Урок технологии в 8 классе «Вышивание как вид декоративно-прикладного искусства. Простейшие декоративные швы в вышивании»

3
1
Материал опубликован 4 January 2022

УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ


ТЕМА: «ВЫШИВАНИЕ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

ПРОСТЕЙШИЕ ДЕКОРАТИВНЫЕ ШВЫ В ВЫШИВАНИИ»



Цели урока:

Образовательная:  Ознакомить учащихся : - с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме;

-с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами. Освоить приемы вышивания.

Развивающая: развивать творческие способности, образное мышление сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: готовые вышитые изделия, технологические карты по технике выполнения декоративных швов, журналы по рукоделию, образцы вышивания, технологические карты по освоению основных декоративных швов. Оборудование: Мультимедийное устройство для демонстрации презентации, , инструменты и приспособления для вышивания .



















Ход урока:



1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока ( слайд 1,2)

3. Сообщение теоретических сведений урока.

Рассказ учителя о истории возникновения вышивки с показом презентации по теме.

От того, что мы забываем о Солнце, оно не перестает нам светить, прощая нас забывчивых. Так и народ, в целом, прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды, предания, легенды, поверья, молитвы, традиционные украшения одежды и жилищ. Любой народ бережлив, но для каждодневной жизни остается только самое ценное и необходимое. Вышивка — способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками. Этот вид рукоделия возник давно, возможно, именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур ( слайд 3) Искусство вышивки уходит корнями в далекое прошлое. В то время, когда древний человек сделал первый декоративный стежок на своей одежде. Вышивка позволяла выделиться, т.к. на изготавливаемых тканях зачастую отсутствовал орнамент ( слайд 4) Точно не известно, где и как появилась вышивка. Вышивок, датируемых ранее XII века, практически не осталось. Известно, что в Азии это искусство было известно задолго до того, как его начали использовать греки и римляне. Кстати, именно в Греции и Риме очень популярна была вышивка золотой нитью. Эта традиция была так распространена, что пытались даже запретить и ограничить такое рукоделие как неоправданную роскошь. Техника и богатство исполнения вышивки достигло своего апогея при византийских царях. Тогда же впервые начали использовать серебряные нити. Толчком в развитии всех искусств, и вышивания в том числе, послужила эпоха Возрождения, в частности, политика двора Лоренцо Медичи. Лучшие художницы разрабатывали схемы и рисунки для вышивальщиц

В Византии вышивку на тканях выполняли в виде сложных рисунков, геометрических фигур или сцен повседневной жизни. Однако особенно выделялась византийская вышивка, на которой рукодельницы искусно вышивали поразительные изображения растительного мира.( слайд 5)

Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир. Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно. Такая вышивка популярна и в наше время. ( слайд 6)



Вышивка в Средние века унаследовало искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины. Именно в средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты. Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства. ( слайд 7)

ВОСТОЧНАЯ вышивка получила свое начало ещё в VI-V веке до н.э. Китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. ( слайд 8)

Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией. Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение. ( слайд 9)

Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портрета. Это требовало мастерства и аккуратности. Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого! Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните, тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас .( слайд 10)

Французы всегда знали толк в красивой одежде. Вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства . ( слайд 11)

Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки. Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус. ( слайд12)

В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.( слайд 13)

В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом. Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. ( слайд 14)

Любимым занятием русских женщин всегда было рукоделие. 

Вышивать умели все: от самых юных до старух; от самых богатых до оборванных крестьянок. На Руси вышивке всегда придавали особое значение, ведь вышивание связано с традициями русского народа. Особенно это относится к кресту. Крест считался оберегом, способным защитить от сглаза и нечистой силы. Во времена язычества основные изделия, которые расписывались вышитыми узорами, это полотенца, простыни, занавески. Расшивались также рубахи, сарафаны, свадебные платья ( слайд 15)



4.Изучение нового материала.

Для начала, чтобы ощутить всю прелесть вышивания потребуются весьма несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, линейка или сантиметровая лента, пяльцы. Напёрсток необходим для предохранения пальцев от прокола. Он может быть металлическим или пластмассовым. Наперсток надевают на средний палец правой руки, подбирают точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него. Хорошо подобранный наперсток облегчает и ускоряет вышивание. Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с загнутыми концами — для обрезания рабочих ниток, надрезания и выдёргивания нитей из ткани, для оформления краев ткани при раскрое, средних размеров — для обработки краев изделия и разрезания мотков ниток и большие – для раскроя ткани. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться. Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения вышитой работы от стягивания. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы. Круглых пялец желательно иметь в арсенале несколько разных по размеру. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, чтобы избежать деформации вышитого рисунка после снятия ткани с пялец. Иглы для вышивания. Такие иглы по сравнению с иглами для шитья имеют закругленный конец, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое удлиненное ушко, в которое легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно. Линейка или сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.

Инструменты и приспособления располагаются справа, а материалы – слева от себя. Очень важно принять правильное положение при вышивании. Расстояние от глаз до работы – 25 – 30 см. Ткань для вышивания При вышивке можно использовать следующие ткани. Лен-ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом. Хлопчатобумажная ткань обладает прочностью и мягкостью. Эти свойства ткани важны в данной работе. Используется для глади, ришелье, креста и контурной вышивки. Мешковина - ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей. Кроме тканей необходимо правильно подобрать нитки. Нитки для вышивки: мулине обычно изготавливают из хлопка, кроме того, в продаже бывают мулине с металлизированными нитями и мулине из мерсеризированного хлопка (специально обработанного с целью повышения блеска и прочности волокон). Можно вышивать шелковыми, шерстяными и синтетическими нитками. Яркие нитки проверяют, линяют ли они.

Существует множество приемов,но все они основаны на ручных стежках и строчках. Основными видами декоративных стежков ручной вышивки являются:

1. Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

2. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

3. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

4. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

5. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия.




5. Физкультминутка

Гимнастика для глаз: Сесть прямо, удобно.

-Посмотреть направо, налево, вверх, вниз (вниз как можно глубже, чтобы увидеть пол)-5 раз

- Оглянуться на противоположную сторону стены, посмотрели. Смотрим на стену перед собой, закрыли глазки. Представили, что сзади. Открыли глаза-5 раз.

- Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза-5 раз.

- Поставили ладошку перед глазами - посмотрели, отодвинули ладошку –посмотрели- убрали ладошку - 5 раз.

Выполнение физкультминутки




6. Практическая часть урока.


Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

- хранить ножницы в футляре;

- на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

- во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

- передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

- хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

- не оставлять их на рабочем месте;

- ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

- не вкалывать их в одежду;

- перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки;

- не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

- куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

Практическая работа: выполнение простейших швов, используя технологическую карту .

Текущий инструктаж по выполнению швов.



7. Рефлексия урока


Чем понравился вам сегодняшний урок?

Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

- Что относится в вышивании к материалам?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились на данном занятии?

- Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?


Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной


8. Подведение итогов урока


Оценивание работ учащихся.

Указание недочетов в работе.

Уборка рабочих мест.

Учитель благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.



t1641305133aa.jpgt1641305133ab.gif

t1641305133ac.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Викторовна! Вы указываете на презентацию, но я её не вижу.

4 January 2022

Похожие публикации