Адаптированная рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 4 класса
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» . Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год. Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов Е.Д. Худенко, И.А.Терехова «Знакомство с окружающим миром» для 4 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида. Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе составлена на основе авторской программы В.В.Воронковой «Русский язык» раздел «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (Окружающий мир)» для 4 класса. (Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой. Целью уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в специальной (коррекционной) школе VIII вида является: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
1.Обогащение и активизация словарного запаса обучающихся.
2.Развитие умений понимать и употреблять в речи предложения различных структур.
3.Формирование умений оформлять связные речевые высказывания с соблюдением лексической, грамматической и композиционной правильности.
4.Формирование элементарных представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности.
5.Формирование представлений о мире, который находится вне поля их чувственного опыта.
6.Коррекция и развитие внимания, наблюдательности, чувственного восприятия, аналитико-синтетической деятельности учащихся, мышления на основе обучения способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности.
7. Формирование элементарных социальных навыков и духовно – нравственных ценностей.
Форма организации образовательного процесса.
Основными формы работы являются урок, фронтальная работа, индивидуальная работа. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Коррекции их мышления. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»
Предметные результаты
Достаточный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
ухаживать за одеждой и обувью;
поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.
меть ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;
уметь правильно строить взаимоотношения в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
уважительно относиться к своему народу, его народным традициям, старшему поколению;
уметь выбирать дело по душе, уважать чужой труд;
работать по алгоритму;
уметь правильно вести себя в природе;
Обучающиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов; выученные правила дорожного движения.
Минимальный уровень освоения предметных результатов
Обучающиеся должны уметь:
называть и с помощью характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
с помощью высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
с помощью ухаживать за одеждой и обувью;
с помощью поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами;
уметь осуществлять простейшее планирование своей деятельности;
понимать эмоции и настроения других людей, сочувствовать, сопереживать и правильно выражать свои эмоции;
соблюдать правила уличного движения.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.
№ |
Содержательные линии |
Кол-во час |
Коррекционно-развивающие задачи |
Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач. |
Пед. мониторинг |
1. |
Сезонные изменения в природе. |
|
- Развитие связной устной речи.
- Расширение кругозора.
-Активизация речевой и познавательной деятельности.
-Развитие слухоречевой памяти.
-Развитие логического мышления посредством упражнений анализа и синтеза.
-Развитие внимания, творческого мышления, восприятия, воображения.
|
Дифференцированный подход; Индивидуальный подход.
Практическая направленность, дифференцированный подход.
Личностно- ориентированная технология.
Технология дидактической игры. |
Обобщающий урок по теме.
Фронтальный, индивидуальный контроль.
Самостоятельные работы Проверочные работы Тестовый контроль.
Зачет |
2. |
Природа живая. |
|
|||
3. |
Природа неживая. |
|
|||
4 |
Труд людей. Профессии. |
|
|||
5 |
Жизнь и быт школьника. |
|
|||
6 |
Охрана здоровья. |
|
Учебно - методическое обеспечение.
1. Худенко Е.Д., Фёдорова Г.Е. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 4 класс.- М.:«Аркти», 2003.
2. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи.
Часть I (1-2 классы). - М.: «Руссико», 1994.
3. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. Русский язык. Программа для 0 -4 классов школ VIII вида // Коррекционная педагогика. – 2005. - №31 (7).
4. Белякова Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений. – М.: 1982.
5. Воронкова В.В. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. – М.: «Школа – Пресс», 1994.
Печатные пособия, игры.
Третьяков Т.С. Раздаточный иллюстративный материал «Играем и учимся» для старшей и подготовительной групп детских садов.
Баранов И.Г. Развивающее лото «Окружающий мир».
Селин М.И. Набор картин «Игры для малышей».
Учебно – наглядное пособие «Сюжетные картинки по развитию речи» 4 класс.
Игра «Логопедическое лото».
Комплект «Путешествие в мир растений».
И.Г.Баранов. Развивающее лото «Овощи, фрукты».
Плакат «Цветы».
Игра ботаническое лото «Зелёный друг».
