Урок по технологии для девочек в 6 классе «Ручные работы. Перенос линий выкройки копировальными стежками»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока технологии
Ф.И.О. учителя Косеши Ольга Викторовна
Класс: 6 Дата: 21 ноября 2018 года
Тема урока. Ручные работы. Практическая работа №13 «Перенос линий выкройки»
Цель урока: Формирование универсальных учебных действий в условиях решения практических задач.
Задачи:
-
Повторить терминологию и технологию выполнения ручных работ.
Развивать навыки рациональной организации рабочего места при ручных швейных работах, соблюдения правил безопасного труда.
Отработать технологию выполнения копировальных стежков.
Развивать самостоятельную активность;
Способствовать приобретению навыков самооценки, рефлексии.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность, уважение к труду людей.
Требования к уровню освоения учебного материала на конец урока
Предметные результаты:
- знать о требованиях к выполнению ручных работ, технологию и терминологию выполнения ручных швов,
- уметь переносить линии выкройки при помощи копировальных строчек,
- соблюдать технику безопасности при выполнении ручных работ.
Личностные результаты:
- формирование готовности к самостоятельным действиям, уважения к труду людей и своему труду, владения основами самоконтроля и самооценки с позиции профессионального самоопределения.
Метапредметные результаты:
- познавательные УУД – проведение обобщения и анализа; извлечение необходимой информации, умение перерабатывать и применять полученную информацию о ручных работах на практике, умение делать выводы, соблюдение технологии, норм безопасности.
- регулятивные УУД – целеполагание, осуществление пооперационного и итогового контроля деятельности, рефлексия, оценка и самооценка.
- коммуникативные УУД – умение слушать и понимать речь других, умение формулировать собственное мнение и позицию, вести познавательный диалог по теме урока, слушать одноклассников, учителя, воспринимать мнение других, работать в группе.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник технологии (§ 18-19), рабочая тетрадь; карточки с «разрядами»; инструкция с технологией выполнения копировальных строчек; инструменты и приспособления для ручных работ; раскроенные изделия, продукты и кастрюля для рефлексии.
Методы и методические приемы обучения: интерактивная игра, работа по инструкции, фронтальный опрос, практическая работа, АМО: на этапе актуализации знаний - «Интеллектуальная разминка», на этапе организации практической работы – «Игра в портних», на этапе рефлексии - «Ресторан».
Тип урока: урок развития практических (технологических) умений (по М.И. Махмутову и В.С. Ледневу).
Межпредметные связи: технология 5 класс.
Характеристика этапов урока
№ |
Название этапа, цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности |
Приветствует учащихся: |
Учащиеся проверяют свою готовность к уроку. |
2 |
Актуализация знаний |
Учитель: чтобы понять, какова тема нашего урока, я предлагаю вам сыграть в интерактивную игру «Швейный лабиринт». Разделимся на две команды. Учитель объясняет правила игры. Проводится игра (см. приложение 1), после которой учитель задает вопрос «О каких видах работ были вопросы в этой игре?» Учитель: «Да, верно (или подводит к правильному ответу). Мы с вами из 5 класса знаем разнообразные ручные работы. Назовите их».
Учитель: из этого разнообразия ручных работ необходимо определить, чем конкретно мы сегодня будем заниматься. Приглашает трех учащихся к доске сгруппировать термины (слова) в соответствии с заданиями, которые записаны в карточках, - этапы изготовления одежды, способы переноса линий выкройки и определения стежка, строчки, что из себя представляет копировальная строчка. (см. приложение 2). |
Проходит игра Отвечают на вопрос учителя: О ручных работах. Перечисляют: Сметывание, заметывание, наметывание, приметывание, пришивание, копировальные стежки (строчка), выметывание, обметывание. По заданиям в карточках группируют термины. Затем проверяют, как выполнено задания у одноклассниц. В случае согласия размещают на доску зеленый смайлик, в случае несогласия красный и обосновывают свое несогласие. |
3 |
Целеполагание
|
Учитель: посмотрите внимательно на наши группы терминов и определите, какая задача поставлена перед вами на этом уроке. Корректирует ответы учащихся, подводит к формулировке темы, цели и задач. В качестве наводящих вопросов могут быть: 1.К какому этапу в изготовлении швейного изделия мы уже подошли? (к переносу линий выкройки) 2. какой вид ручных работ мы применяли в 5 классе для переноса линий выкройки? |
Перенос линий выкройки при помощи копировальной строчки |
4 |
Составление алгоритма выполняемой работы |
Учитель: Итак, тема нашего урока «Перенос линий выкройки копировальной строчкой». Слайд 1 (см. Приложение 3) Назовите, какие инструменты и приспособления для выполнения этой ручной работы мы будем использовать. Как организуем рабочее место для выполнения ручных швейных работ?
Каковы правила безопасного труда? (беседа)
Слайд 2 (см.Приложение3).Демонстрирует образец копировальных стежков. Учитель: обращает внимание на то, что этот приём — самый трудоёмкий и его применяют для тонких тканей, которые легко повредить копировальным колесиком и булавками; предупреждает, что при выполнении копирования линий прямыми стежками нитку не нужно закреплять на ткани ни в начале строчки, ни в конце, для того чтобы в дальнейшем её можно было быстро удалить. |
Иголки ручные, ножницы, нитки.
Иглы должны находиться в игольнице, ножницы с сомкнутыми лезвиями, нитки не запутаны, свет падает слева спереди. Ножницы передаем сомкнутыми лезвиями к себе. Нитки отрезаем ножницами. Волосы собраны в хвост или под косынку. |
5 |
Организация практической работы. Физкультминутка |
Направляет и контролирует действия учеников, по ходу работы отдавая необходимые распоряжения Приложение 4 |
Выполняют практическую работу. |
6 |
Анализ и самоанализ результатов работы |
Контроль выполнения копировальных строчек |
За 15 минут до конца урока присваивают разряд своей работе, оценивая работу по критериям (критерии описаны на карточках разного цвета, находятся на столах у уч-ся, у каждого все три «разряда»). Приложение 5 |
7 |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Учитель: (использует АМО «Ресторан») Проведение: - если вы усвоили весь материал, то положите 5 продуктов, - если вы считаете, что-то необходимо повторить еще, то положите 3 продукта, - если для вас информации было слишком много, то положите 1 продукт. Все это необходимо делать с комментарием. По наполненности кастрюли можно сказать об отношении к нему уч-ся. |
Оценивают содержание урока, дают комментарии по итогам своей работы (выполнили или не выполнили поставленные задачи) |
Используемая литература.
Технология. Технологии ведения дома: 6 класс/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: методическое пособие/ Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2016.
ГАОУ ДПО «Институт развития образования республики Татарстан». Методическое пособие «Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО. – Казань, 2015.
А Гин. Приемы педагогической техники: Свобода выбор. Открытость. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 13-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2013 .
Сайт учителя технологии лицея № 48 г. Калуги Ларьковой Галины Владимировны
Ларькова Галина Владимировна