учеников: Минута, час, век, сутки, месяц, секунда, неделя.
Учитель: Молодцы! Но волшебник хочет, чтобы мы их расставили в порядке увеличения?
Учитель: Поработаем вместе.
(Приглашаю к доске 7 человек и раздаю карточки с названиями единиц измерения: минута, месяц, секунда, сутки, год, неделя, час).
- Ваша задача: станьте так, чтобы единицы времени, записанные на ваших карточках, были расположены в порядке увеличения.
- Ребята, вы согласны? Произнесите хором все единицы измерения.
Ученики: Секунда, Минута, Час, Сутки, Неделя, Месяц, Год.
Презентация. Слайд 6.
Учитель: Отметили стрелками веры времени в своих листках.
2 группа: самостоятельно.
3 группа: с помощью учителя.
4 группа: вместе с учителем.
Учитель: Молодцы и с этим заданием волшебника мы справились. Но ключ он нам не отдает. Необходимо выполнить следующее задание.
Остановимся на единицах измерения времени – сутки. Что вы запомнили об этой единице измерения? (Сутки это 24 часа.)
Многие дети, а иногда и взрослые допускают ошибки, когда слово сутки употребляют с каким – либо числом.
А вы знаете, как их правильно произносить? Тогда предлагаю работу в парах.
В прямоугольниках с числами 1, 2, 5, 30 напишите слово «сутки» так, как вы считаете, его нужно произносить.
2 группа: самостоятельно.
3 группа: с помощью учителя. (три цифры)
4 группа: вместе с учителем.(две цифры).
Учитель: Проверим (презентация. Слайд 7):
Одни сутки.
Двое суток
Пять суток
Тридцать суток
Молодцы!
Учитель: Волшебник Время просит восстановить запись, так как стёрлись некоторые числа.
Заполнить таблицу.
В году … месяцев.
В году … дней.
В году … зимних месяца: …,…, … .
В году … весенних месяца: …,…, … .
В году … летних месяца: …, …, … .
В году … осенних месяца: …, …, … .
… год кончает, а … начинает.
В месяце … недель.
В неделе … дней.
Самый короткий месяц в году - … .
2 группа: самостоятельно.
3 группа: с помощью учителя.
4 группа: вместе с учителем.
Учитель: Проверим.
Презентация. Слайд 8.
Хорошо, все справились и с этим заданием.
Физкультминутка.
Закрепление пройденного материала.
Учитель: Отгадайте загадки:
Что может в одно и то же время:
стоять и ходить; висеть и стоять, ходить и лежать?
Ответ учеников: Часы. Презентация. Слайд 9
Учитель: Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
Ответ учеников: Стрелки часов. Презентация. Слайд 10
Верно, следующее задание о часах. Но сначала вспомним о стрелках. Сколько их и что они показывают?
Ответ учеников:
Слайд 11.
Учитель: Сколько часов здесь нарисовано? (4 часа). Следующее задание волшебника Время: расположите стрелки на пустых циферблатах, чтобы они показывали ровно 9 часов, 5 часов 10 минут, 2 часа 30 минут.
Выполнение учениками задания
2 группа: самостоятельно.
3 группа: с помощью учителя.
4 группа: вместе с учителем.
Учитель: Молодцы! Вы справились и с этим заданием волшебника. Ну, что волшебник отдавай нам ключ.
Ребята, волшебник приготовил для нас задачу. Надо её решить, чтобы получить ключ.
Задача. Презентация. Слайд 12.
Ежедневно ученик читал 8 страниц.
Сколько страниц он прочитал за 5 дней?
Решение:
8х5=40(стр)
Ответ: 40 страниц прочитает ученик за 5 дней.
Ребята, проверьте решение и ответ задачи.
Учитель: Молодцы!
Презентация. Слайд 13.
Геометрический материал.
Презентация. Слайд 14.
Учитель: Следующее задание от волшебника Время. Какую форму имеют часы?
Ответы учеников: Круг, квадрат, четырёхугольник, овал, треугольник.
Учитель: Нужно проведите линию так, чтобы получить 2 треугольника.
Проверим: Презентация. Слайд 15.
1. В какой строке только единицы измерения времени?
а) см, км, кг, м.
б) км, м, дм, мм.
в) час, сутки, мин, месяц
Итог урока.
Учитель: Ребята, мы справились со всеми заданиями волшебника Время.
- Какое задание понравилось больше всего?
- Что нового узнали на уроке? Чему новому научились?
Ребята, а вот и волшебный ключ от замка королевы Математики.
Презентация. Слайд 16.
Учитель: Вы сегодня активно работали на уроке и заработали следующие отметки:….
Домашнее задание:
Отгадывание загадки и нарисовать или написать отгадки:
2 группа: Выучить загадку наизусть.
Выходили двенадцать молодцев,
Выносили пятьдесят два сокола,
Выпускали 365 лебедей. (Месяцы, недели, дни)
3 группа: Выходили двенадцать молодцев,
Выносили пятьдесят два сокола,
Выпускали 365 лебедей. (Месяцы, недели, дни)
4 группа: Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Презентация. Слайд .