Урок по теме «Деньги и их функции»
Тема: «Деньги и их функции»
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения денег, их формами и видами.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся давать определение понятию «деньги», определять их функции
Метапредметные:
Познавательные: освоение способов решения проблем практического характера.
Коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Тип урока: усвоение новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Целеполагание и мотивация
Звучит запись группы ABBA«Money,money...»
На доске представлены мемы.
Тема урока? (деньги)
Урок начинается с выражения сочувствия к школьникам, что они устали. Почему бы им не пойти домой? Родители будут ругать! Это же не справедливо! Наверное, они сейчас телевизор смотрят, а вас заставляют учиться! А зачем они ходят на работу? Их, наверное, тоже родители заставляют? Деньги? Это же просто бумага! Зачем они нужны?
- Чего мы не знаем о деньгах?
(понятие, история, функции, виды денег)
Корзина идей. А что такое деньги на Ваш взгляд? «Представьте себе, что к Вам на улице обратился корреспондент одной из местных газет с вопросом «Что такое деньги»? Что Вы ему ответите?». Обучающиеся называют и фиксируют свои ответы на доске.
Монеты
Купюры
Что нужно для удовлетворения потребностей
Зло
3.Актуализация знаний
С чего мы должны начать изучение новой темы? В данном случае, с истории возникновения денег.
Для этого я предлагаю вам совершить путешествие во времени.
Представьте себя посетителями Московской ярмарки в 15 веке. У каждого из вас есть карточки с названиями разных предметов, имеющихся у вас и того, что вам нужно. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый. Время на выполнение – 3 минуты.
КУПЕЦ | Надо: Зерно, мех | |
ткани | пряности | |
РЕМЕСЛЕННИК | Надо: Зерно, ткани, продукты, соль | |
ножи | кувшины | |
серпы | Наконечники для стрел | |
ОХОТНИК | Надо: оружие, соль, зерно, раст.масло | |
меха | шерсть | |
кожи | соль | |
КРЕСТЬЯНИН | Надо: соль, серп, плуг | |
зерно | Раст. масло | |
яйца | молоко |
- Понравилось ли вам на ярмарке?
- Какие сложности возникли при обмене? Чем неудобен этот вид обмена?
- Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. Что можно было обменять на любой товар и не использовать целую цепочку и ценить время.
И таким товаром стали металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами,
как относительно высокая себестоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства.
Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений .
Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах.
Товары-посредники стали выполнять роль эквивалента, т.е. нечто равноценного, равнозначного. Сейчас в роли такого эквивалента мы используем деньги.
Давайте сформулируем понятие ДЕНЬГИ, используя термины ЭКВИВАЛЕНТ, СТОИМОСТЬ, ТОВАР, УСЛУГА.
ДЕНЬГИ- это всеобщий эквивалент, служащий для соизмерения стоимости товаров или услуг.
Давайте подведем итог. Какие предметы использовались в качестве посредника при обмене? Составим кластер.
4. Открытие новых знаний
Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
А для чего нужны деньги?
Используя текст учебника на стр. 138 заполните в тетрадях схему.
Давайте познакомимся с данными функциями более подробно.
Задача учащихся определить, о какой из функций денег идет речь:
Задание
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку. (Мера стоимости).
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке.(Средство платежа).
Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (Средство обращения).
«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. (Средство накопления)
Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль. (Мировые деньги)
А теперь посмотрим на предметы у меня в руках. Что связывает эти два предмета?
Какие деньги хранят в кошелке, какие на карте?
В современной экономике используются деньги наличные и безналичные.
Наличность – деньги, которые передаются из рук в руки. Другими словами, это металлические монеты и бумажные купюры (банкноты).
Безналичные – деньги на банковском счете, используемые для оплаты, а также для взаимных расчетов путем перечисления денег с одного счета на другой без участия наличных денег (монет и купюр).
Работа в парах, 1 ряд выделяет преимущества и недостатки бумажных денег, 2 ряд преимущества и недостатки безналичных денег.
Обсуждение и вывод.
Если у вас много денег их можно хранить их в банке. К сожалению, сейчас можно потерять накопления, став жертвой мошенников.
Рассмотрим некоторые ситуации:
С Алексеем связался сотрудник банка, в котором у него открыт вклад, и попросил назвать пин-код его банковской карточки, объясняя это необходимостью проверить баланс карты.
Объясните, в чем заключается опасность данной ситуации для личных финансов Алексея.
Как ему в данной ситуации следует правильно поступить?
4. Стадия рефлексии.
Обучающимся предлагается исправить и дополнить корзину идей на доске. Ответы учеников корректируются, а затем фиксируются на доске. Теперь «корзина идей» выглядит следующим образом:
Монеты, купюры
Мера стоимости
Средство обращения
Что нужно для удовлетворения потребностей
Средство платежа
Средство накопления
Особый товар
Мировые деньги
Наличные
Безналичные
Работа в парах. Обучающиеся должны составить синквейн. Синквейны сдаются учителю. На следующем уроке наиболее интересные синквейны озвучиваются.
Сколько денег тебе нужно для счастья?
ПОМНИТЕ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ.
Параграф 13 читать, задания в классе и дома №3,7 письменно. Для любознательных, темы сообщений: 1. Валюта разных стран мира, 2. Юбилейные монеты банка России.
Задания по теме «Деньги»
1.Установите соответствие между функциями денег и иллюстрирующими их примерами:
1. Мера стоимости | А) Нина положила деньги в банк на депозит |
2. Средство накопления | Б) Артем рассчитался наличными деньги за услуги связи |
3. Средство обращения | В) Максим приобрел букет цветов за1000 рублей |
4. Средство платежа | Г) Крупная российская компания совершила внешнеторговую операцию |
5. Мировые деньги | Д) Марина перевела деньги на счет приюта для животных |
2.В ходе телепередачи было высказано мнение: «Реклама толкает людей на покупки ненужных им товаров».
1. Как Вы понимаете смысл слова «реклама»?
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как, по Вашему мнению, человек может избежать влияния навязчивой рекламы?
3.Совершеннолетнему Роману Р. Пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована. Была попытка несанкционированного снятии денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и ПИН-код. В ближайшее время вопрос будет решен. Банк Д.»
В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа?
Как ему правильно поступить в данной ситуации?
4.Ученик 10 класса Никита С. Оформил в банке «Нептун» электронную карту. Банк предложил ему для удобства использования карты подключить мобильный банк.
В чем состоит удобство пользования интернет-банкингом?
Какие правила безопасности необходимо соблюдать Никите С. При пользовании мобильным банком?