Урок по теме «Методика обучения решению простых задач на уроках математики в начальной школе»
презентация к уроку
PPTX / 1.53 Мб
/data/files/z1591114218.pptx (презентация к уроку)Обобщающий урок по МДК 01.04. «Теоретические и практические основы начального курса математики с методикой преподавания» для студентов 3 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Тема «Методика обучения решению простых задач на уроках математики в начальной школе»
Ход урока:
Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы с вами работали над простыми задачами. Мы познакомились с понятием текстовой задачи, ее структурой, группами простых задач, методикой работы над задачами. Сегодня у нас с вами итоговый урок по этой теме. Давайте сформулируем цель нашего занятия. Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Методика обучения решению простых задач на уроках математики в начальной школе». Скажите, для чего нам нужны знания по этой теме? (Для того, чтобы использовать их на практике в школе, на работе, в обучении своих собственных детей). Как вы считаете, эти знания нам необходимы для дальнейшего изучения задач других видов? Для изучения составных задач? (Да, решение простых задач, является базой для понимания решения составных задач). Решение задач - это одно из заданий, которое стоит на 1 месте по связи обучения с жизнью. Поэтому научить школьников решать текстовые задачи, это первостепенная задача учителя начальных классов.
Переходим к 1 этапу урока
Вашему вниманию я представляю несколько текстов,
Цель задания: вы должны определить является ли этот тест задачей, если – да, то почему:
Слайд
1.В новогоднем спектакле участвовало 6 детей. Из них 4 девочки и 2 мальчика.
2.К Новому году Вася сделал 2 хлопушки. Коля сделал 3 хлопушки.
3.В коробке лежали елочные игрушки. Когда их вешали на елку, 3 игрушки разбилось. Сколько игрушек осталось?
4.Валя склеила 5 фонариков для елки. Юра склеил 3 фонарика. Сколько всего фонариков склеили дети?
Фронтальные вопросы:
1. Что называется текстовой задачей
2. Из каких частей состоит задача. В нашей задаче выделим условие и вопрос. Давайте ответим на вопрос нашей задачи. Сколько действий необходимо было произвести, чтобы ответить на вопрос задачи.
3.Какая задача называется простой задачей.
4.Их каких этапов состоит работа над каждым видом задач ( подготовительная работа, знакомство, закрепление).
5.В каком классе дети впервые встречаются с понятием задача.
Все простые задачи делятся на группы, в каждой группе несколько видов задач. Давайте вспомним название видов задач. На слайдах вы видите задачи, вы должны определить вид задачи и решить ее.
Слайд
1.Вера вымыла 5 чашек, а Света 3 чашки. Сколько всего чашек вымыли девочки? (на нахождение суммы двух чисел, 5+3=8)
2.У Вани было 6 машинок. 2 машинки он подарил. Сколько машинок осталось у Вани? (на нахождение остатка, 6 – 2 = 4)
3.Коля сделал 4 флажка, а Витя на 3 больше. Сколько флажков сделал Витя? (на увеличение числа на несколько единиц, 4+3=7)
4. Дети посадили у школы 6 липок и 4 березки. На сколько меньше березок, чем липок, посадили дети? (на разностное сравнение, 6 – 4 = 2)
5.Фигурным катанием занимаются 5 мальчиков, а девочек в 2 раза больше. Сколько девочек занимаются фигурным катанием? (увеличение в несколько раз, 5*2=10)
6. В коробке лежало 12 чашек. Их разложили в две коробки поровну. Сколько чашек в каждой коробке? (на делении, 12:2 = 6)
Хорошо, мы повторили некоторые виды простых задач.
Переходим ко 2 этапу урока
Проведем тестирование.
Цель: правильность выбора вида задачи по ее условию с взаимопроверкой.
Ваша задача прочитать условие и отметить на листочках правильный вариант вида задачи. Итак, первое условие задачи представлено на слайде
На слайде появляется текст и потом поочередно три варианта вида задачи а, б, в.
Слайд
1) Длина красного отрезка 12 см, а зеленого на 2 см меньше. Чему равна длина зеленого отрезка?
а) на разностное сравнение
б) на нахождение суммы двух чисел
в) на уменьшение на несколько единиц
слайд
2) 12 орехов раздали детям, по 3 ореха каждому. Сколько детей получили орехи?
а) на деление
б) на нахождение остатка
в) на кратное сравнение
слайд
3) Почтальону нужно разнести 16 писем. Когда он разнес несколько писем, ему осталось разнести 10 писем. Сколько писем разнес почтальон?
а) на увеличение в несколько раз
б) на нахождение вычитаемого
в) на нахождение суммы двух чисел
слайд
4) Лена вышила 5 цветочков, а Валя на 2 больше. Сколько цветочков вышила Валя?
а) на разностное сравнение
б) на уменьшение числа в несколько раз
в) на увеличение числа на несколько единиц
Слайд
5) На дереве сидело 6 воробьев и 3 ласточки. Во сколько раз воробьев больше, чем ласточек?
а) на нахождение неизвестного уменьшаемого
б) на разностное сравнение
в) на кратное сравнение
слайд
6) У Вани было 6 значков, а у его сестры 4 значка. Сколько всего значков?
а) на нахождение остатка
б) на нахождение суммы двух чисел
в) на разностное сравнение
Итак, тестирование завершено, сейчас поменяйтесь результатами тестирования с напарником, проверьте правильность тестирования по эталону, представленному на слайде.
Эталон (слайд)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
в | а | б | в | в | б |
Оценивание:
«5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3 ошибки, «2» - 4 и более ошибок.