Игра - лото «Ты откуда».
Игра - лото «большие и маленькие».
Комплект «Домашние животные».
Плакат «Животные леса».
Плакат «Дикие птицы».
Плакат «Домашние птицы».
Баранов И.Г. Развивающее лото «Одежда».
Баранов И.Г. Развивающее лото «Мой дом».
Печатные пособия (схемы, репродукции картин, серии картинок).
Технические средства обучения/ средства ИКТ.
Экранно-звуковые пособия.
Учебно- практическое оборудование.
Раздаточный дидактический материал : тесты, карточки.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема раздела Тема урока |
Дата |
Кол-во часов |
Планируемые |
результаты |
Деятельность учащихся |
Мониторинг |
Предметные |
Личностные |
||||||
|
1 четверть |
|
9 |
|
|
|
|
1 |
Времена года. Лето |
|
1 |
Уметь составлять предложения, рассказ о наблюдениях в природе |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Составление рассказа о наблюдениях в природе |
Беседа |
2 |
Начало осени. Сбор урожая. |
|
1 |
Знать когда и что убирают с полей, садов, огородов. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. |
Образовывать от существительных прилагательные, составлять рассказ о сборе урожая. |
Тест |
3 |
Сбор урожая. Овощи, фрукты. |
|
1 |
Знать что можно приготовить из собранных овощей и фруктов |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
Найти в таблице ошибки и рассказать, что можно сделать, приготовить из перечисленных овощей и фруктов. |
|
4 |
Овощи, фрукты, ягоды |
|
1 |
Описать овощ, фрукт или ягоду по плану |
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; |
составлять предложения о овощах, фруктах, ягодах. |
Зачет |
5 |
Грибы. |
|
1 |
Название грибов. Признаки отличия съедобных от несъедобных. Название частей гриба. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Работа с дидактическими карточками. |
|
6 |
Сентябрь-начало осени. Экскурсия. Сезонные изменения в природе. |
|
1 |
Знать признаки наступления осени. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. |
Составлять предложения о изменении сезонных явлений в природе. |
|
7 |
Полевые растения :рожь, кукуруза, овес. |
|
1 |
Название полевых растений |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; |
отгадывать загадки о полевых растениях. |
Самостоятельная работа |
8 |
Полевые растения и их использование. |
|
1 |
Где и зачем человек использует полевые растения. |
воспитание уважительного отношения к иному мнению; |
составить рассказ о полевых растениях, выбрав из слов в скобках нужное. |
|
9 |
Город. |
|
1 |
Знать названия городов. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. |
составить рассказ о своем городе. |
Проверочная работа |
|
2 Четверть |
|
7 |
|
|
|
|
1 |
Город. Поведение в городе. |
|
1 |
Правила поведения в городе. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; |
описание своего города по плану |
|
2 |
Времена года: середина осени. |
|
1 |
последовательно называть названия месяцев |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
составлять рассказ по картинке; задавать вопросы к картинке. |
Зачет |
3 |
Село, деревня. |
|
1 |
давать характеристику деревни, селу; подбирать слова признаки, действия. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Творческая работа. Рисунки города, села. |
|
4 |
Правила дорожного движения. |
|
1 |
правила безопасного дорожного движения. |
осознание себя как ученика |
Составлять предложения по картинке, используя слова из словаря. |
Проверочная работа |
5 |
Поздняя осень. Экскурсия. |
|
1 |
составлять рассказ по сюжетным картинкам. |
ценностное отношение к природе; |
Составление рассказа «Как ты и твои друзья готовятся к зиме». |
Тест |
6 |
Орехи. |
|
1 |
Составлять рассказ- описание по плану |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
разучивание загадок об орехе. |
|
7 |
Деревья, кустарники, травы. |
|
1 |
Отличие растений по стволам. |
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников. |
подготовка докладов по теме. |
Самостоятельная работа |
|
3 Четверть |
|
10 |
|
|
|
|
1 |
Разнообразие животных в природе. |
|
1 |
Уметь сравнивать описания животных; подбирать слова признаки, действия. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Описание по одному животному из каждой группы, используя план. |
