Урок по теме: «Наши подземные богатства». изделие «малахитовая шкатулка» (Окружающий мир, 4 класс)
Технологическая карта интегрированного урока
(окружающий мир и технология) 4 класс. УМК «Перспектива»
Тема: «НАШИ подземные богатства». Изделие «малахитовая шкатулка».
Габова Т.Л., учитель начальных классов.
МАОУ «Многопрофильная школа «Приоритет» г.Пермь
Цели | создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить обучающихся с содержанием понятий поделочные камни, малахит в процессе освоения новой техники работы с пластилином (смешивание). |
Тип урока | открытие нового знания, исследование |
Планируемые | Личностные: осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, умеют ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «понимать позицию других». Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, организовывать рабочее место; умеют работать в технологии лепки слоями для создания имитации рисунка малахита, могут смешивать пластилин разных оттенков для создания имитации малахита, используют приемы работы с пластилином. Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; пользоваться учебником; находят и отбирают информацию при объяснении нового материала, отвечают на вопросы по тексту, умеют работать по алгоритму. |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Оборудование | Экран, компьютер; физическая карта России, карта Пермского края; коллекция полезных ископаемых, словарь, пустая коробка из-под спичек, пластилин 4-х цветов (светло-зелёный, темно-зеленый, белый, чёрный), стека, нитки или леска. |
Основные | Полезные ископаемые, поделочные камни, малахит |
Сценарий урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность | Формируемые умения |
I. Мотивация | Хозяйка подземных богатств В свое царство приглашает нас. Открыты ворота подземной страны, Любые клады на карте найдете вы. - О чем мы сегодня продолжим говорить (о богатствах, которые хранятся в недрах земли). | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация опорных знаний | – Ребята, о каких природных богатствах нашего края мы говорили с вами на прошлом уроке? (О водоёмах) - Найдите «лишний» объект: а) пруд, море, река, океан; б) море, река, озеро, ручей; в) устье, исток, склон, приток. (КАРТОЧКА) – Разделите водоемы на группы по происхождению (КАРТОЧКА, СЛАЙД) - Оцените свои знания - Ребята, догадайтесь, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Эти природные богатства относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. - Что же это? (Полезные ископаемые) | Выполняют | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
III. Изучение нового материала (Открытие нового знания -исследование) | Сегодня мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему? «Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным. -Я - соль Земли, - говорит соль, - без меня каши не сваришь. - А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. - Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак. - А на чем варить будете? – интересуется уголь. - Без топлива в этом деле не обойтись. - А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать, - говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать». - Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые? - Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре? - И так, я думаю, что вы догадались какова тема нашего сегодняшнего урока? (Наши подземные богатства) -Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами…) - Ребята, а ещё мы сегодня на уроке будем не просто узнавать о полезных ископаемых, но попробуем одно из них сымитировать и применить. -А что же такое полезные ископаемые??? Откуда мы сможем узнать? Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли. (СЛАЙД) - Как вы думаете, какие вопросы мы можем сегодня обсудить на уроке? -Какие бывают полезные ископаемые? -Какие свойства имеют полезные ископаемые? -Где они применяются? -Как добываются полезные ископаемые? -Нужно ли полезные ископаемые охранять? (СЛАЙД) -Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи) - Сегодня мы станем геологами и проведём очень серьёзную исследовательскую работу. У каждой группы на парте находится по 2 вида полезных ископаемых. Ваша задача определить полезное ископаемое, узнать о его свойствах, назначении и заполнить таблицу. Если есть необходимость, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой, учебником. На эту работу даётся 10- 12 минут. - В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы. Ответы должны быть чёткими, интересными и краткими. Прежде, чем перейти к этой работе, давайте, вспомним правила работы в группе. Правила работы в группе. Работать дружно. Уметь слушать мнение своего друга. Не выкрикивать. Работать тихо. Работа в группах. 