3 этап работа в парах. Мы с вами много раз говорили, что правильность решения задачи зависит от выбора арифметического действия. Мы решали задачи на сложение, вычитание, умножение и деление. Проверим, насколько хорошо вы знаете, каким арифметическим действием решается тот или иной вид простой задачи.
Перед вами таблица, в ней 4 столбика, с названием арифметических действий, рядом перечислены все виды простых задач, которые изучают в начальных классах.
Таблица 1
Название арифметических действий | |||
сложение | вычитание | умножение | деление |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Виды простых задач:
На нахождение суммы двух чисел
На нахождение остатка
На нахождение суммы одинаковых слагаемых
На деление на равные части
На нахождение слагаемого
На нахождение уменьшаемого
На нахождение вычитаемого
На нахождение множителя
На нахождение делимого
На нахождение делителя
На увеличение числа на несколько единиц
На уменьшение числа на несколько единиц
На увеличение числа в несколько раз
На уменьшение числа в несколько раз
На разностное сравнение
На кратное сравнение
Ваша цель, выполнить классификацию типов задач по выбору арифметического действия, с помощью которого решается задача.
Например, задача на нахождения суммы двух чисел решаются сложением, относим в первый столбик и т.д. и пишем только ту цифру, под которой идет эта задача. Приступайте к работе. Проверим правильность заполнения по эталону.
Слад (эталон)
таблица 2
Название арифметических действий | |||
сложение | вычитание | умножение | деление |
1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 5 | 9 | 8 |
11 | 7 | 13 | 10 |
| 12 | | 14 |
| 15 | | 16 |
Оцените работу вашей пары.
«5» - нет ошибок, «4» - 1 - 4 ошибки, «3» - 5 - 8 ошибок, « 2» - 9 и более ошибок.
Переходим к 3 этапу урока.
Работая над задачами, мы с вами пользовались алгоритмом работы над простыми задачами. Цель задания: Расположите в правильном порядке шаги алгоритма работы над задачей.
Алгоритм методической работы над задачей:
1.Чтение задачи
2.Анализ и запись краткого условия задачи
3. Иллюстрация
4.Выбор действия
5.Запись решения
6.Ответ
Проверим правильность выполнения задания. Справились и этим заданием.
Следующий 4 этап урока
Дома вам необходимо было создать слайд презентации и подготовить методическое грамотное объяснение простой задачи по выбранной вами теме. Оценивать вашу работу будут эксперты. Критерии оценивания вам представлены и лежат на столах.
Сейчас я предлагаю провести жеребьевку. Ваша задача выбрать карточку с нужным цветом и таким образом вы определите очередность вашего выступления. В своем выступлении вы также должны указать класс, в котором изучается ваша задача, и указать вид простой задачи.
Скоробогатова Ю. на увеличение на несколько единиц
Абрамова Т. нахождение суммы двух чисел
Астафьева С. на разностное сравнение
Торикова К.на нахождение остатка
Гулящева Ю. на нахождение вычитаемого
Сорокин А.на нахождение суммы двух чисел
Ветрова А. на нахождение уменьшаемого
Имайчева Я.на несколько единиц меньше
Сорокин А.на нахождение суммы двух чисел
Глинянова А. на нахождение суммы одинаковых слагаемых
Ивлева А. на нахождение остатка
Выступает 1 студент. Мы посмотрели 1 фрагмент, теперь просим экспертную группу оценить его по оценочной шкале.
Слайд
Выступает 1 эксперт. По оценочной шкале перечисляет все критерии и сообщает итоговый балл и оценку.
Оценочная шкала с критериями
№ | критерии | баллы |
1 | соответствие фрагмента заявленной теме | да - 5 баллов, нет - 0 баллов |
2 | реализация обучающей цели | да - 5 баллов, нет - 0 баллов |
3 | уровень эрудиции студента | от 1 до 5 баллов |
4 | культура речи студента | от 1 до 5 баллов |
5 | степень доступности и соответствие материала данному возрасту | от 1 до 5 баллов |
6 | использование ИКТ | от 1 до 5 баллов |
7 | степень актуальности и связь с жизнью | от 1 до 5 баллов |
8 | эстетическая сторона и оформление | от 1 до 5 баллов |
Максимальное количество - 40 баллов
Оценивание:
«5» - от 37 до 40 баллов, «4» - от 33 до 36 баллов, «3» - от 28 до 32 баллов.
Экспертная группа ставит отметку «5», так набрано__ баллов из 40 баллов.
Далее заслушивают остальные студенты с оцениванием экспертов.
Следующий 5 этап урока - Творческая работа. Написание синквейна. Работа в группах.
Я предлагаю вам составить синквейн (слайд). Давайте вспомним, что же такое синквейн, и как он составляется.
1 слово - существительное,
2 слова – прилагательные (описание темы),
3 слова – глаголы (описание действия),
фраза из 4 слов, характеризующая отношение автора к данной теме,
1 слово - синоним к первому слову.
Возьмем основу для составления нашего синквейна - это существительное – задача. Студенты работают в группах.
Слайд Выводы о синквейне
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейн составить получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
После того как работа завершена представитель каждой группы зачитывает свой синквейн.
Следующий 6 этап – подведение итогов урока
Подведем итоги урока. Вспомним, какая цель была на нашем уроке.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Методика обучения решению простых задач на уроках математики в начальной школе». Каким образом мы достигали цели? (Мы повторили понятие задачи, из каких частей состоит задача, научились определять вид задачи по ее содержанию, выполняли классификацию простых задач по выбору арифметического действия, вспомнили методику работы над простой задачей и поупражнялись в сочинении синквейна). За урок вы все получите оценки за тест, за классификацию задач в таблице и за выступление с презентацией.
Всем спасибо за урок!
6