Урок литературы «Секреты малахитовой шкатулки» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 13 August 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации


презентация к уроку
PPTX / 2.03 Мб

Итоговый урок литературы по сказам П. П. Бажова (5 класс)

Тема урока "Секреты малахитовой шкатулки".

Цели урока:

1. Образовательные: обобщить знания учащихся о П.П. Бажове и его сказах; показать различия жанров сказки и сказа; познакомить с особенностями живописной техники Палеха.
2. Развивающие: развивать навыки анализа текста, устного рассказа; описания иллюстрации; развивать образное восприятие, творческое мышление.
3.  Воспитательные: прививать учащимся интерес к родной литературе и изобразительному искусству; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к природе родного края; умение видеть и ценить прекрасное. 

ХОД УРОКА

I. Орг. момент. Введение в тему .

У: "Рабочие руки все могут! Кое в порошок сомнут, кое по крупинкам соберут да мяконько прогладят – вот и выйдет камень небывалой радости. Всему миру на диво и на поученье тоже". Так сказал Павел Петрович Бажов  про  умелые руки уральских мастеров. (слайд 1)   
Но ведь и он также по крупинкам собирал уральские поверья, легенды, не сказки, а сказы, приглаживая их своей мыслью, но, не уничтожая народный язык, а делая его понятным читателю. И получились у него произведения небывалой радости. "Всему миру на диво  и на поученье тоже!"
И сегодня мы по крупинкам соберем наши знания о прочитанных сказах, и если все наши ответы будут яркими, интересными – наш урок засверкает, как малахитовая шкатулка,  полная самоцветных камней, и подарит нам свои секреты.

- "Секреты малахитовой шкатулки" - тема нашего урока. (слайд 2)   

-Итак, сегодня наш заключительный урок по теме, посвященной удивительным самобытным произведениям уральского мастера П. Бажова. Как вы думаете, какие цели мы можем перед собой поставить, начиная работу?

(обобщить знания по теме)

-Верно, но не только об этом будет наш сегодняшний разговор. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент. (слайд 3)    О чём он? Найти ответ на вопрос, что такое ПАЛЕХ и как он связан со сказами Павла Бажова - вот ещё одна цель нашего урока.


 

II. Актуализация опорных знаний. "Разминка".

У: А начнем мы с разминки.

– Что вы знаете о Павле Петровиче Бажове?
– Чем сказ отличается от сказки?

У: У Вас на партах лежат карточки с заданиями. Заполните их, работая в группах. Ответы запишите.

сказка

сказ

1. Рассказчик-

2. События- (волшебные, не имеют реальной основы. )

3. Герои — (волшебные )

 

1. Рассказчик- (присутствует рассказчик — человека из народа.

2. События-(волшебные, но имеют реальную основу)

3. Герои — (люди обыкновенные, встречаются волшебные)

 

У: Вывод по таблице:( (слайд 4)   

Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.

Сказ — это быль с элементами сказочного. П. Бажов.

III. Новая тема:

У: В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. (слайд 5)   Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня - и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.

У: Итак, малахитовая шкатулка открыта, и первый по порядку в ней сказ “Медной горы Хозяйка”.

Вопросы:

1.Какова тема этого произведения?

2. Какие герои вам запомнились?

4.Почему это произведение относится к жанру сказа? Понравился ли он вам? Как вы думаете, чем бы закончилась история Степана, если бы он был героем сказки?

 

У: Ребята, посмотрите на экран. На нем картина П. Буреева. Как вы думаете, имеет ли она отношение к нашему разговору?(это иллюстрация к сказу "Медной горы Хозяйка ")

-А что такое иллюстрация?

Иллюстрация- рисунок, иллюстрирующий, поясняющий что-н.

У: Давайте и мы поподробнее рассмотрим иллюстрации, которые помещены в нашем учебнике на стр.69-71. Рассматривая эти иллюстрацию, я заметила рядом с фамилиями художников необычное слово "Палех". это слово уже звучало в видеофрагменте в начале урока. Вы уже догадались, что же такое ПАЛЕХ? (ответы обучающихся).

Надеюсь, ответ на этот вопрос нам поможет найти Татьяна Евгеньевна, учитель ИЗО.

 

Слово учителя ИЗО:

Палех-поселок в Ивановской области. до 1917 года он был крупным центром иконописи в традициях русской живописи XV-XVII в.в. После революции 1917 года религия оказалась под запретом и творчество мастеров Палеха осталось невостребованным.

В 1923 году в Палехе решили возродить древние традиции, но на новый лад. Вместо иконописных мастерских была создана артель по росписи изделий из папье-маше. Артель начала производить разные мелкие вещицы: коробочки, шкатулки, пудреницы. Их покрывали черным лаком и расписывали яркими красками: красными, зелеными, золотыми, синими. Рисунки, выполненные в технике палеха имеют яркие отличительные черты:

1. Растительный орнамент в верхней части рисунка, который образуют ветви и листья деревьев.

2. В нижней части орнамент создают изящные фигурки лебедей, синие волны, затейливый узор ковра.

3.Часто на рисунке присутствуют архитектурные детали: боковые столбы, резные арки, украшенные луковками крыши.

4. Тонкие линии рисунка, четкие силуэты.

 

Уч. ИЗО: Рассмотрим внимательнее рисунок Г. К. Буреева к сказу “Медной горы Хозяйка”(слайд 6)   

1. Какие эпизоды сказа изобразил художник?

2.Какова композиция рисунка?

3. Какое место отведено изображению природы?

4. Как изображены герои сказа?

5. Найдите в рисунке приметы, характерные для палехской живописи.

 

Описание рисунка.

В нижней части рисунка изображены фигуры людей. Главный герой сказа Степан изображён в центральной части рисунка. Он в белой рубахе. Над ним - фигура хозяйки, устремлённая в небо, окруженная легкими полупрозрачными облаками. Основное пространство рисунка занимает изображение природы. О том, что это Урал говорят горы и хвойные деревья. Художник выдерживает характерные для палехской живописи тонкие изящные линии, плавный рисунок, четкие силуэты, использует яркие краски на черном фоне.

Уч. лит.: Прежде, чем продолжить работу, предлагаю дать нашим глазам возможность немного отдохнуть. Итак, физкультминутка для глаз. (слайд 7)   

Уч. лит.: В учебнике есть и другие рисунки палехских мастеров. Какие сказы П.Бажова они иллюстрируют?

Дома вы прочитали эти сказы, давайте их представим.

Класс делится на группы. Представитель группы  должен дать краткий отзыв об одном из трех вышеназванных сказов по плану:

1. Название сказа.
2. Главные герои сказа.
3. Сказать кратко, о чем этот сказ.
4. Рассказать, какой эпизод сказа изображен на иллюстрации.

5.Черты палехской живописи, использованные на картине?

Итог урока:

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу, пора подводить его итоги. В начале урока мы ставили перед собой важные цели, каковы они?

Как вы считаете, сейчас мы можем сказать, что наши цели достигнуты? Почему?

-Если так, то наша малахитовая шкатулка заиграет драгоценными камнями новых знаний. (слайд 8) 

 

Рефлексия: Насколько интересным и полезным был для вас урок мы определим с помощью блиц-опроса.

1. Чемодан, мясорубка, корзина (слайд 9)   
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 


 


 


 


 

Приложение 1.

Сказка

Сказ

1. Рассказчик—

2. События—


 

3. Герои —

 

1. Рассказчик—

2. События—


 

3. Герои —

 


 

Приложение 2.

План краткого отзыва о сказе:

1. Название сказа.
2. Главные герои сказа.
3. Сказать кратко, о чем этот сказ.
4. Рассказать, какой эпизод сказа изображен на иллюстрации.

5.Черты палехской живописи, использованные на картине?

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 1.

Сказка

Сказ

1. Рассказчик-

2. События-


 

3. Герои —

1. Рассказчик-

2. События


 

3. Герои —

 


 

Приложение 2.

План краткого отзыва о сказе:

1. Название сказа.
2. Главные герои сказа.
3. Сказать кратко, о чем этот сказ.
4. Рассказать, какой эпизод сказа изображен на иллюстрации.

5.Черты палехской живописи, использованные на картине?

Предварительный просмотр презентации

"Рабочие руки все могут! Кое в порошок сомнут, кое по крупинкам соберут да мяконько прогладят – вот и выйдет камень небывалой радости. Всему миру на диво и на поученье тоже". "Рабочие руки все могут! Кое в порошок сомнут, кое по крупинкам соберут да мяконько прогладят – вот и выйдет камень небывалой радости. Всему миру на диво и на поученье тоже". Павел Петрович Бажов     

Секреты малахитовой шкатулки

Палех

Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Сказ — это быль с элементами сказочного. П. Бажов.

Сборник сказов  “Малахитовая шкатулка”: “Медной горы Хозяйка”, “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и др. сказы 

Г. К. Буреев“Медной горы Хозяйка”. Палех

Отличительные черты рисунка , выполненного в технике палеха : Рисунок выполнен на чёрном фоне и расписан яркими красками: красными, зелеными, золотыми, синими. Растительный орнамент в верхней части рисунка, который образуют ветви и листья деревьев. В нижней части орнамент создают изящные фигурки лебедей, синие волны, затейливый узор ковра. Часто на рисунке присутствуют архитектурные детали: боковые столбы, резные арки, украшенные луковками крыши.

Г. К. Буреев “Каменный цветок”. Палех

Г. К. Буреев “Малахитовая шкатулка”. Палех

Г. К. Буреев “Серебряное копытце”. Палех

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.