Конспект урока по обществознанию «Политика и политические партии» (7 класс)
Сурганова Ирина Петровна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «ООШ с.Михайловки»
Харабалинского района
Астраханской области
Конспект урока по обществознанию «Политика и политические партии» 7 класс
Цель урока : рассказать о политических партиях
Задачи
Образовательные: рассказать о политических партиях
Воспитательные : воспитывать толерантность
Развивающие: продолжить формировать навыки работы с текстом учебника; развив. умение составлять таблицу
Оборудование - учебник Соболевой и презентация
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте ребята и уважаемые коллеги!
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Проверка домашнего задания.
Мы с вами продолжаем изучать тему «Общество и государство», но прежде чем идти дальше, я хочу узнать, что вы усвоили и предлагаю вам поиграть. Давайте проведем с вами блиц- игру. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Вика, ты я назначаю тебя моим помощником, ты будешь вести подсчет баллов.
Итак, поехали.
Сколько ветвей власти в демократическом государстве?
Как они называются?
Как называется законодательный орган власти в России?
Из каких палат он состоит?
Какие задачи у исполнительных органов власти?
Приведите пример исполнительного органа власти в РФ
К какой ветви власти относится должность Президента?
Какие функции выполняет Президент?
При выполнении каких условий человек может стать Президентом РФ?
Как участвует народ в формировании органов власти?
Как часто проходят выборы Президента?
А в государственную Думу?
Что такое избирательная кампания?
Какие мероприятия проходят в ходе избирательной кампании?
Кто у нас набрал больше всех баллов по результатам игры. Погладили себя по голове, сказали: «Я молодец»
3. Мотивационно-целевой этап
Продолжаем наш урок. Мы с вами изучили, что такое государство, формы правления, формы административно-территориального устройства, политические режимы. Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? Подсказка на слайде.
Правильно, тема нашего урока «Политика и политические партии». Запишите тему в тетрадь.
Проблемный вопрос: "Что такое политические партии и зачем они нужны?
Введение в новый материал
Первые упоминания о политических партиях встречаются еще у мыслителей Древнего мира. Так, древнегреческий ученый
Аристотель писал о разгоревшейся в Аттике ( V I в. до н. э.) борьбе между тремя партиями — жителей морского побережья, жителей равнины, жителей гор в Аттике, а также о борьбе между партией знати и партией народа в Афинах более позднего периода.
В Средние века политические группировки (партии) чаще всего были временными объединениями. Их появление обычно
вызывалось обострением классовых, а также сословных, религиозных, семейно-родовых противоречий.
Прототипы современных политических партий возникали в условиях кризиса феодального общества, когда к участию в правлении стали привлекаться широкие общественные круги. Вспомните, какие партии в 17 веке возникли в Великобритании? (Тори и виги.)
5. Работа по теме урока
Что такое политическая партия? Что узнать о чем пойдет речь, найдите определение политической партии в словаре. Давайте запишем.
Политическая партия -политическая организация , выражающая интересы определенных социальных групп ,объединяющая их наиболее активных представителей и участвующая борьба за власть .
Следовательно, политическая партия — это организованная группа людей, разделяющая общую политическую программу, и стремящаяся законным путём прийти к власти
Давайте с вами определим, какие же признаки есть у партии. У вас на столах выписка из Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "О политических партиях"
Прочитайте и определите, какие признаки есть у партии
1. устав
2. программа
3. руководящие органы
4. партийный лидер
Какие современные партии вы знаете ?
«Единая Россия» лидер Медведев Д.
КПРФ Зюганов Г.
ЛДПР Жириновский В.
Справедливая Россия Миронов С.
Какую роль играет политический лидер в деятельности партии? Какими качествами он должен обладать?
Молодцы, переходим к изучению следующего вопроса.
Как действует политическая партия?
У вас на столах есть листочки с текстом. Изучите его, делая пометки на полях. «V» – «знал», «+» – «узнал новое», «- »- «готов поспорить», «?» - «возникает вопрос»
Что вы узнали нового? Что вы хотели бы узнать подробнее?
