Урок биологии по теме «Иммунология на службе здоровья» (8 класс)
Конспект урока биологии по ФГОС
Урок по теме «Иммунология на службе здоровья» (8 класс)
Цели урока:
1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении основных понятий иммунологии и определение значения данной науки для сохранения здоровья человека.
2. Предметно-дидактическая: формирование знаний учащихся о заслугах Э.Дженнера и Л.Пастера в изобретении вакцины, о видах иммунитета и сложных вопросах, связанных с иммунологией (переливание крови, аллергия, тканевая несовместимость)
Планируемые образовательные результаты урока:
Предметные:
характеризуют виды иммунитета;
приводят примеры естественного (пассивного и активного), искусственного (пассивного и активного) иммунитета;
знают ученых – основателей иммунологии;
знают определения естественный и искусственный иммунитет;
знают понятия: вакцина, сыворотка, прививка, группы крови, резус фактор, резус – конфликт, реципиент, донор, аллергия, аллерген, тканевая несовместимость;
понимают переливание групп крови и методику определения групп крови;
различают и могут сравнивать понятия «вакцина» и «сыворотка»;
умеют отличить естественный активный от и естественного пассивного, искусственный активный от искусственного пассивного;
раскрывают взаимосвязь между группами крови, резус фактором.
Метапредметные:
участвуют в выявлении, постановке и решении учебной проблемы;
Находят необходимую информацию, работают с различными источниками информации;
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;
сотрудничают с одноклассниками (в группах);
выражают и аргументируют свои мысли;
оценивают правильность выполнения своих действий и заданий.
Личностные:
убеждаются в познаваемости мира;
осознают роль иммунологии в познании окружающего мира;
учатся оценивать результаты продвижения к поставленной цели;
убеждаются в необходимости вакцинации;
проявляют интерес к изучению биологии и иммунологии;
убеждаются в необходимости знаний о переливании крови и резус факторе, аллергии, тканевой совместимости.
Тип урока:
1. По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.
2. По способу организации: комбинированный.
3. По ведущему методу обучения: репродуктивный.
Методы обучения:
1. Основной: объяснительно-иллюстративный.
2. Дополнительные: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, видеодемонстрация, самостоятельная работа в группах и др.
Основные вопросы урока:
1. История возникновения вакцины.
2. Когда вводят вакцину, а когда сыворотку?
3. Виды иммунитета.
4. Аллергия и тканевая несовместимость.
5. Переливание крови.
Средства обучения:
Учебник;
мультимедийное оборудование;
раздаточный дидактический материал для учащихся: Инструктивная карточка к уроку; тесты; оценочный лист учащегося;
презентация для обучающихся к уроку «Иммунология на службе здоровья».
Видео фрагмент: Как укрепить иммунитет?: https://youtu.be/5jLdVoIMMs8
Ход урока:
Этапы урока | Методы обучения | Содержание деятельности | Формируемые УУД | Методы оценки/ самооценки | |
учителя | ученика | ||||
1. Организационный 2. Повторение | Фронтальный. Фронтальный. | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Заветная мечта человека - не болеть. Теперь мы знаем немного больше об удивительной иммунной системе человека, которая стоит на страже нашего здоровья! - Назовите защитные барьеры организма. (Слайд 2) - Что такое иммунитет? (Слайд 3) Формы иммунитета? (Слайд 4) Чем антитело отличается от антигена? (Слайд 5) - Каково значение Т-лимфоцитов и В -лимфоцитов. (Слайд 6) Найдите соответствие (Слайд 7) | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, проверяют свои рабочие места: тетрадь, учебник, инструктивная карточка к уроку, тест, оценочный лист учащегося. Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, оформляют оценочный лист (приложение) | Регулятивные Общеучебные, регулятивные, коммуникативные | |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. 3.Целеполагание | Беседа. Фронтальный. | Создание проблемной ситуации Сегодня грипп – это настоящая чума века. Привлекает учащихся к определению темы урока с помощью следующих вопросов: 1.Нужно ли делать прививку от гриппа? (Слайд 8) 2. Вы «за» или «против»? Почему? 3. Как вы считаете, являются ли перечисленные вами сведения достаточными и системными? Постановка проблемы: Как вы думаете, почему находясь в одинаковых условиях одни люди болеют, а другие нет? (иммунитет)(Слайд 9) А как вы думаете, почему сегодня мы заговорили именно об этом?