Урок русского языка в 7 классе на тему «Работа со сплошным текстом. Повторение темы "Причастие"»

1
0
Материал опубликован 6 December 2022 в группе

Тема урока : «Работа со сплошным текстом. Повторение темы «Причастие»

Цель: 1.формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста «Маки».

Повторить изученное по теме «Причастие»

Планируемые результаты:

Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: целеполагание; мотивация учебной деятельности; развивать самостоятельную познавательную деятельность.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; признавать право другого человека на иное мнение.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.

Рефлексивные УУД: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности: формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию

Технологии обучения:

п/п

Технология

Достигаемые результаты

1

Технология обучения в сотрудничестве

Эффективное взаимодействие учащихся и учителя

2

Здоровьесберегающая технология

Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости

3

Технология проблемного обучения (элемент0

Развитие аналитических способностей учащихся

4

Технология развития критического мышления

Повышение интереса к чтению



I.Организационный момент.

Добрый день всем! Я рада приветствовать вас в этот замечательный осенний день! В знак моей признательности примите эти цветы. Они выражают мои сегодняшние чувства.

II. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы выполним обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в дальнейшей учебе.

А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить отгадайте загадку:

Угадай, какой цветок

Вырастет игрушкой?

Потеряет лепесток –

Станет погремушкой. (мак).

Пекут с ним булочки, рулеты.

Так даже названы конфеты.

Цветочек, как вареный рак.

Узнали? Это красный …(мак).


III. Формулирование темы и целей урока.

Молодцы, ребята! О чем мы сегодня будем говорить?

Верно, сегодня у нас урок по формированию читательской грамотности .Мы будем читать и обсуждать тексты о маках.

Какие цели поставим перед собой?

(Научимся находить информацию в тексте , повторим тему «Причастие»)

Работать вы будете в группе. У вас на партах листки оценивания. Не забывайте оценивать свою работу.

Ребята, скажите, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы говорите о маке?

Варианты ответов: это цветок, растет на клумбах, в поле, из него делают начинку в пироги, используют в медицине.

А знаете ли вы, что красные маки – это символ памяти о павших на войне? (Нет)

.А знаете ли вы, что красный мак занесен в Красную книгу, поэтому не стоит срывать его в дикой природе? (Нет).

А знаете, что из семян снотворного мака изготавливают разные лекарственные препараты (болеутоляющие, от кашля и рака). (Нет).

Какова калорийность 100 г семян? (Нет) (525 ккал.)

Чтобы это узнать, что для этого нужно сделать? (Найти и прочитать информацию в каком-нибудь источнике).

IV. Деятельность по достижению решения задач

Вашему вниманию предлагаются 3 текста.Читать мы их будем с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни их них направлены на проверку понимания прочитанного, а другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

Работа с текстом №1

Прочитайте текст и выпишите ключевые слова (слова , которые повторяются)

О чем говорится в тексе №1?

Что говорится о маке? Какую информацию мы узнали из текста? Какие слова повторяются в тексте?

Как зовут бога сна?

Имя богини земледелия?

Кем является мать Персефоны?

Какой народ считает, что мак посвящен Церере

Почему у многих древних народов мак – символ траура и скорби? Прочитайте , что говорится об этом в тексте?

Найдите причастия. Определите какое это причастие,

обозначьте суффиксы. У доски по очереди.

укажите номер предложения с причастным оборотом. Выпишите причастный оборот с главным словом, объясните постановку знаков препинания. (на доске)


V.Физминутка.


Пальчиковая гимнастика «Маки»


Маков красные цветки

Распускают лепестки.

(Сложенные ладони медленно развести в стороны,

Не отрывая руки в запястьях).

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Покачивание пальцами).

Маков красные цветки

Завяли быстро лепестки.

(Сложить ладони в кулачки).

Маки коробочками качают,

Семена в них созревают.

(Сплести пальцы обеих рук, покачивание)

А как время подойдет

Их всюду ветер разнесет.

(Развести руки в стороны).


Как вы думаете, о чем нам может рассказать следующий текст? Читаем следующий текст №2.


Работа с текстом №2.


Прочитайте текст№2.Разделите его на несколько частей и озаглавьте.


1.Итак, скажите, пожалуйста, какую информацию вы узнали из этого текста?

2 Выпишите, какие лечебные свойства мака самосейки применяются в современной народной медицине?

2.В каких странах возделывают мак?

С какой целью мак выращивают в северных районах?

3.Какую еще информацию узнали из текста?

4. Найдите слова с Н. Объясните правописание Н в словах.(на доске)


Сравните 2 текста. Найдите, что общего в этих текстах. Чем отличаются тексты? Обсудите в группе.


Работа с текстом №3

Какую информацию мы узнали из этого текста? (Информацию о создании песни «Маки, маки, красные маки»).

Кто написал стихи этой песни? Григорий Поженян).

Почему красные маки – горькая память земли?

Не забудьте оценить себя в листах самооценки, прочтите 1 задание, оцените себя перед его выполнением. Приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя.


V. Рефлексия

Итак, что же мы узнали о маках? (ответы учащихся)

Ребята, а теперь посчитайте количество баллов в оценочных листах и определите уровень успешности выполнения работы. (повышенный – 75-100, базовый уровень – 50-74, пониженный – 25-49, недостаточный – 24 и менее.


И в заключении мы с вами выполним задание творческого характера. Я предлагаю вам составить синквейн по следующей схеме:

Название темы – одно существительное.

Описание темы – два прилагательных.

Описание действия, в рамках темы – три глагола.

Фраза, несущая определенный смысл – предложение 3-4 слова.

Синоним ключевого слова (существительное).

Например,

Маки

Тоненькие, грациозные.

Зарделись, качнулись, вспыхнули.

Наутро погасли и осыпались.

Память.

Маки.

Зрелые, сухие.

Ждут, тяжелеют, готовятся

Высыпаться из коробочки в землю.

Жизнь.

Верно! Молодцы!

VI.Домашнее задание.

Выполнить работу по тексту №3

Наш урок подошел концу! Всем спасибо.

Текст №1

1.Мак занимает особое место в балканской и славянской мифо-ритуальных традициях. 2.У большинства народов этот цветок связывался с символикой сна и смерти; в мифологии греков мак – атрибут Гипноса, бога сна, и Нюкты, персонифицированной Ночи. 3.Он же был одним из символов Деметры, богини земледелия, одно из прозвищ которой звучит как Мекона - «маковая»: благодаря своей чрезвычайной плодовитости этот цветок в фольклорных преданиях и ритуалах нередко ассоциировался с плодородием.4. В то же время атрибут намекает на связь богини с миром мертвых: она – олицетворение Матери-Земли, порождающей всё живое и принимающей в себе умерших, мать Персефоны, владычицы подземного мира. 5.У римлян считалось, что мак посвящен Церере, поскольку он растет среди злаков.6. Во многих легендах мак нередко ассоциируется с невинно пролитой кровью: существует поверье, что первые маки выросли из капель крови распятого Христа. 7.У многих древних народов – символ траура и скорби.

Текст №2

В современной народной медицине чаще применяются лечебные свойства мака самосейки. Настойку из его лепестков принимают от бессонницы, кашля, учащенного сердцебиения, лихорадки, лечат диарею и непроизвольное мочеиспускание, принимают при трахеитах и бронхитах. Она обладает успокаивающим, легким обезболивающим и снотворным действием, а также вяжущим, отхаркивающим и потогонным. Измельченные лепестки используют наружно как кровоостанавливающее средство. Экстракт из семян этого вида считается эффективным противоопухолевым средством.

Мак снотворный возделывают главным образом в Китае, Индии, Малой Азии, Афганистане. Для получения масла мак опийный выращивают в более северных районах. Некоторые виды рода Мак являются излюбленными декоративными растениями. Выведены разнообразные садовые формы.

Текст №3

Написал текст песни «Маки, маки, красные маки» поэт-фронтовик Григорий Поженян. Впервые композиция Юрия Антонова о цветах, окрашенных в цвет крови павших солдат, прозвучала в 1982 году в кинофильме «Взять живым». Автор песенных строк, знающий о войне не понаслышке, по праву ассоциирует красные маки, и с горькой памятью, и с совестью Земли. Наверное, поэтому уже долгие годы вместе с ветеранами и молодежь в День Победы поет эту песню.

На Федюнинских холмах – тишина.
Над Малаховым курганом – сны.
Будто не было войны, но война
похоронена на дне тишины.

И, казалось бы, всему вышел срок,
столько лет менялась в море вода.
А как выйдешь, как шагнешь за порог –
и от маков не уйти никуда.

Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?

Над Сапун-горой цветут тополя.
Над Сапун-горой летят журавли.
Но плывут из края в край по полям
маки, маки – совесть земли.

И казалось бы, ну что в том за страсть –
столько лет они пылают в траве.
Ах, как хочется в те травы упасть,
в красных маках полежать на земле!

Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?

На Федюнинских холмах – тишина.
Над Малаховым курганом – сны.
Будто не было войны, но война
похоронена на дне тишины.

Всё мне чудится порою: «Ура»!
Всё мне слышится команда: «Пли»!
И зажмуришься, а видишь: с утра
маки, маки по холмам поплыли.

Маки, маки, красные маки —
горькая память земли.
Неужели вам снятся атаки,
неужели вам снятся атаки
тех, кто с этих холмов не пришли?

Маки, маки, красные маки…1974 год.

Работа с текстом №3

Какую информацию мы узнали из этого текста? (Информацию о создании песни «Маки, маки, красные маки»).

Кто написал стихи этой песни? Григорий Поженян).

Почему красные маки – горькая память земли?

Не забудьте оценить себя в листах самооценки, прочтите 1 задание, оцените себя перед его выполнением. Приступайте к выполнению этого задания и после выполнения снова оцените себя.


Работа с текстом №1 имя __________________




Оценка

1

Прочитайте текст и выпишите ключевые слова (слова , которые повторяются)


2

О чем говорится в тексе №1?____________________________


3

Что говорится о маке? Какую информацию мы узнали из текста? Какие слова повторяются в тексте?


4

Как зовут бога сна?


5

Имя богини земледелия?


6

Кем является мать Персефоны?


7

Какой народ считает, что мак посвящен Церере


8

Почему у многих древних народов мак – символ траура и скорби? Прочитайте , что говорится об этом в тексте?


9

Найдите причастия


10

Определите какое это причастие, обозначьте суффиксы.


11

укажите номер предложения с причастным оборотом. Выпишите причастный оборот с главным словом, объясните постановку знаков препинания.



Итоговая оценка



Работа с текстом №2. Имя____________________




оценка

1

Прочитайте текст№2.Разделите его на несколько частей и озаглавьте.



2

Итак, скажите, пожалуйста, какую информацию вы узнали из этого текста?


3

Выпишите, какие лечебные свойства мака самосейки применяются в современной народной медицине?


4

В каких странах возделывают мак?


5

С какой целью мак выращивают в северных районах?


6

Какую еще информацию узнали из текста?


7

Найдите слова с Ни НН


8

Объясните правописание Ни НН в словах.




Итоговая оценка






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации