Урок по математике на тему «Многоугольники» (5 класс)
УМК: "Сферы" Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс.
Тема урока «Многоугольники»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель учебного занятия | Знакомство с геометрической фигурой многоугольником. | ||||||
Задачи учебного занятия | Образовательные - изучить основные понятия: многоугольник и термины, связанные с ним (стороны, вершины, углы), диагональ многоугольника, периметр многоугольника, выпуклый и невыпуклый многоугольник. Развивающие - развивать измерительные умения, устную математическую речь, вычислительные навыки, умение делать логические умозаключения. Воспитательные - воспитывать внимательность и аккуратность при построении фигур, уважение к товарищу, чувство взаимопомощи. | ||||||
Перечень рассматриваемых вопросов | наглядные представления о фигурах на плоскости; - многоугольники; - периметр многоугольника; - диагональ многоугольника; - выпуклые и невыпуклые многоугольники. - изображение геометрических фигур. | ||||||
Планируемые результаты обучения | Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||
Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | |||||
| Ученики продемонстрируют проявление интереса к изучаемой теме, к использованию полученных знаний в жизни; проявление способности к эстетическому восприятию многоугольников; овладение языком математики и математической культурой, простейшими навыками исследовательской деятельности; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в т.ч. учиться у одноклассников. | Базовые логические действия: ученики научатся выявлять и характеризовать существенные признаки многоугольника; формулировать понятия – многоугольник, вершины, стороны, углы, диагональ многоугольника, периметр многоугольника; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные; анализировать. Базовые исследовательские действия: ученики научатся проводить несложное исследование многоугольника на выпуклость/невыпуклость, на определение числа диагоналей выпуклого многоугольника; делать обобщения и выводы. Работа с информацией: ученики научатся находить в учебнике достоверную информацию; владеть смысловым чтением. | Общение: ученики научатся ясно и точно излагать свои мысли, при необходимости корректировать свое мнение; задавать уточняющие вопросы учителю и одноклассникам; комментировать решение поставленного учебного задания и полученный результат; в корректной форме высказывать возражение. Сотрудничество: ученики научатся понимать позицию других; работать в паре, группе; работать по составленному плану/алгоритму; уметь обсуждать процесс и результат выполненного учебного задания. | Саморганизация: ученики научатся самостоятельно составлять алгоритм проверки многоугольника на выпуклость/невыпуклость; самостоятельно выбирать способ решения предложенного учебного задания. Самоконтроль: ученики научатся оценивать степень достижения поставленной цели в конкретной учебной ситуации, объяснять свои ошибки, объяснять область применения полученных знаний. | Ученики научатся распознавать многоугольники, виды многоугольников, находить периметр многоугольников, находить в окружающем мире объекты, для которых многоугольники являются моделями. | ||
Содержание учебного занятия | Виды организации учебной деятельности | Учебные задания | |||||
Мотивирование на учебную деятельность | Побуждение обучающихся к изучению нового через актуализацию мотива предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»); вызывание мотива относительной неудовлетворенности («но не освоили еще одну важную сторону этой темы»); усиление мотива ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо»). | | |||||
Актуализация знаний | Анализируют (читают) чертежи, представленные на слайдах, отвечают на вопросы учителя (фронтальная работа). | Внимательно рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы: - Какие фигуры изображены на рисунке? Назовите их? - Какие виды углов вы знаете? - Какой угол называется развёрнутым? Прямым? Тупым? Острым? - Найдите известные вам углы и на глаз определите их вид. - Что изображено на чертеже? - Как построить ломаную? - Как называются отрезки, из которых состоит ломаная? - Как называются точки? | |||||
Целеполагание, постановка проблемы | Самостоятельно выполняют практическую работу на построение (индивидуальная работа). Отвечают на вопросы учителя (фронтальная работа). | Начертите замкнутую ломаную без самопересечений, у которой будет три стороны, три вершины, закрасьте фигуру, которая ограничена ломаной. - Какая фигура получилась? Начертите замкнутую ломаную без самопересечений, у которой будет четыре стороны, четыре вершины, закрасьте фигуру, которая ограничена ломаной. - Какая фигура получилась? - Перечертите ломаную с рис. себе в тетрадь. Дайте ей характеристику. Выполните дополнительное построение, чтобы получилась замкнутая ломаная без самопересечения. | |||||
Создание проблемной ситуации. Поиск путей решения проблемы | Анализируют возникшую ситуацию. Формулируют проблему ( цель урока). Отвечают на вопросы учителя. Планируют свою деятельность на урок. | - Какую характеристику можно дать этим фигурам? Выявите у них существенный признак. - Как называются получившиеся фигуры? - Как вы думаете, что сегодня необходимо узнать на уроке? Составьте план по выходу из создавшегося затруднения.