(будем говорить о способах борьбы с инфекциями) Тема: Иммунология на службе здоровью (записывают тему в рабочую тетрадь) Комментирует правила работы с листом самооценки. Итак, давайте попробуем определить, что такое иммунология? (в рабочую тетрадь записывают) Иммунология – наука об иммунитете Как вы думаете, что она изучает? Именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке. (Слайд 10) Мы узнать, что изучает иммунология, каковы её цели и задачи; (слайд 11) узнаем, что такое вакцина, сыворотка, аллергены, резус-фактор, группы крови; познакомиться с вкладом ученых в развитие иммунологии; составим схему переливания крови, схему «виды иммунитета», выясним значение резус-фактора и причину резус- конфликта. | Отвечают на вопросы, предоставляют свои аргументы и факты участвуют в обсуждении, предлагают формулировку темы урока. Ответы и предположения учащихся. Определяют цели урока. Воспринимают дополнения и разъяснения учителя, начинают оформлять оценочный лист (прил. 1). Учащиеся вступают в диалог с учителем, выдвигают предположения. Определяют цели урока. | Общеучебные, регулятивные, коммуникативные. Регулятивные, коммуникативные. | |
3. Формирование новых знаний, умений, навыков. | Сообщение ученика Самостоятельная работа (в группах). Представления результатов групп Беседа | Учитель: В настоящее время существует много профилактических и лечебных медицинских учреждений, которые помогают нам бороться с инфекционными болезнями. Нам бесплатно делают прививки. Но были и другие времена, когда ещё не знали о прививках. Предлагаю немного вспомнить историю и посмотреть, как делались великие открытия в медицине История возникновения вакцины. А вы знаете, когда делается человеку первая прививка и от какой инфекции? Почему? В первые часы после рождения, от гепатита В, потому что очень опасная инфекция. Итак, запишем в тетрадь основателей вакцинации и понятие вакцины. ( Слайд 12) С вакциной все понятно, а что же такое лечебная сыворотка? (слайд 13,14,15) Организует работу учащихся по изучению темы урока: Работа в группах: 1 группа Сравнение вакцины и сыворотки группа: Естественный и искусственный иммунитет; группа: Аллергия и тканевая совместимость; 4 группа: Переливания крови. Резус – фактор. По ходу выступлений групп учитель дополняет материал урока своей презентацией Слайд 16,17,18,19,20,21,22 Организует беседу по вопросам: 1. Как вы думаете, какие факторы могут быть причиной снижения или повреждения иммунитета. Слайд 23 2. Факторы, повышающие иммунитет. Слайд 24 | Два учащихся рассказывают об истории открытия вакцинации, об Эдварде Дженнере и Луи Пастере. Учащиеся вступают в диалог с учителем, выдвигают предположения. Записываем основателей вакцинации и понятие вакцины Учащиеся записывают: Лечебная сыворотка- это препарат с готовыми антителами. Учащиеся отвечают на вопросы учителя Выполняют задание, работая в группах.
Обсуждают результаты работы. Оценивают правильность выполнения задания по презентации, заполняют лист самооценки. Отвечают на вопросы, обсуждают, высказывают свои мнения | Регулятивные, коммуникативные Регулятивные, коммуникативные. Регулятивные, коммуникативные. Регулятивные, коммуникативные. Общеучебные, регулятивные, коммуникативные Общеучебные, регулятивные, коммуникативные | Совместное обсуждение. Сопоставление с образцом. Сопоставление с образцом Совместное обсуждение. |
4. Закрепление изученного материала. | Фронтальный. | Подтверждает верность высказанных предположений и предлагает посмотреть видеофрагмент: Как повысить иммунитет? просмотр видеофрагмента: https://youtu.be/5jLdVoIMMs8 Делает выводы по уроку Слайд 25 | Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения, участвуют в обсуждении. Воспринимают объяснение учителя, делают записи в тетрадях: Изучением иммунитета занимается наука-иммунология; Изучение механизмов иммунитета позволило разработать предохранительные прививки вакцины и лечебные сыворотки; Изучение иммунных свойств организма позволило понять причины возникновения аллергии, преодолеть тканевую несовместимость, сделать безопасным переливание крови. | Общеучебные, регулятивные, коммуникативные | Совместное обсуждение. |
| | | | | |
| Физкультминутка. | Предлагает дать возможность отдохнуть после работы: Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели встали, сели встали, И на месте побежали. Слайд 26 | Ребята выполняют упражнения | | |
| Тестирование. | Предлагает выполнить задания теста. | Выполняют задания, проверяют и оценивают правильность их выполнения (максимальный балл: 10). Заполняют лист самооценки. | Регулятивные, коммуникативные. | Взаимопровер-ка. |
5. Завершающий. 6. Рефлексия | Фронтальный. Фронтальный. | Подводит итоги работы на уроке. Просит подсчитать среднее количество баллов (по итогам самооценки и оценки одноклассника) и по шкале определить отметку за работу на уроке. Предлагает ещё раз проверить правильность заполнения листа самооценки и подготовить его для проверки учителем. 1. Что нового вы узнали при изучении данной темы. 2. Предположите, как могут пригодиться эти знания в повседневной жизни. Предлагает записать и комментирует домашнее задание. Слайд 27 Здоровье – это не просто дар, это ещё и постоянная работа над собой. Наградой же служит прекрасное самочувствие, отменное здоровье и интересная, активная жизнь! Крепкого вам иммунитета! | Участвуют в подведении итогов работы на уроке. Высказывают свои суждения о ходе урока. Выставляют себе отметку за работу на уроке. Проверяют правильность заполнения листа самооценки и сдают его учителю. Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения, участвуют в обсуждении. Записывают домашнее задание, слушают рекомендации учителя по его выполнению. Изучить § 19; Повторить § 17-18; Подготовить сообщение о донорстве. | Регулятивные, коммуникативные. Регулятивные, коммуникативные. | |
Приложение 1
Инструктивная карточка к уроку по теме: «Иммунология на службе здоровья».
Группа №1. Прочитайте текст § 19 с.122-123. Найдите определения вакцина и сыворотка. Выпишите данные определения в тетрадь. Укажите особенности применения вакцин и сывороток для сохранения здоровья человека. Определите связь между понятиями вакцина, сыворотка и антитела. Заполните таблицу 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика вакцины и сыворотки.
Признаки сравнения | Вакцина | Сыворотка |
Что содержит? | | |
Как организм получает антитела? | | |
Как быстро развивается иммунитет? | | |
Для чего применяют? | | |
Направленность действия. | | |
Группа № 2 Задание. Внимательно прочитайте § 19 на с.97 (статьи «Аллергия» и «Тканевая совместимость»). Попробуйте представить понятия аллергия и тканевая совместимость в любой из предложенных форм: Ответьте на вопрос: Какие задачи должны решить хирурги, занимающиеся трансплантацией тканей и органов?
рисунок;
мини-сочинение;
мини-сказка или стихотворение;
плакат и др. Обратите внимание на связь понятий аллергия и тканевая совместимость с понятием иммунитет и здоровьем человека. Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты.
Группа № 3. Задание. Внимательно прочитайте § 19 на с.97-98 (статьи «Переливание крови» и «Резус-фактор»). Составьте схему переливания крови. Дайте определение резус-фактору и укажите его значение при переливании крови. Выпишите определения донор и реципиент.
I
II III
IV
Ответьте на вопросы:
1. Почему люди с I группой крови долгое время считались универсальными донорами. А люди с IV группой - универсальными реципиентами?
2. Какие правила переливания существуют сегодня? Для чего на шевронах военных указывают группу крови?
3. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга?
Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты
Группа № 4. Задание. Внимательно прочитайте § 19 на с.96 (статья «Естественный и искусственный иммунитет»). Изучите схему на стр 96. Поясните каждый вид.
Ответьте на вопросы: 1. На какие виды подразделяют иммунитет? 2. На какие группы подразделяется естественный иммунитет? 3. На какие группы подразделяется искусственный иммунитет? Внимание! Время выполнения задания 5 минут. На представление результатов 2 минуты.
Приложение 2
Лист самооценки
ФИО: _______________________________. Класс: _______.
Критерии оценивания:
Шкала оценивания:
не справился с заданием (допустил более 3-х ошибок): 0 баллов; до 13 баллов: рекомендуется повторить материал;
допустил ошибки (до 3-х): 2 балла; 14-19 баллов: отметка «3»;
справился с заданием: 4 балла; 20-23 балла: отметка «4»;
могу объяснить его другому: 5 баллов. 24-25 баллов: отметка «5».
| Количество баллов | Отметка | ||||
Повторение | Новый материал | Работа в группах | Тест | Итоговый балл | ||
Самооценка | | | | | Средний балл (самооценка + оценка одноклассника/2) | |
Оценка одноклассника (соседа по парте) | | | | | ||
Оценка учителя | | | | | | |
Приложение 3
Тестирование
Вариант 1
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. К внутренней среде организма относятся:
1) кровь, лимфа, тканевая жидкость; 3) внутренние органы; 2) полости тела; 4) ткани, образующие органы.
2. Основу жидкой части крови составляет:
1.) тканевая жидкость; 2) плазма; 3) лимфа; 4) физиологический раствор.
3. Строение и окраска эритроцитов обусловлены выполняемой ими функцией: 1) участвуют в свертывании крови; 2) обезвреживают бактерии; 3) переносят кислород; 4) вырабатывают антитела.
4. Люди с 1 группой могут отдавать свою кровь на переливание людям:
1) только с 1 группой; 2) Только со II группой; 3) с любой группой; 4) только с IУ группой.
5. Свертывание крови обеспечивается: 1) эритроцитами; 2) лейкоцитами; 3) тромбоцитами и солями кальция; 4) плазмой и солями натрия и калия.
6. Антигенами называют: 1) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ;
2) чужеродные для организма вещества, способные вызвать иммунную реакцию; 3) форменные элементы крови; 4) особый белок, который назвали резус-фактором.
7. В каком из органов разрушаются эритроциты? 1) В красном костном мозге; 3) почках и лимфе;
2) селезенке и печени; 4) желтом костном мозге.
8. Орган, где не образуются лейкоциты:
1) печень; 2) красный костный мозг и лимфатические узлы; 3) почки и поджелудочная железа 4) селезенка.
9. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.
Характеристика | Вид иммунитета |
А) Врожденный. | 1. Естественный. 2. Искусственный |
Б) Возникает под действием вакцины. | |
В) Приобретенный после болезни. | |
Г) Передается от родителей своим детям. | |
Д) Возникает под действием лечебной сыворотки. | |
Е) Возникает при введении культур ослабленных |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры могут повторяться).
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
10. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.
Функции | Клетки крови |
А) Защищают организм от развития в нем болезнетворных бактерий. Б) Транспортируют углекислый газ от клеток к легким. В) Связана с процессом свертывания крови. Г) дыхательная — переносят кислород от легких к тканям. Д) Препятствуют потере крови | 1. Лейкоциты. 2. Эритроциты З. Тромбоциты |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Тест
Вариант 2
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. Резус-фактор —это: 1) белок, находящийся в крови; 2) невосприимчивость к инфекционным заболеваниям;
3) группа крови; 4) вещество, контролирующее свертывание крови.
2.Вакцина—это: 1) убитые или ослабленные микроорганизмы; 2) защитные вещества (антитела); 3) фагоциты; 4) лекарства, убивающие микробов.
3. Лейкоциты в отличие от эритроцитов: 1) передвигаются с током крови; 2) не способны проникать сквозь стенки капилляров; 3) являются клетками крови; 4) способны к фагоцитозу.
4. Кровь состоит: 1) из плазмы и лейкоцитов; 2) эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов;
3) плазмы и форменных элементов; 4) форменных элементов и сыворотки.
5. Кровь людей II группы можно переливать людям, имеющим II группу:
1) и 1 группу; 2)11 группу; 3)111 группу; 4) IУ группу.
б. Жидкая часть крови — это: 1) плазма; 2) лимфа; 3) цитоплазма; 4) межклеточная жидкость.
7. Кровяные пластинки — это: 1) лейкоциты; 2) тромбоциты; 3) эритроциты; 4) фагоциты.
8. Нерастворимый белок, обеспечивающий свертывание крови:
1) фибриноген; 2) актин; 3) миозин; 4) фибрин.
9. Установите соответствие между форменными элементами и функциями, которые они выполняют.
функции | Клетки крови |
А) Защитная — защищают организм от болезнетворных бактерий. Б) Транспортируют углекислый газ и кислород. В) Защитная — обеспечивают свертывание крови. Г) дыхательная- переносят кислород от легких к тканям. Д) Фагоцитируют бактерии. Е) Препятствуют потери крови | 1. Лейкоциты. 2. Эритроциты. З. Тромбоциты |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
10. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой. | |
Характеристика | Вид иммунитета |
А) Врожденный. Б) Появляется после вакцинации. В) Приобретается после перенесенного заболевания. Г) Передается по наследству. д) Возникает под действием лечебной сыворотки. Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов | 1. Естественный. 2. Искусственный |
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами (цифры мог т повторяться).
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
Ответы к тесту:
Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 121122 | 12313 |
2 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 4 | 121122 | 12313 |