Урок по теме: "Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс

5
0
Материал опубликован 22 August

Урок русского языка по теме:

"Обобщение знаний об имени существительном". 4-й класс



Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности.

Цели:   

обобщить и закрепить знания об имени существительном;

содействовать учащимся в умении выделять имя существительное как часть речи;

закрепить умение определять род, склонение, падеж имён существительных.

Задачи:

развивать мышление, память, внимание, культуру речи  учащихся;

воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру  поведения;

развивать исследовательскую культуру по данному вопросу, умение излагать изученный материал.

Оборудование: тесты, учебники, сигнальные карточки, тетради, карточки с заданиями, алгоритм разбора части речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организация занятия

Сегодняшнее наше занятие будет проведено в форме деловой игры. Я предлагаю вам превратиться в детективов. А наша классная комната будет называться «Детективное агентство». (Карточка на доске: «Детективное агентство»).
– Кто такой детектив? 
(Выслушиваются ответы детей, прикрепляется на доску  карточка: Детектив – частный сыщик, ведущий расследование какого-либо дела.)
– Какими качествами должен обладать хороший детектив? 
(Иметь зоркий глаз; уметь слушать и слышать; быть внимательным, уметь собирать информацию.)

II. Сообщение темы и целей занятия

В наше детективное агентство вчера поступило срочное сообщение. Ознакомьтесь с этим сообщением на карточке. (Одному из детей выдаётся карточка, он читает сообщение: «ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ»)
– Детектив Копылов, прочитайте нам это сообщение.
– Что будем делать? 
(Собирать информацию).
– Какую задачу мы поставим перед собой? 
(Узнать, что это за часть речи и повторить всё, что мы о ней знаем).

На доске вывешивается карточка:

Как называется?

На какие вопросы отвечает?

Что обозначает?

–  Но, чтобы определить часть речи, нам нужно составить фоторобот.  (Доска: фоторобот. )

III. Актуализация познавательной деятельности учащихся

1. Чистописание

Итак, уважаемые детективы, откройте свои ежедневники и отметьте какой сегодня день. (Запись числа и классной работы).
– Какой вчера был день недели? 
(Среда)
– Какой звук слышим первым в этом слове? 
[с].
– Какой буквой обозначаем его на письме? 
(эс).
– На что она похожа?
 (На полуовал)
– Пропишите эту букву в своих ежедневниках.

2. Словарная работа

Для дальнейшего составления фоторобота, нам необходимо выявить слова по описанию, которые вы ежедневно повторяете дома. Я описываю вам предмет, вы записываете как он называется одним словом.

сладкий на вкус, белый по цвету (сахар;)

животное, верный друг человека (собака);

самая болтливая птица (сорока);

шестой день недели (суббота);

обувь для дождливой погоды (сапоги);

первый месяц осени (сентябрь);

сосуд для питья воды (стакан).

Сверим точность записей друг у друга.  (Обмен тетрадями  – взаимопроверка).
– Оцените свою работу, поставив зелёный кружочек на полях, у кого всё верно.
– На какие вопросы отвечают все эти слова? 
(Кто? или Что?)
– Что называют? 
(Предметы, явления природы, события, процесс,действия..).
– Собранная нами информация позволяет сделать первый вывод. Какой? 
(Все эти слова являются именами существительными, отвечают на вопросы кто?или что?, называют предмет).

На доске под фотороботом вывешивается:

Имя существительное
Предмет кто? что?

3. Синтаксический разбор предложения

Давайте заглянем в рубрику «Это интересно». (Доска: «Это интересно», картинка с изображением сирени и зайца).
– Детективы Солнцева и Чельдиева подготовили нам сообщения об этих предметах. (
картинки предметов)

Сирень – род кустарников. Многочисленные сорта сирени обыкновенной с фиолетовыми, белыми, розовыми, голубоватыми крупными соцветиями. В нашей местности сирень расцветает ранней весной.
Заяц  – у него длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Есть такая загадка: летом серенький, а зимой беленький. Это всё про него же, потому что летом он серый, или даже немного с рыжинкой, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.

 – Что это за слова? (Словарные, с непроверяемой безударной гласной, написание их надо запомнить.)
– Давайте составим, запишем из данных слов  предложения про сирень и зайца. 1 вариант  – про сирень, 2 вариант  – про зайца.

(На доске с обратной стороны записаны предложения.

1 вариант – Весной, пахучая, расцветает, ранней, сирень.
2 вариант – Зайчата, леса, на опушке, веселились.)

 – Разберите эти предложения по членам.
– Детективы Епихина и Королёв выполнят это ответственное задание индивидуально. Все остальные работают в своих ежедневниках.

(Учащиеся с обратной стороны доски записывает и разбирают свои предложения.)

Ранней весной расцветает пахучая сирень.
На опушке леса веселились зайчата.

 – Какие эти предложения по составу? (простые, повеств., невосклиц., распрост., состоит из одной грамм., основы).
– Сверим свои работы с работами наших детективов.
– Оцените свою работу. 
(Дети ставят кружочки у кого работа выполнена верно)
– Так какими членами предложения может быть имя существительное? 
(Подлежащим, дополнением, обстоятельством. Добавляю к фотороботу на доску карточки: подлежащее, дополнение, обстоятельство.)

IV. Работа по теме занятия

1. Работа в четвёрках

Продолжим наше расследование. Перед вами карточки со словами.

1 группа детективов выписывает существительные 1 склонения;

2 группа детективов – существительные 2 склонения;

3 группа детективов – существительные 3 склонения.