1 группа – гранит, известняк 2 группа – песок, глина 3 группа – торф, уголь 4 группа – нефть, природный газ 5 группа – железная руда, слюда План изучения полезных ископаемых: 1) название полезного ископаемого; 2) условное обозначение; 3) его свойства; 4) способы добычи; 5) значение и применение 6) добываются ли ПИ на территории Пермского края По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых. - Ребята, мы сейчас исследовали полезные ископаемые, и все узнали много интересного о них. - А теперь подведём итог: что же объединяет все полезные ископаемые? (Это природные богатства. Все они необходимы человеку.) | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы, называют тему, ставят цель, принимают участие в беседе, ищут информацию в словаре, учебнике по «Окружающему миру» Работают самостоятельно. Заполняют таблицу. обсуждают изученный Выступление каждой группы ребят. | |
IV. Практическая деятельность
| - А вы знаете, есть такие полезные ископаемые, которые нужны нам лишь для того, чтобы украсить нашу жизнь, подарить нам хорошее настроение. - Как вы думаете, о каких полезных ископаемых идет речь? - Конечно, это драгоценные и поделочные камни. - Познакомимся с ними и попробуем сымитировать их красоту с помощью пластилина. А вот какой предмет мы сделаем, вы отгадаете сами. - Она бывает музыкальная, берестяная, малахитовая. - Слово из скольки букв спряталось? (На доске дети определяют слово) -Да молодцы, это шкатулка. - И шкатулку мы попробуем сделать малахитовую, только малахит мы сымитируем из пластилина. (СЛАЙД) - Для начала мы разберемся, что такое малахит как полезное ископаемое. - Для этого поработаем с карточками. - Ваша задача собрать определение, что такое малахит. - Работаем в группах (5 группа работает со словарем) Малахит - хрупкий минерал зеленого цвета со стеклянным блеском, используемый для поделок. - Кто составит определение, поднимите руку. - Первая группа читайте свое определение. - Вторая группа… - Третья группа…и т.д. - Молодцы Малахит – это хрупкий минерал зеленого цвета со стеклянным блеском, используемый для поделок. - А вы когда-нибудь видели малахит? (СЛАЙД) - Чем он отличается от других камней? - Каково цвета вы видите прожилки? - Где его используют? (СЛАЙД) Уральский малахит воспет П.П.Бажовым в сказе «Малахитовая шкатулка» | Отвечают на вопросы, отгадывают слово Работают в группах Выполняют | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения |
V. Организация самостоятельной работы. | - Как изготовить малахитовую шкатулку своими руками? -Какие трудности могут встретиться? -С чего начнем нашу работу? (Нужен план, алгоритм работы, критерии оценивания работы: аккуратность, эстетичность, творчество) - Какой прием будем использовать? (мозаика) | Отвечают Читают план в учебнике технологии, вспоминают правила работы с пластилином, обсуждают критерии оценивания изделия Слушают учителя Работают самостоятельно по плану (алгоритму) | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение ребят. |
VI. Итоги урока. Рефлексия | На уроке я узнал…. Я понял, что …. Я научился …. Я могу …. Оцени свое изделие «малахитовая шкатулка» (по критериям) | Заполняют карточку, где нужно продолжить фразу | |
VII. Домашнее задание | Дома я предлагаю вам подготовить сообщения на выбор. Это позволит нам расширить свои знания. (КАРТОЧКИ) 1) О полезных ископаемых Пермского края; 2) «Зачем охранять полезные ископаемые»; 3) «Подземные дворцы» - о музеях в соляных пещерах; 4) «Что может произойти, если нефть попадёт в озеро, реку, море?» | Задают уточняющие вопросы | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Список используемой литературы
Учебник «Технология» 4 класс. Роговцева Н.И., М.: Просвещение, 2013г.
Рабочая тетрадь «Технология» 4 класс. Роговцева Н.И., М.: Просвещение, 2013г.
Интернет-источники:
Энциклопедия Кругосветwww.krugosvet.ru
Малахит. Метод «русской мозаики»
1