Урок по биологии в 8–9 классе «Клетки на страже здоровья организма»

4
0
Материал опубликован 16 October 2017 в группе

 

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология - проблемного обучения

Основные понятия

хеморецепторы, гистамин, иммунитет, иммуноглобулин, антигены, антитела, лекарственная аллергия.

Изучение нового материала

КЛЕТКИ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ ОРГАНИЗМА

От рождения и до последнего часа, человека сопровождает боль. Она, как верный телохранитель и бдительный часовой организм, постоянный союзник и помощник врача. Боль учит нас осторож­ности, предупреждает организм о грозящей опасности, сигнализи­рует о болезни. Боль играет положительную роль в жизни живых существ до тех пор, пока предохраняет организм от угрожающей опасности. Она защищает нас до той минуты, пока информирует сознание о болезни, возможной гибели организма, но, как только информация воспринята и угроза миновала боль становится не­нужной й теряет свой защитный характер. Человек, страдающий от нее, только и мыслит о том, чтобы успокоить, заглушить всеми доступными средствами неотступное болевое ощущение.

В природе существует огромное число неорганических органических веществ различных по строению и составу, вызы­вающих сильнейшее, подчас нестерпимое болевое ощущение (неклеточного пространства) сигнализируют в центральную нерв­ную систему о неблагополучии в составе и свойствах внутренней среды организма.

В результате травмы, удара, пореза, ожога в клетках возни­кает комплекс химических или физико-химических превращений. В результате в тканевой жидкости накапливается болетворное вещество гистамин, для проявления которого необходимо некото­рое, время. Если впрыснуть гистамин под кожу, то он вызывает болевые ощущения. Для этого достаточно ничтожное количество гистамина (10~18 г/мл, что соответствует,54 молекулам вещества в 1 см3).


 

С водой, воздухом, пищей в организм человека нередко про­никают возбудители различных болезней: вирусы гриппа, возбу­дители холеры, чумы, брюшного тифа и т. д. Чем окончится эта встреча для человека зависит от того, насколько «бдительны» клетки эпителиальной ткани, выстилающие дыхательные пути и пищеварительный тракт, т. е. от состояния местного специфического иммунитета.

В организме человека существует особая система, обеспечива­ющая его специфическую защиту от инфекции, попадающей на слизистые оболочки органов, сообщающихся с внешней средой. Защита состоит в том, что клетки и ткани организма выделяют антитела - защитные соединения организма иммуноглобулины (специфические белки, способные связываться с чужеродными ор­ганизму веществами - антигенами). Антитела в дыхательных пу­тях или пищеварительном тракте не только защищают человека или животное от заболеваний, но и препятствуют дальнейшему распространению инфекции.

Как же происходит синтез секреторных антител?

Рассмотрим рисунок. Возбудитель инфекции проникает в клетки рес­нитчатого эпителия покрывающего поверхность слизистой обо­лочки дыхательных путей; Обломки разрушенных клеток с вирусами или бактериями.

Поглощаются макрофагами — клетками, способными поглощать и переваривать чужеродные вещества и частицы. Под воздействием антигенов в клетках лим­фы и плазмоцитах начинается синтез специфических антител . Одновременно клетки секреторного эпителия слизистых же­лез синтезируют особый белок, так называемый «транспортный участок». Соединяясь между собой, две молекулы антитела и одна молекула «транспортного участка» образуют антитело сек­реторного типа.

В процессе болезни человек принимает лекарственные препа­раты часто без согласования с врачом. Рассмотрим реакцию орга­низма на введение лекарственных препаратов, вызывающую лекарственную аллергию, другой и эргон — действие. Лекарственная аллергия протекает по типу других ал­лергических реакций, возникающих на различный бытовые, пище­вые и цветочные аллергены (вещества, вызывающие отрицательную реакцию организма), а также на вводимые в организм белковые препараты (вакцины, сыворотки, кровь, плазму, инсулин и др.). Все разновидности лекарственной аллергии обусловлены иммуно­логическим механизмом, приводящим к усилению реакции клеток г на введение очень малого количества веществ. Некоторые лекарственные вещества, вступая в прочную связь с белком крови, лимфы и клеток, становятся антигенами. В ответ на это в организме через 7—12 дней образуются антитела. Затем развивается' бурная реакция между антигеном и антителом, приводящая к вы­делению клетками гистамина (вещества, вызывающего болевые ощущения в организме), который и вызывает отрицательную реакцию., организма (например, аллергию). .

Лекарственная аллергия имеет более широкое распростране­ние в индустриально развитых странах, где окружающая человека природная среда (воздух, почва, вода) максимально загрязнена промышленными отходами, а экологическая обстановка обостре­на. В этих случаях введение лекарственных препаратов в орга­низм человека способствует смещению обменных и энергетических процессов, протекающих в клетках и тканях организма. Это при водит к возникновению болевых ощущений, являющихся сигналом нарушения стабильности внутренней среды всего организма.

Осмысление и понимание полученных знаний

Подумайте и ответьте. 1. Какое значение в жизни организма имеют болевые ощущения? 2. Какое вещество, вырабатываемое клетками, вы­зывает болевые ощущения? 3. Что такое специфический иммунитет орга­низма и его значение? 4. Какие защитные вещества белкового происхож­дения вырабатывает организм? 5. Рассмотрите рисунок [Й] и объясните происхождение антител. 6. Почему лекарства необходимо принимать строго по указанию врача? 7. В каких районах России экологическая обстановка особенно обострена и какое влияние она оказывает на здоровье людей?

Самостоятельное применение знаний

Объясните значение терминов: хеморецепторы, гистамин, иммунитет, иммуноглобулин, антигены, антитела, лекарственная аллергия.

Вопросы для самоконтроля. 1. Какие из структур клетки (рибосомы, ядро, мембрана, цитоплазма, митохондрии, клеточный центр) являются час­тями клетки, а какие органоидами? Почему вы так считаете? 2. Какие из органоидов можно назвать энергетическими станциями клетки?

3. В каких органоидах образуются клеточные белки? 4. Какой органоид ограничивает живую клетку?

5. В какой части клетки образуются хромосомы? 6. Какой органоид участвует в делении клетки?

7. Из перечня химических веществ выпишите те, Которые характерны только для живых организмов: белки, вода, жиры, минеральные соли, углеводы...8..Кзкое,вещество входит в состав всех частей й органоидов клетки?

9. Какие вещества являются основными источниками энергии в клетке? 10. Какие процессы жизнедеятельности клетки идут’ с поглощением энергий, какие с выделением её? 11. Какие вещества поступают й клетку из окружающей среды, какие удаляются из клетки в окружающую Среду? 12. Как называется процесс, в результате которого' образуется белок в’ клетке?

13, Что такое обмен веществ и как он осущест­вляется?

Заполните таблицу

Процессы жизнедеятельности клетки человека

Название процесса

Краткая характеристика процесса

Структуры клетки, с помощью которых протекает процесс

     


 

Вопросы для размышления.

1. Почему клетка гибнет, если из нее удалить: цитоплазму? 2. Почему клетка гибнет, если прекращается обмен ве­ществ с окружающей средой ?

3. Какое значение для организма имеет спо­собность клеток к размножению? 4. Почему из всех химических соединений, содержащихся в клетке, вода занимает первое место (в процентном отноше­нии)?

5. Какой органоид клетки относят к наиболее важным? Какое химическое соединение самое нужное для клетки? Какой; процесс самый важный для жизнедеятельности Клетки? Приведите доказательства в пользу своего ответа.

6. Если под влиянием радиации разрушится наследственное вещество клетки, сосредоточенное в хромосомах что произойдет :с клеткой?

 

Периферические хеморецепторы

 

 

Центральные хеморецепторы

 

 

Чудо иммунной системы человека

 

 

 

Что входит в иммунную систему человека?

 

 

 

Как повысить иммунитет? Укрепление иммунной системы человека...

 

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.