 (Слова в группах одинаковые: перо, вода, ночь, ворона, пенёк, тишь, правда, месяц, дочь, картина, конь, дичь, машина, детство, тетрадь.)
– Давайте вспомним, как определить тип склонения? Приступайте к выполнению задания.
– Все группы детективов готовы. Сверим полученные результаты. 
(по одному от группы зачитывают слова)
– Делаем вывод следующего расследования, каких типов бывают склонения?
(Добавляю карточки на доску к фотороботу: 1– склонение, 2 – склонение, 3 – склонение.)
– Оцените свою работу. 
(Плюсики на полях)

V. Физкультминутка

Сейчас мы отдохнём. Игра «Внимательный детектив».
(Дети изображают животных).
– Зайчики! 
(Скачут)
– Раки! 
(Пятятся назад)
– Лошадки!
 (Топают ногами)
– Птицы! 
(Машут руками)
– Цапли! 
(Стоят на одной ноге)
– Человек! 
(Садятся на места)
– Как можно назвать слова этой группы? 
(Имена существительные)
– На какие вопросы они отвечают? 
(Кто?)
– Какого они числа? 
(Множественного).

2. Работа по выбору

Уважаемые детективы, наступил момент выполнить работу, которая требует ваших профессиональных качеств: внимание, память, логическое мышление.
– На партах у вас лежат карточки с заданиями:

Карточка с красным кружком: выписать из предложений имена существительные, выделить окончания, определить род, число, склонение, падеж.

Я сплела подруг.. венок из одуванчиков. Мне нравится отдыхать на мор.. .  (подруге – ж. р., ед. ч., 1 скл., Д. п.; венок – м.р., ед. ч., 2 скл., В. п.; из одуванчиков – м. р., мн. ч., 2 скл., Р. п.; на море – ср.р., ед. ч., 2 скл., П. п.)

Карточка с зелёным кружком: списать существительные, определить тип склонения.

Листок, от ветки, бурей,  до моря, мышь, корабль.

Поднимите руку, кто выполнял красную карточку. Проверим это задание. Все детективы независимо от выполнения ими разных заданий участвуют в проверке красной карточки. (Один учащийся зачитывает выполненное задание. Проводится проверка по остальным карточкам.)
– Оцените свою работу. 
(Кружочки на полях)
– Итак, какой сделаем следующий вывод из проделанной работы?

Имена существительные изменяются по числам, падежам. (Выставляю карточки на доску к фотороботу: число, падеж.)

Имена существительные бывают трёх родов. (Выставляю карточки на доску к фотороботу: м.р., ж.р., с.р.)

3. Коллективная работа

Как детективы вы хорошо сработали в группах (по рядам) и самостоятельно, а теперь выполним работу, в которой примут участие все детективы.
– Какое слово часто звучит на сегодняшнем занятии? 
(Детектив)  
– Запишем это слово в свои ежедневники и сделаем морфологический разбор (разбор имени сущ., как части речи) при помощи наших карточек-алгоритмов. 

Детектив – сущ.

Н. ф. – детектив;

Постоянные признаки: нариц., одушев., м. р.,2 скл.;

Непостоянные признаки: ед. ч., И. п.

Какой вывод, можно сделать, выполнив это задание? (Имя существительное имеет постоянные и непостоянные признаки.)

VI. Физкультминутка для глаз

Работа детектива связана с большим напряжением для глаз. Сейчас дадим нашим глазам отдохнуть. (Зарядка для глаз)

4. Работа с учебником

Материал, с которым я предлагаю, сейчас поработать вы найдёте в учебниках по детективному делу. Найдите упр. 161 на с. 146.
– Прочитайте текст. Что это за текст? 
(Это стихотворение).
– Как правильно оформляется стихотворная форма на письме? 
(Каждая строка пишется с большой буквы и с новой строки.)
– Спишите текст, подчеркните в нём имена существительные.
– Зачитайте слова, которые вы подчеркнули.
– Какой частью речи они являются? По каким признакам, вы это определили? 
(Обращаюсь к фотороботу)
– Оцените свою работу. 
(Плюсик на полях)

5. Тестирование

Подведём итог нашего детективного расследования. Перед вами тест. Прочитайте и выберите правильный ответ.
– Работу закончили и отложили тесты на край. Их я проверю сама.

Тест 

1. Имя существительное – это …

а) часть слова;
б) часть речи;
в) словосочетание.

2. Имя существительное отвечает на вопросы

а)  кто? или что? и обозначает действие предмета;
б) какой? какое? какая? и обозначает предмет;
в) кто? или что? и обозначает предмет.

3. Склонение – это:

а) изменение имён существительных по числам;
б) изменение имён существительных по падежам;
в) изменение имён существительных по родам.

4. Выбери падежные вопросы и распредели их по падежам.

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

кем? чем?
кто? что?
кого? чего?
о ком? о чём?
кого? что?
кому? чему?

V. Итог урока

Сегодняшнее наше расследование подходит к концу. Давайте сделаем по нашему фотороботу обобщение. 

Доска: фоторобот.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?  

обозначает предмет(живые существа, явления природы, события: война, процесс, действия: стрельба, бег.)

Имя существительное изменяется по числам и падежам.

Имя существительное бывает трёх родов: м.р.,  ж.р., с.р.

Имя существительное имеет три типа склонения: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение.

В предложении имя существительное может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством.

Молодцы, вы сегодня хорошо справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу.

VI. Самооценка

Уважаемые детективы, я вас попрошу оценить свою работу за урок. (Учащиеся, которые набрали пять плюсиков, сигналят зелёными карточками.)

VII. Домашнее задание

Но наше расследование не окончено. Получите следующие задания.

1 группа детективов получает задание просклонять слово «смекалка», так как они сегодня показали очень хорошие знания в детективном расследовании.

2 группа детективов склоняют существительное «память», чтобы помнить, что хороший детектив должен постоянно тренировать свою память.

3 группа детективов склоняет слово «мышление», для развития своего логического мышления.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации