Урок русского языка в 7 классе на тему «Работа со сплошным текстом. Повторение темы "Причастие"»
Тема урока : «Работа со сплошным текстом. Повторение темы «Причастие»
Цель: 1.формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста «Маки».
Повторить изученное по теме «Причастие»
Планируемые результаты:
Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: целеполагание; мотивация учебной деятельности; развивать самостоятельную познавательную деятельность.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; признавать право другого человека на иное мнение.
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.
Рефлексивные УУД: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности: формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Технологии обучения:
№ п/п | Технология | Достигаемые результаты |
1 | Технология обучения в сотрудничестве | Эффективное взаимодействие учащихся и учителя |
2 | Здоровьесберегающая технология | Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости |
3 | Технология проблемного обучения (элемент0 | Развитие аналитических способностей учащихся |
4 | Технология развития критического мышления | Повышение интереса к чтению |
I.Организационный момент. Добрый день всем! Я рада приветствовать вас в этот замечательный осенний день! В знак моей признательности примите эти цветы. Они выражают мои сегодняшние чувства. |
II. Мотивация к учебной деятельности Ребята, сегодня мы выполним обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в дальнейшей учебе. А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить отгадайте загадку: Угадай, какой цветок Вырастет игрушкой? Потеряет лепесток – Станет погремушкой. (мак). Пекут с ним булочки, рулеты. Так даже названы конфеты. Цветочек, как вареный рак. Узнали? Это красный …(мак). |
III. Формулирование темы и целей урока. Молодцы, ребята! О чем мы сегодня будем говорить? Верно, сегодня у нас урок по формированию читательской грамотности .Мы будем читать и обсуждать тексты о маках. Какие цели поставим перед собой? (Научимся находить информацию в тексте , повторим тему «Причастие») Работать вы будете в группе. У вас на партах листки оценивания. Не забывайте оценивать свою работу. Ребята, скажите, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы говорите о маке? Варианты ответов: это цветок, растет на клумбах, в поле, из него делают начинку в пироги, используют в медицине. А знаете ли вы, что красные маки – это символ памяти о павших на войне? (Нет) .А знаете ли вы, что красный мак занесен в Красную книгу, поэтому не стоит срывать его в дикой природе? (Нет). А знаете, что из семян снотворного мака изготавливают разные лекарственные препараты (болеутоляющие, от кашля и рака). (Нет). Какова калорийность 100 г семян? (Нет) (525 ккал.) Чтобы это узнать, что для этого нужно сделать? (Найти и прочитать информацию в каком-нибудь источнике). |
IV. Деятельность по достижению решения задач Вашему вниманию предлагаются 3 текста.Читать мы их будем с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни их них направлены на проверку понимания прочитанного, а другие – на прогноз содержания последующего отрывка. Работа с текстом №1 Прочитайте текст и выпишите ключевые слова (слова , которые повторяются) О чем говорится в тексе №1? Что говорится о маке? Какую информацию мы узнали из текста? Какие слова повторяются в тексте? Как зовут бога сна? Имя богини земледелия? Кем является мать Персефоны? Какой народ считает, что мак посвящен Церере Почему у многих древних народов мак – символ траура и скорби? Прочитайте , что говорится об этом в тексте? Найдите причастия. Определите какое это причастие, обозначьте суффиксы. У доски по очереди. укажите номер предложения с причастным оборотом. Выпишите причастный оборот с главным словом, объясните постановку знаков препинания. (на доске) V.Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Маки» Маков красные цветки Распускают лепестки. (Сложенные ладони медленно развести в стороны, Не отрывая руки в запястьях). Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (Покачивание пальцами). Маков красные цветки Завяли быстро лепестки. (Сложить ладони в кулачки). Маки коробочками качают, Семена в них созревают. (Сплести пальцы обеих рук, покачивание) А как время подойдет Их всюду ветер разнесет. (Развести руки в стороны). Как вы думаете, о чем нам может рассказать следующий текст? Читаем следующий текст №2. Работа с текстом №2. Прочитайте текст№2.Разделите его на несколько частей и озаглавьте. 1.Итак, скажите, пожалуйста, какую информацию вы узнали из этого текста? 2 Выпишите, какие лечебные свойства мака самосейки применяются в современной народной медицине? 2.В каких странах возделывают мак? С какой целью мак выращивают в северных районах? 3.Какую еще информацию узнали из текста? 4. Найдите слова с Н. Объясните правописание Н в словах.(на доске) Сравните 2 текста. Найдите, что общего в этих текстах. Чем отличаются тексты? Обсудите в группе. Работа с текстом №3 Какую информацию мы узнали из этого текста? (Информацию о создании песни «Маки, маки, красные маки»). Кто написал стихи этой песни? Григорий Поженян). Почему красные маки – горькая память земли? Не забудьте оценить себя в листах самооценки, прочтите 1 задание, оцените себя перед его выполнением. Приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя. |
V. Рефлексия Итак, что же мы узнали о маках? (ответы учащихся) Ребята, а теперь посчитайте количество баллов в оценочных листах и определите уровень успешности выполнения работы. (повышенный – 75-100, базовый уровень – 50-74, пониженный – 25-49, недостаточный – 24 и менее. И в заключении мы с вами выполним задание творческого характера. Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме: Название темы – одно существительное. Описание темы – два прилагательных. Описание действия, в рамках темы – три глагола. Фраза, несущая определенный смысл – предложение 3-4 слова. Синоним ключевого слова (существительное). Например, Маки Тоненькие, грациозные. Зарделись, качнулись, вспыхнули. Наутро погасли и осыпались. Память. Маки. Зрелые, сухие. Ждут, тяжелеют, готовятся Высыпаться из коробочки в землю. Жизнь. Верно! Молодцы! VI.Домашнее задание. Выполнить работу по тексту №3 Наш урок подошел концу! Всем спасибо. Текст №1 |
1.Мак занимает особое место в балканской и славянской мифо-ритуальных традициях. 2.У большинства народов этот цветок связывался с символикой сна и смерти; в мифологии греков мак – атрибут Гипноса, бога сна, и Нюкты, персонифицированной Ночи. 3.Он же был одним из символов Деметры, богини земледелия, одно из прозвищ которой звучит как Мекона - «маковая»: благодаря своей чрезвычайной плодовитости этот цветок в фольклорных преданиях и ритуалах нередко ассоциировался с плодородием.4. В то же время атрибут намекает на связь богини с миром мертвых: она – олицетворение Матери-Земли, порождающей всё живое и принимающей в себе умерших, мать Персефоны, владычицы подземного мира. 5.У римлян считалось, что мак посвящен Церере, поскольку он растет среди злаков.6. Во многих легендах мак нередко ассоциируется с невинно пролитой кровью: существует поверье, что первые маки выросли из капель крови распятого Христа. 7.У многих древних народов – символ траура и скорби.
Текст №2
В современной народной медицине чаще применяются лечебные свойства мака самосейки. Настойку из его лепестков принимают от бессонницы, кашля, учащенного сердцебиения, лихорадки, лечат диарею и непроизвольное мочеиспускание, принимают при трахеитах и бронхитах. Она обладает успокаивающим, легким обезболивающим и снотворным действием, а также вяжущим, отхаркивающим и потогонным. Измельченные лепестки используют наружно как кровоостанавливающее средство. Экстракт из семян этого вида считается эффективным противоопухолевым средством.
Мак снотворный возделывают главным образом в Китае, Индии, Малой Азии, Афганистане. Для получения масла мак опийный выращивают в более северных районах. Некоторые виды рода Мак являются излюбленными декоративными растениями. Выведены разнообразные садовые формы.
Текст №3
Написал текст песни «Маки, маки, красные маки» поэт-фронтовик Григорий Поженян. Впервые композиция Юрия Антонова о цветах, окрашенных в цвет крови павших солдат, прозвучала в 1982 году в кинофильме «Взять живым». Автор песенных строк, знающий о войне не понаслышке, по праву ассоциирует красные маки, и с горькой памятью, и с совестью Земли. Наверное, поэтому уже долгие годы вместе с ветеранами и молодежь в День Победы поет эту песню.
На Федюнинских холмах – тишина.
Над Малаховым курганом – сны.
Будто не было войны, но война
похоронена на дне тишины.
И, казалось бы, всему вышел срок,
столько лет менялась в море вода.
А как выйдешь, как шагнешь за порог –
и от маков не уйти никуда.
Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?
Над Сапун-горой цветут тополя.
Над Сапун-горой летят журавли.
Но плывут из края в край по полям
маки, маки – совесть земли.
И казалось бы, ну что в том за страсть –
столько лет они пылают в траве.
Ах, как хочется в те травы упасть,
в красных маках полежать на земле!
Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?
На Федюнинских холмах – тишина.
Над Малаховым курганом – сны.
Будто не было войны, но война
похоронена на дне тишины.
Всё мне чудится порою: «Ура»!
Всё мне слышится команда: «Пли»!
И зажмуришься, а видишь: с утра
маки, маки по холмам поплыли.
Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?
Маки, маки, красные маки…1974 год.
Работа с текстом №3
Какую информацию мы узнали из этого текста? (Информацию о создании песни «Маки, маки, красные маки»).
Кто написал стихи этой песни? Григорий Поженян).
Почему красные маки – горькая память земли?
Не забудьте оценить себя в листах самооценки, прочтите 1 задание, оцените себя перед его выполнением. Приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя.
Работа с текстом №1 имя __________________
| | Оценка |
1 | Прочитайте текст и выпишите ключевые слова (слова , которые повторяются) | |
2 | О чем говорится в тексе №1?____________________________ | |
3 | Что говорится о маке? Какую информацию мы узнали из текста? Какие слова повторяются в тексте? | |
4 | Как зовут бога сна? | |
5 | Имя богини земледелия? | |
6 | Кем является мать Персефоны? | |
7 | Какой народ считает, что мак посвящен Церере | |
8 | Почему у многих древних народов мак – символ траура и скорби? Прочитайте , что говорится об этом в тексте? | |
9 | Найдите причастия | |
10 | Определите какое это причастие, обозначьте суффиксы. | |
11 | укажите номер предложения с причастным оборотом. Выпишите причастный оборот с главным словом, объясните постановку знаков препинания. | |
| Итоговая оценка | |
Работа с текстом №2. Имя____________________
| | оценка |
1 | Прочитайте текст№2.Разделите его на несколько частей и озаглавьте. | |
2 | Итак, скажите, пожалуйста, какую информацию вы узнали из этого текста? | |
3 | Выпишите, какие лечебные свойства мака самосейки применяются в современной народной медицине? | |
4 | В каких странах возделывают мак? | |
5 | С какой целью мак выращивают в северных районах? | |
6 | Какую еще информацию узнали из текста? | |
7 | Найдите слова с Ни НН | |
8 | Объясните правописание Ни НН в словах. | |
| Итоговая оценка | |