Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему: «Перелетные и зимующие птицы»

3
0
Материал опубликован 4 December 2017 в группе

Цель урока: учить различать зимующих и перелетных птиц.

Задачи:

Образовательные:

- формирование представлений о зимующих и перелетных птицах;

- уточнение знаний учащихся о многообразии птиц и их значении в природе;

Коррекционно-развивающие:

- развитие внимания, мышления, памяти через отгадывание загадок, игру «Поломанные слова», игру «Прилетели птицы»

- развитие речи через ответы на вопросы

Воспитательные:

-воспитание любви к природе, заботливого отношения к птицам

Ход урока:

1. Организация урока

         Вот опять звенит звонок,

        Начинается урок.

        На уроках не хихикай,

        Стул туда – сюда не двигай,

        Педагога уважай

        И соседу не мешай.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку.

Снится ночью червяку

Чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали? Это …(птица).

-Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о птицах: перелётных и зимующих.  Необычно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

4.Повторение пройденного

- Ребята, давайте мы с вами вспомним: чем покрыто тело птицы?

- Как передвигаются птицы?

- Где живут птицы?

- Какую пользу приносят птицы?

-Сегодня мы говорим о зимующих и перелетных птицах. Как вы думаете, где всю зиму живут зимующие птицы? Чем питаются? Как помощь зимующим птицам? Каких зимующих птиц вы знаете?

- А где зимуют перелетные птицы? Почему они улетают в теплые края? Когда перелетные птицы улетают? Когда возвращаются домой? Каких перелетных птиц вы знаете?

5. Игра «Поломанные слова»

Итак, сейчас мы и узнаем, насколько хорошо вы знаете зимующих и перелетных птиц.

ЗАДАНИЕ: нам надо узнать названия птиц . А это мы можем сделать после того, как исправим «поломанные» слова.

ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ, ТЕЛДЯ, ГИРЬСНЕ, НАРОВО

Это какие птицы? (Зимующие)

(на доску вывешиваются картинки с изображением птиц)

ЗАДАНИЕ: Догадайся, названия каких птиц зашифрованы? Соедини начало и конец названия. Каждому ученику выдается карточка с началом или концом названия птицы. Ребята ищут себе пару.

СОЛО

ЖАВО

СКВО

ЛАС

ЖУ

ЦАП

РЕЦ

РАВЛЬ

ВЕЙ

ЛЯ

РОНОК

ТОЧКА

Это какие птицы? (Перелётные)

- Когда улетают перелётные птицы?

(на доску вывешиваются картинки с изображением птиц)

6.Отгадай загадку «Знаешь ли ты птиц?»

Каждый, кто отгадает название птицы, находит ее на доске и посадит на ветку дерева, но при этом нужно посмотреть одно дерево весеннее для перелетных птиц, а второе для зимующих.

– Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – 

Собирает крошки,

По ночам ночует,

– зернышки ворует? (Воробей.)

– Кто присел на толстый сук

И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)

– Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее -… (Ворона.)

– Кто так громко всех стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

– Мы построили вдвоем,

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец,

Прилетай скорей … (Скворец.)

– На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат

На носу повисла капля…

Узнаете? Это… (Цапля.)

– В лесу ночном кукует птица.

Она позвать себя боится

Ку-ку…ку-ку не спит опушка

А птицу эту звать? (Кукушка.)

– Чернокрылый, красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)

7.Игра «Прилетели птицы»

- Я сейчас буду  называть птиц, но если вдруг ошибусь, вы скажите, какая тут ошибка.

- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Что неправильно?

Мухи! Да!

- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

- Прилетели птицы:

Голуби, куницы!

- Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Комары, кукушки…

- Прилетели птицы:

Аисты, кукушки,

Лебеди и утки –

Так спасибо шутке!

8.Сценка «Птичья полянка»

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

- Убирайся вон, задира, -

Просвистел ему скворец.

- Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и морозы

Терпеливо перенёс.

А сейчас под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей! –

Прочирикал воробей.

- Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом достался с детства.

Вылетай.

Мой клюв остёр.

А не то…

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

- Я, друзья, сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Только Миша слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

9.Сценка «Скворец». Г.Ходырев.

 – Птицы, как и люди, тоже заботятся о своих детях.

Скворец – заботливый отец.

Но чем унять скворчат?

Лишь выйдет из дому скворец,

Опять они кричат:

- Хочу букашку!

- Червячка!

- Давай комарика!

- Жучка!

- А мне бы до обеда

Хотя бы короеда!

Скворец – заботливый отец,

И всё, что есть в меню

Из рощи в дом несёт скворец

И кормит ребятню. 

10. Пение птиц.

- И в завершении нашего урока, я хотела бы вам дать послушать записи с пением некоторых птиц.

11. Итог урока

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации