Урок алгебры в 10 классе «Логарифмическая функция в уравнениях и неравенствах»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА САДОВОЕ»
УРОК ПО ТЕМЕ
«ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
В УРАВНЕНИЯХ И НЕРАВЕНСТВАХ»
Алгебра и начала математического анализа
10 класс
Разработала
учитель математики
МОУ «ШАХТЁРСКАЯ СШ
ПОС. САДОВОЕ»
Сытникова Галина
Александровна
Тема урока: Логарифмическая функция в уравнениях и неравенствах
Цели урока
Образовательные:
повторить определение и свойства логарифмов;
повторить график и свойства логарифмической функции;
обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по применению методов решения логарифмических уравнений и неравенств;
выявить и устранить пробелы в знаниях
Развивающие:
развивать операции мышления (обобщения, анализа, выделения главного);
развивать культуру математической речи, интерес и внимание;
развивать навыки сотрудничества
Воспитательные:
воспитывать сознательное отношение к изучению математики;
воспитывать стремление к самосовершенствованию;
воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Оборудование:
презентация к уроку « Интересное и удивительное о … логарифмах»;
справочный материал по теме;
раздаточный материал: карточки для «Домино», разноуровневые задания для выполнения самостоятельной работы; листы самооценки; бонусные звезды; «Дерево цели»
Планируемые результаты:
Предметные: овладение базовым понятийным аппаратом, умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику.
Метапредметные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, выбор наиболее эффективных способов решения упражнений в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, умение планировать процесс и результат учебной математической деятельности, продуктивно работать в группе и индивидуально.
Структура урока
Вид деятельности |
Время |
І.Организационный момент |
1 мин |
ІІ.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся |
2 мин |
ІІІ.Актуализация опорных знаний и способов действий: - графический диктант - перестрелка - «Домино» |
12 мин |
Динамическая пауза |
1 мин |
ІV.Применение теоретических знаний, формирование умений и навыков |
7 мин |
V. Презентация «Интересное и удивительное о … логарифмах» |
5 мин |
VІ.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков |
12 мин |
VІІ. Подведение итогов и результатов работы на уроке. Рефлексия |
3 мин |
VІІІ. Итог урока. Домашнее задание |
2 мин |
ХОД УРОКА
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый лёгкий
и путь опыта – самый горький.
Конфуций
I.Организационный момент
II.Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель:
Друзья, поверьте: самая интересная,
полезная и лирическая
Это – функция логарифмическая.
Спросите вы: «А чем интересна?»
А тем, что обратна она показательной
И относительно прямой y = x, как известно,
Симметричны их графики обязательно.
Проходит график через точку (1;0)
И в том еще у графика соль,
Что в правой полуплоскости он «стелется»,
А в левую попасть и не надеется.
Сама же функция порою убывает,
Порою по команде возрастает.
А командиром служит ей значенье α,
И подчиняется она ему всегда.
Приветствую всех присутствующих на нашем уроке, который пройдет в форме математической эстафеты. Она состоит из нескольких этапов, в ходе которых вы покажете… На ваш взгляд, что сегодня вы сможете продемонстрировать на уроке нашим гостям? (ответы обучающихся):
знание свойств, определений;
умение устно вычислять;
умение читать график;
умение решать уравнения и неравенства и т.п.
Действительно, я очень надеюсь на результативную работу каждого. Перед вами листы оценивания, которые вы будете заполнять по мере участия в этапах эстафеты.
Лист самооценки
____________________________ 10 кл.
Этап урока |
Отметка |
1.Графический диктант |
|
2.Перестрелка |
|
3. «Домино» |
|
4.Логарифмический переполох |
|
5.Самостоятельная работа |
|
ИТОГ за урок |
|
ІІІ. Актуализация опорных знаний и способов действий
1 этап эстафеты – Логарифмическая разминка
Графический диктант (логарифмическая функция, ее свойства и график)
1. Логарифмическая функция y = logа х определена при любом х.
2. Функция y = loga x определена при a > 0, a ≠ 1, x > 0.
3. Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.
4. Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.
5. Функция у = loga x возрастающая при а >1.
6. График функции y = loga x пересекает ось Ох.
7. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.
8. График логарифмической функции симметричен относительно оси Ох.
9. График логарифмической функции расположен в I и IV четвертях.
10. График логарифмической функции проходит через точку (0;0).
КЛЮЧ : _ ˄ _ ˄ ˄ ˄ _ _ ˄ _
Итак, первый результат заносим
в лист самооценки:
«5» – все ответы верны;
«4» – 8-9 правильных ответов;
«3» – 5-7 правильных ответов.
Перестрелка (вычислить устно)
Учитель. Поднимите руку те, кто хотя бы раз играл в «Морской бой»? Ну, тогда вы легко справитесь со следующим заданием. На слайде вы видите таблицу. Называем по вертикали букву, а по горизонтали число (например, А1). Тот, кто первым даст правильный ответ, получает 1 балл и продолжает игру.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценивание :
«5» – 3 и более правильных ответов;
«4» – 2 правильных ответов;
«3» – 1 правильный ответ.
Метод «Домино» (слайд 6)
Для выполнения поставленных перед нами задач на сегодняшний урок, нам необходимо вспомнить свойства логарифмов. Для этого я предлагаю вам поработать в паре и составить домино из следующих карточек, выбрав верные. (Учащиеся выбирают из всех карточек только правильные и составляют домино в парах)
Оценивание :
«5» – верная схема;
«4» – 1 ошибка;
«3» – есть правильные ответы.
Динамическая пауза «Японская печатная машинка»
Здоровье – это не всё,
но всё без здоровья – ничто.
Сократ
Все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина): 1) хлопают перед собой в ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям — правая по правому, левая — по левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) — опять хлопок перед собой, 2)… и т. д.
Когда класс познакомился с набором и последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, можно изменить скорость движений согласно темпу, задаваемому ведущим. После овладения и этим усложнением вводится речь. На каждый щелчок участниками произносятся заранее распределенные порядковые номера.
После «представления» (то есть произнесения под щелчки своего номера, например, восемь-восемь) на следующий щелчок правой рукой говорящий опять называет свой номер, а уже на щелчок левой — любой другой номер (получается восемь-три). Игрок, услышав свой номер, в момент следующего щелчка всей группы правой рукой должен произнести свой номер, потом одновременно со щелчком левой рукой повторить его («представление»). С новым щелчком правой руки — последний раз назвать свой номер и с щелчком левой — произнести номер нового игрока, которому передается эта своеобразная эстафета. Так речь переходит от одного к другому на фоне общих для всех движений «машинки».
Данная игра-разминка тренирует а) координацию движений, б) связь координации с произнесением слов, в) умение распределять внимание. Не всем ученикам удается быстро усвоить последовательность движений, они путают порядок жестов, не попадают в общий ритм, не справляются с его переменами. Но это только стимулирует их интерес. Введение же номера, числа, то есть речи на щелчках при передаче эстафеты глазами «один-один», «два-два» и т. д., составляет новое затруднение. Потом начинается передача «голосом» — «пять-пять, пять-один», «один-один, один-семь» и т. д., здесь уже надо посылать слово и быть готовым принять «голос»; и то и другое требует организованного внимания и позволяет учиться верно его распределять.
ІV. Применение теоретических знаний, формирование умений и навыков
2 этап эстафеты – Логарифмический переполох
Великий Конфуций говорил: Три пути ведут к познанию: первый путь размышления – это путь самый благородный. Мы его с вами только что прошли в первой части урока. Второй путь подражания – это путь самый легкий. Пройдем вместе по нему, вспомнив методы решения логарифмических уравнений и неравенств.
Установите соответствие между уравнением и методом его решения:
Уравнение |
Метод решения |
1. log2 (4х – 5) = 3 |
А) Функционально-графический |
2. log2(x2 + 8) = log2(x – 10) |
Б) По определению логарифма |
3. |
В) Метод потенцирования |
4. log2 x = 4 – х |
Г) Введение новой переменной |
5. 4log0,1x= log0,12+ log0,18 |
Д) Логарифмирование обеих частей уравнения |
6. |
Е) Приведение логарифмов к одному основанию |
7. |
|
Оценивание :
«5» – соответствия установлены верно;
«4» – 1 ошибка;
«3» – есть правильные ответы.
Дайте рекомендации своим товарищам относительно каждого метода решения. Давайте уточним, что нужно учитывать при решении логарифмических уравнений? (область допустимых значений переменной) А при решении логарифмических неравенств? (свойства логарифмической функции в зависимости от основания)
3 этап эстафеты – Логарифмическая спираль «Интересное и удивительное о … логарифмах» (сообщения обучающихся)
Логарифмическая комедия «Найди и объясни ошибку» (слайд 12) Бонусная звезда первому правильно давшему объяснение
VІ.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
4 этап эстафеты – Личное первенство
по словам Конфуция третий путь к знанию – путь опыта – самый горький (предлагаются разноуровневые задания для самостоятельной работы)
На «3» |
На «4» |
На «5» |
1.Найдите область определения функции: |
1.Найдите область определения функции: |
1.Найдите область определения функции: |
2.Решите уравнение: |
2.Решите уравнение: |
2.Решите уравнение: |
3.Решите неравенство: ˂ 1 |
3.Решите неравенство: ˃ –1 |
3.Решите неравенство: ≥ –1 |
Любимая цифра
Возьмите, пожалуйста, ручки и на листе самооценки запишите свою любимую цифру.
Умножьте эту цифру на 9.
Полученное число умножьте на 12 345 679.
Если вы все сделали правильно, то у Вас получится букет из ваших любимых цифр.
А если приписать справа к полученному числу n-е количество нулей, то получим число-гигант…
Пусть у вас будет столько счастливых дней!!!
Тетради с листом самооценки сдаются на проверку
VІІ. Подведение итогов и результатов работы на уроке. Рефлексия
Перед вами «Дерево цели». Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Я предлагаю вам разместить своего человечка в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале. При этом прошу прокомментировать свою работу на уроке и аргументировать прогнозируемую отметку за урок.
VІІІ. Итог урока. Домашнее задание:
из Банка заданий подготовки к ГИА выбрать 3 разных задания по теме (задания 1 блока – «3» или «4», учитывая сложность заданий, 2 блока – «5»).