Фронтальный опрос. |
2 |
Жизнь и быт школьника: квартира, комната. |
|
1 |
Уметь составлять диалога о квартире. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. |
Работа с сюжетными картинками. Составление рассказа по плану. |
|
3 |
Мебель. Как обставить квартиру. |
|
1 |
Уметь соотносить мебель с комнатой(спальня, кухня, гостиная). |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
Отгадывание загадок про мебель. Описание мебели в классе. |
Самостоятельная работа |
4 |
Посуда и уход за ней. |
|
1 |
Уметь сравнивать посуду, подбирать слова признаки, действия. |
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. |
Отгадывание загадок про посуду. Составление кроссворда. |
|
5 |
Погода и природа зимой. |
|
1 |
Знать правила пользования термометром. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. |
Составление рассказа по опорным словам. |
Зачет |
6 |
Охрана здоровья: отдых зимой. |
|
1 |
Уметь составлять рассказ- повествования. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. |
Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
|
7 |
Январь- начало года. Как я провел каникулы. |
|
1 |
Уметь составлять рассказ «Как я провел каникулы». |
воспитание уважительного отношения к иному мнению. |
Составление предложений по картинке, используя словарные слова. |
|
8 |
Растения зимой: хвойные растения. |
|
1 |
Знать названия хвойных растений, польза хвойных деревьев. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Работа по индивидуальным карточкам. |
Проверочная работа |
9 |
Домашние животные зимой: корова, лошадь и уход за ними. |
|
1 |
Уметь обобщать понятия, описывать объект. |
Работать в коллективе. |
Выполнение интерактивных упражнений. |
|
10 |
Дикие животные: лось, олень. |
|
1 |
Знать профессии: животновод, ветеринар; знать как ухаживать за лошадью и коровой. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. |
Рассказать по плану о домашнем животном и правилах ухода за ними. |
Зачет |
|
4 четверть |
|
9 |
|
|
|
|
1 |
Труд людей зимой. |
|
1 |
Уметь составлять рассказ- повествования по заданному началу. |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями. |
Отгадывание загадок. Решение ребусов. |
|
2 |
Сезонные изменения в природе: весна. Экскурсия. |
|
1 |
Знать сезонные изменения в природе весной. |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. |
|
3 |
Режим школьника. |
|
1 |
Соблюдать режимные моменты школьника. |
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
Составлять и соблюдать режим дня. |
Тестовый контроль |
4 |
Домашние птицы: гусь, индюк. |
|
1 |
Знать домашних птиц, чем они питаются, их польза человеку. |
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. |
Составление рассказа о гусе или лебеде по плану. |
|
5 |
Дикие птицы: лебедь, гусь. |
|
1 |
Знать диких птиц, места их обитания, чем питаются. |
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. |
Описать по плану. Подбирать слова- признаки, характеризующие птиц. |
Самостоятельная работа |
6 |
Зимующие и перелетные птицы. |
|
1 |
Знать и отличать зимующих и перелетных птиц. |
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. |
Работа с раздаточным материалом. Отгадывание загадок. |
|
7 |
Насекомые вредные и полезные. |
|
1 |
Знать названия насекомых, места и обитания; их пользу и вред. |
воспитание уважительного отношения к иному мнению. |
Описание насекомого по образцу. |
Зачет |
8 |
Рыбы. Рыбы в аквариуме. |
|
1 |
Знать названия рыб, части тела рыбы. |
Работать в коллективе. |
Работать по индивидуальным карточкам. |
|
9 |
Здоровье человека. Наше питание. Наш сон. |
|
1 |
Соблюдать режим питания, знать полезные продукты питания. Знать правила полезного сна. |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Выполнение проверочных упражнений. |
Проверочная работа |
Янова Татьяна Викторовна
Артеменко Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Артеменко Елена Николаевна
Панагушина Елена Аркадьевна
Артеменко Елена Николаевна
Ильина Оксана Геннадьевна
Артеменко Елена Николаевна
Перминова Елена Федоровна
Ефимова Алла Ивановна