Хорошо, теперь давайте составим с Вами план рассказа «Как действуют политические партии».
Примерный вариант плана
Политические партии выражают интересы каких-либо социальных групп.
Партия стремится влиять на политику государства :
а) выдвигает кандидата на пост президента;
б) участвует в выборах в парламент, органы местной
власти;
в) проводит избирательные кампании.
Деятельность региональных партийных отделений.
Как вы думаете, являются ли партиями организации «Трезвая Россия», «Стопхам», «Матери России», «Совет ветеранов», женсовет? Нет. Они являются общественно-политическими движениями.
Прочитайте тест на стр. 130. Чем отличается общественно-политическое движение от партии.
Политические движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть.
Давайте составим с вами таблицу чем похожи и чем различаются общественно-политические движения и партии.
политические партии |
политические движения |
Защита интересов различных социальных групп Участие в политической жизни |
|
Четкая организационная структура |
нет |
Устав |
нет |
Постоянное членство |
нет |
Достижение власти |
влияние на власть |
Постоянный характер |
Временный характер |
Участие в выборах, принятие законов в парламенте |
Митинги, демонстрации, петиции |
Что значит слова «Оппоцизия»? Прочитайте определение в учебнике.
Противостояние. Это те партии, которые выступают против принятия какого либо решения.
Однако в любом обществе всегда имеются политические силы, действующие недемократическими или даже насильственными методами . Из уст их лидеры часто звучат призывы к крайнем мерам как единственному способу решения общественных проблем. Подобные партии и движения совершают действия , способные разрушить общественную стабильность , разжечь религиозную вражду ,вызвать социальные потрясения с не предсказуемыми последствиями .Такие действия называют политический экстремизм .
В их основе лежит насилие, одержимость, бездумное выполнение приказов своих лидеров
Примеры - молодежное движение скинхедов и эгил.
В чем заключается социальная опасность политического экстремизма?
(Экстремизм «может вызвать социальные потрясения с непредсказуемыми последствиями»)
V. Рефлексия. (7-8мин.)
Давайте с вами попробуем выполнить задание:
Определите являются партиями или движениями следующие организации: Единая Россия, Зеленые, Совет ветеранов, скинхеды, ЛДПР, Общество любителей животных.
В начале урока мы озвучили тему. Я предлагаю вам поработать в паре, с соседом, и отразить полученные знания в форме синквейне.
Первая строчка – представляет собой существительное, как правило, ключевое слово, понятие урока или тему.
Вторая строчка – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного. Третья строчка – три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящие с данным существительным. Четвертая – ключевая фраза, наиболее важная идея. Формула:
существительное
прилагательное прилагательное
глагол глагол глагол
ключевая фраза
существительное
(проверка творческого задания)
С заданием все справились, молодцы.
Мы с вами рассмотрели понятие, признаки виды политических партий. Давайте попробуем обобщить весь материал, изученный на уроке, и сделаем вывод о том, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали на уроке.
Вопросы на закрепление материала:
Есть ли польза от политических партий? В чем она может проявляться?
Чем политические партии отличаются от других объединений?
Зачем создаются политические партии? Каковы их цели?
В чем сущность оппозиционных партий?
VI. Подведение итогов, выставление оценок. (2-3 мин).
Запишите домашнее задание: пар 20, задание 7, 8
Отметить работу детей, их активность и старательность.
Урок окончен. До свидания.
Список использованной литературы
1. Введение в политологию К. С. Гаджиева. М.: Просвещение, 1994
2. Дорофеев В. И., Родионов В. А. Основы политологии. СГУ, 1993.
3. Введение в политологию. М.: Просвещение, 1995.
4. Панарин А. С. Политология. М.: Проспект,1997.
5. Политические партии: Справочник. М.: Политиздат, 1986.
6. Политологический словарь. Под ред. Миголатьева А. А. М.: 1994.
7. Соболева О. Б., Корсун Р.П. Обществознание : Человек в обществе : 7 класс / под общ. ред. Г. А. Бордовского. – 2-е изд., испр. и дораб. – М. : Вентана-Граф, 2015 г.