Урок по окружающему миру «Экологическая безопасность»
Тема: Экологическая безопасность.
Цель. Научить детей соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; учить добывать знания о природе из разных источников; развивать речь, мышление , обогащать словарный запас; воспитывать экологическую культуру школьника.
Ход урока.
I.Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня на уроке «Окружающий мир» мне понадобиться ваше внимание, поддержка и помощь. Мы должны показать и рассказать материал, который собирали в течение месяца.
Природа всегда была щедра к людям, но, как оказалось, ее богатства не безграничны. Небрежное обращение людей к природным богатствам привело к ее загрязнению и истощению на всей планете. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других видов хозяйственной деятельности без соблюдения правил охраны природы привело к тому, что на большей части страны вода, почва и воздух загрязнены вредными для окружающей среды, а значит и для здоровья человека, веществами. Поэтому для исследовательской работы мы выбрали тему «Экологическая безопасность».
II.Работа по теме урока.
-Как называются люди, которые наводят порядок в природе?
Для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты, которые называются экологи.
-Что изучает наука экология?
Hаука экология изучает растения и животные, включая людей. Влияют друг на друга и на окружающую их среду.
III. Проверка домашнего задания.
- Вы должны были прочитать экологический рассказ «Воскресенье в лесу» и обнаружить ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.
Воскресенье в лесу.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес - мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах, мы нашли гнездо какой - то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день. Чтение рассказа и перечисление ошибок, допущенных школьниками.
Нельзя ходить в лес без взрослых.
В лесу нельзя включать громкую музыку, она распугивает птиц и зверей.
Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, так как разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается.
Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.
Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
Трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на яйца.
Нельзя забирать из леса здоровых детенышей зверей и птиц.
Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна.
IV. Проверка исследований учащихся по экологической безопасности. - Вы должны были составить памятки экологической безопасности и нарисовать к ним рисунки. Сейчас у вас есть возможность показать ваши рисунки и рассказать от каких опасностей вы хотите защитить природу и самих себя.
Воздух.
1. Не занимайся физкультурой и спортом вблизи автомобилей - во время пробежки ты будешь вдыхать большое количество вредных газов.(Слайд №1)
Не оставайся в закрытом помещении (гараже) во время работы двигателя автомашины - ты можешь потерять сознание, а при сильном отравлении вредными газами даже умереть. (Слайд№2.)
Разводи комнатные растения, которые очищают воздух: деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух. (Слайд№3)
Очищает и увлажняет воздух и кондиционер. Слайд№4)
Попроси взрослых не курить в квартире. (Слайд№5)
Вода.
Нельзя купаться возле промышленных стоков. (Слайд№6)
Если ты живешь недалеко от предприятия загрязнителя, во время дождя старайся не выходить на улицу, а если дождь застал в пути, обязательно надень головной убор.( Слайд №7.)
Пей только кипяченую воду. (Слайд №8)
Может кто-то еще добавит памятку о том, как очищать воду в домашних условиях?
Очищают воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров. Если в доме их нет, отстаивай воду в открытой емкости в течение суток, полезно положить на дно серебряную ложку или монету.
Пейте талую воду, она не только чистая, но и полезная.
Продукты.
Не собирай грибы, ягоды, овощи, фрукты, лечебные травы вблизи автомагистралей, свалок, заводов. (Слайд№9)
Перед едой мойте фрукты и овощи в теплой кипяченой воде. (Слайд №10)
Не ешь продукты, у которых истек срок хранения. (Слайд №11)
V. Просмотр видеофильма «Экология и культура».
VI. Сообщения учеников.
Мы любители природы
Мы ей служим, что есть сил.
Чистый и прозрачный воздух
Нам, друзья, необходим.
Чистыми должны быть воды
Океанов, морей, рек.
И об этом должен помнить
Каждый умный человек.
Помните, что бумага разлагается в земле более двух лет, консервная банка - более 30 лет, пластиковый стакан - за 100 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, телефонная карта - за 1000 лет, бутылка - за 4000 лет.
2. О растениях и животных, внесенных в Красную книгу.
На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Красная книга РСО - Алания включает 12 видов грибов (паутинник фиолетовый (слайд №12), сетконоска сдвоенная(слайд №13), решеточник красный (слайд№14) и т.д.). 111 видов растений (тис ягодный(слайд №15), безвременник великолепный (слайд №16), рябчик кавказский (слайд №17), 127 видов животных (из них 46 видов насекомых, 3 вида земноводных, 9 видов пресмыкающихся, 51 вид птиц, 15 видов млекопитающих ( кавказская европейская норка (слайд №18), кавказская речная выдра (слайд №19), переднеазиатский леопард (слайд №20) и т.д. К сожалению, и в нашей Красной книге не пустуют черные страницы: на них записаны 8 видов животных, полностью исчезнувшие с территории РСО - Алании. На зеленых страницах Красной книги РСО - Алании пока записан только зубр (слайд №21).
3. О состоянии реки Терек.
В Северной Осетии протекает около 70 больших и малых рек. Главная река Северной Осетии Терек, его длина на территории нашей республики 110 километров. Река Терек является основной водной артерией Осетии. Воды Терека - это, прежде всего огни гидростанций, сотни тысяч гектаров орошенных земель. Многие промышленные предприятия потребляют воды Терека для своего производства.
За городом Владикавказ на участке водозаборного узла Алханчуртского канала качество воды ухудшается и характеризуется как «загрязненная». Это связано со сбросом недостаточно очищенных сточных вод с Ногирских очистных сооружений. В створе ниже города Беслана из за неудовлетворительной работы очистных сооружений города качество воды ухудшается до категории « грязная». На остальной территории республики качество воды в реке Терек характеризуется как «умеренно загрязненная». Основными загрязняющими веществами реки являются металлы, нефтепродукты, органические вещества, что связано с деятельностью промышленных и коммунальных предприятий и сбросом сточных вод.
4. О состоянии реки Камбилеевка.
Районная газета «Жизнь Правобережья» не раз била тревогу по поводу реки Камбилеевка, где вода стала настолько токсичной, что рыба передохла, а жителей сел Зильги и Хумалаг замучила вонь, которая идет от нее. Жители сел Камбилеевка и Дачное Пригородного района жалуется на зловоние и загрязнение Камбилеевки. Они обратились к прокурору Пригородного района. Просят принять жесткие меры в отношении руководства коммунального хозяйства Пригородного района в связи с тем, что длительное время канализационные стоки сбрасываются в реку Камбилеевка. Вопрос решился положительно.
VII. Работа с учебником.
Чтение текста с учебника.
VIII. Рефлексия.
Ответы на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверь себя».
Итог урока.
Ученик:
Хочется обратиться к взрослым с такими словами:
Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и чистая вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою.
Большие дяди, взрослые мужчины, Храните речку, светлую мою.
Учитель:
-Закончим урок словами М.Пришвина : (Слайд №22 ) Хором :
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
IX. Домашнее задание.
Задания на с.36 учебника. В рабочей тетради №6 на с.20.
Татьяна
Куликова Ирина Геннадьевна