Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему: «Перелетные и зимующие птицы»
Цель урока: учить различать зимующих и перелетных птиц.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о зимующих и перелетных птицах;
- уточнение знаний учащихся о многообразии птиц и их значении в природе;
Коррекционно-развивающие:
- развитие внимания, мышления, памяти через отгадывание загадок, игру «Поломанные слова», игру «Прилетели птицы»
- развитие речи через ответы на вопросы
Воспитательные:
-воспитание любви к природе, заботливого отношения к птицам
Ход урока:
1. Организация урока
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
На уроках не хихикай,
Стул туда – сюда не двигай,
Педагога уважай
И соседу не мешай.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Сообщение темы урока
Отгадайте загадку.
Снится ночью червяку
Чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это …(птица).
-Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о птицах: перелётных и зимующих. Необычно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
4.Повторение пройденного
- Ребята, давайте мы с вами вспомним: чем покрыто тело птицы?
- Как передвигаются птицы?
- Где живут птицы?
- Какую пользу приносят птицы?
-Сегодня мы говорим о зимующих и перелетных птицах. Как вы думаете, где всю зиму живут зимующие птицы? Чем питаются? Как помощь зимующим птицам? Каких зимующих птиц вы знаете?
- А где зимуют перелетные птицы? Почему они улетают в теплые края? Когда перелетные птицы улетают? Когда возвращаются домой? Каких перелетных птиц вы знаете?
5. Игра «Поломанные слова»
Итак, сейчас мы и узнаем, насколько хорошо вы знаете зимующих и перелетных птиц.
ЗАДАНИЕ: нам надо узнать названия птиц . А это мы можем сделать после того, как исправим «поломанные» слова.
ВАСО, РОСОКА, ЦАСИНИ, ТЕЛДЯ, ГИРЬСНЕ, НАРОВО
Это какие птицы? (Зимующие)
(на доску вывешиваются картинки с изображением птиц)
ЗАДАНИЕ: Догадайся, названия каких птиц зашифрованы? Соедини начало и конец названия. Каждому ученику выдается карточка с началом или концом названия птицы. Ребята ищут себе пару.
СОЛО
ЖАВО
СКВО
ЛАС
ЖУ
ЦАП
РЕЦ
РАВЛЬ
ВЕЙ
ЛЯ
РОНОК
ТОЧКА
Это какие птицы? (Перелётные)
- Когда улетают перелётные птицы?
(на доску вывешиваются картинки с изображением птиц)
6.Отгадай загадку «Знаешь ли ты птиц?»
Каждый, кто отгадает название птицы, находит ее на доске и посадит на ветку дерева, но при этом нужно посмотреть одно дерево весеннее для перелетных птиц, а второе для зимующих.
– Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
По ночам ночует,
– зернышки ворует? (Воробей.)
– Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)
– Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (Ворона.)
– Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
– Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.)
– На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (Цапля.)
– В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.)
– Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
7.Игра «Прилетели птицы»
- Я сейчас буду называть птиц, но если вдруг ошибусь, вы скажите, какая тут ошибка.
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Что неправильно?
Мухи! Да!
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
- Прилетели птицы:
Голуби, куницы!
- Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, стрижи,
Комары, кукушки…
- Прилетели птицы:
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки –
Так спасибо шутке!
8.Сценка «Птичья полянка»
Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья
Выгоняют из жилья.
- Убирайся вон, задира, -
Просвистел ему скворец.
- Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и морозы
Терпеливо перенёс.
А сейчас под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей! –
Прочирикал воробей.
- Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства.
Вылетай.
Мой клюв остёр.
А не то…
Но тут во двор
Со скворечней Миша вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал
И приветливо сказал:
- Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад.
Только Миша слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
9.Сценка «Скворец». Г.Ходырев.
– Птицы, как и люди, тоже заботятся о своих детях.
Скворец – заботливый отец.
Но чем унять скворчат?
Лишь выйдет из дому скворец,
Опять они кричат:
- Хочу букашку!
- Червячка!
- Давай комарика!
- Жучка!
- А мне бы до обеда
Хотя бы короеда!
Скворец – заботливый отец,
И всё, что есть в меню
Из рощи в дом несёт скворец
И кормит ребятню.
10. Пение птиц.
- И в завершении нашего урока, я хотела бы вам дать послушать записи с пением некоторых птиц.
11. Итог урока