| |||||
Решение проблемы. Изучение темы урока. | 1) Самостоятельно работают с материалом учебника: п.1 -стр.88-89: читают, осмысливают, анализируют информацию, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя. Записывают тему урока. Записывают определение многоугольника в тетрадь. 2) Устанавливают соответствие/несоответствие фигур, представленных на слайде понятию «многоугольник». Делают вывод о том, что некоторые фигуры незамкнутые, некоторые из них самопересекающиеся. 3) Работают с материалом учебника: по данным рис. 5.17 классифицируют многоугольники. Работают в парах. Обсуждают свои предположения. Работают с материалом учебника: на основе информации п.4 §19 (стр.90) корректируют свои умозаключения, изучают способ определения вида многоугольника. Выполняют практическую работу: исследуют предложенные многоугольники на выпуклость/невыпуклость. 4) На примере четырехугольника вспоминают элементы многоугольника, которые можно измерять (углы, стороны). Называют соседние и противоположные вершины. Формируют понятие диагонали многоугольника. Вспоминают формулы периметра прямоугольника и квадрата. Выводят формулу периметра произвольного многоугольника. Вычисляют периметр многоугольника. | 1) - Как же называются фигуры, которые вы чертили? - Сформулируйте определение многоугольника. - Назовите элементы многоугольника. - Может ли в многоугольнике быть угол, больший развернутого? Приведите пример, используя рис. 5.17. 2) Являются ли данные фигуры многоугольниками? Ответ обоснуйте. Если условие не выполняется, то какое именно? 3) - Посмотрите на все многоугольники. -Они разные? -Подумайте, на какие две группы можно разделить эти многоугольники? -Распределите их по группам. Ответ обоснуйте. Проверьте правильность своих суждений с помощью материала на стр.90. Поработайте в парах. Определите практическим путем вид следующих многоугольников (см. на слайде). Объясните решение. 4) -Как называются точки А, В,С, D? - Отрезки АВ, ВС, СD, АD? -Что получится, если соединить противоположные вершины? Чем являются отрезки АС и ВД? Какую функцию они выполняют? В каком многоугольнике диагональ провести нельзя? Почему? - С какими четырехугольниками вы познакомились в начальной школе? - Как называют длину ломаной, ограничивающей многоугольник? - Чему равен периметр многоугольника? - Найдите периметр данного четырехугольника, если его стороны соответственно равны: 2см, 3см, 4см, 5 см. -А если многоугольник состоит из семи сторон? Как найти его периметр? Сделайте вывод. | |||||
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | 1) Конструируют алгоритм воспроизведения рисунка. Выполняют построение многоугольника по составленному алгоритму. 2) С помощью проволоки моделируют разные виды многоугольников и находят их периметры. | 1) Учебник: №297. Работая в парах, составьте алгоритм воспроизведения рисунков 5.25 и 5.26 в тетрадь. Скопируйте многоугольники и выполните соответствующее задание. 2) Поработайте в парах. С помощью проволоки смоделируйте какой-нибудь выпуклый или невыпуклый многоугольник и найдите его периметр. | |||||
Систематизация знаний. Подведение итогов урока. | Определяют, является ли данная фигура многоугольником, если да, то называют все его элементы, определяют его вид и количество диагоналей, вычисляют периметр. Находят аналоги многоугольников в окружающем мире. Приводят примеры применения приобретенных знаний в жизни. | Индивидуальная работа по карточкам: Определить является фигура многоугольником или нет. Если да, то: выписать все его вершины, стороны, углы; провести все диагонали; найти периметр и определить вид многоугольника. Если нет, то: построить произвольный многоугольник и выписать все его вершины, стороны, углы; провести все диагонали; найти периметр и определить вид многоугольника. Фронтальная работа: Назовите модели многоугольников в окружающем нас мире. В каких сферах жизни мы можем применить знания о многоугольниках? | |||||
Объяснение домашнего задания | Слушают, осмысливают, понимают д/з, записывают в дневник. | §19 читать, учить определения, провести исследование: №303. Для мотивированных учеников дополнительное задание: подготовить краткое сообщение на одну из тем: 1)многоугольники в строительстве; многоугольники в архитектуре; бермудский треугольник; невозможный треугольник; геометрические головоломки из многоугольников. | |||||
Оценивание. Рефлексия | Проводят самооценку, рефлексию своих действий на уроке. Оценка корректируется учителем, выставляется отметка в журнал.
| Оцените свою работу на уроке. Достигли ли вы тех целей, которые сформулировали в начале урока? Насколько ценны для вас знания, приобретенные на уроке? | |||||
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения | 1)Самостоятельная работа по учебнику: №297. 2)Моделирование многоугольников. Работа с моделями. 3)Индивидуальные карточки с фигурами: |