12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мукминова Резеда Илдусовна20

 

Тема  урока : «Понятие о бессоюзных сложных предложениях. Интонация».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Задачи:

             1. Показать особенности бессоюзных сложных предложений. Закреплять   умение определять смысловые отношения между   простыми предложениями в сложных союзных предложениях. Формировать умение определять смысловые отношения   между частями БСП.

              2. Способствовать развитию логического мышления, умению мыслить самостоятельно, умению работать в коллективе, грамотно аргументировать   свою  позицию.                                         

              3. Способствовать воспитанию культуры общения, формированию познавательного  интереса к предмету.


Планируемые результаты:


Предметные:      

   -отличать БСП от других видов предложений, определять характер  смысловых  отношений между предложениями     в  бессоюзном     сложном  предложении, выражать   их  с  помощью интонации,  сопоставлять БСП с синонимичными    ССП и СПП;

 - совершенствовать пунктуационные    навыки и умение проводить синтаксический анализ предложении.   

Метапредметные :

- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для   себя новые задачи, организовывать  учебное   сотрудничество и совместную деятельность с   учителем и сверстниками,     работать индивидуально        и  в   группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно  использовать речевые средства в соответствии с    задачей  коммуникации для выражения   чувств, мыслей и потребностей.

 Личностные:   

 - формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и   познанию; осознание своей    этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры.

 Ресурсы урока

Учебно-методические:  УМК:   С.Г.Бархударов,  С.Е.Крючков,    Л.Ю.Максимов,    Л.А.Чешко, Н.А.Николина,  К.И.Мишина, «Русский язык.9 класс» - М., «Просвещение», 2019;   раздаточный материал – тесты, карточки.


Материально-технические: компьютер, мультимедийный проектор,   презентация к уроку.


Ход урока

Учитель:

- Здравствуйте те, кто сегодня весел!

Здравствуйте те, кто сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста,

И скажем:

- Мы готовы работать сегодня с полной отдачей

                                                

Этап мотивации


Учитель:

-Кто-то из выдающихся людей сказал, что УСПЕХ В РАБОТЕ - ЭТО ГОСТЬ, НЕ ЛЮБЯЩИЙ ПОСЕЩАТЬ ЛЕНИВЫХ.

- Советую всем взять эти слова как девиз урока и постоянно следовать ему. Надеюсь на ваше трудолюбие и желаю успеха.

- Откройте тетради, запишите число.  Классная работа.

  Ученики   открывают тетради  и пишут число

 

Актуализация и пробное учебное действие


  Учитель:

(Методический   прием «Наоборот». Проговаривание во внешней речи.)

− Обычно учитель задает вам вопросы, а вы на них отвечаете. Сегодня будет наоборот. На магнитной доске вы видите прикрепленные карточки с ответами. Сформулируйте вопросы к ним. Подберите к ответам примеры из записанных на  доске  справа.


КАРТОЧКА №1

1. Простое предложение — это такое предложение, которое состоит из одного или нескольких грамматически объединенных слов, которые выражают завершенную мысль. Это основная грамматическая единица синтаксиса. В простом предложении должна быть только лишь одна грамматическая основа (предикативный центр).

 

КАРТОЧКА№2

2. Сложное предложение, в котором два (или более) простых предложения связаны сочинительным союзом и интонацией, называют сложносочинённым предложением. Части сложносочинённого предложения независимы друг от друга. Связь предикативных частей в составе сложносочинённого предложения осуществляется при помощи сочинительных и интонации (голос повышается в конце первой части предложения и понижается к концу всего предложения.

КАРТОЧКА№3

3. Сложноподчинённые предложения — это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой.  Части СПП связаны интонацией и подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.


  ПРИМЕРЫ

1.На город опускалась ночь.

2. Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

3. Только мальвы, да ноготки, да крученый паныч цвели кое-где по дворам

4. Наступил уже поздний вечер, но на улице было ещё светло.

5. Когда зацветает черёмуха, на улице становится холодно.

6. Даша почувствовала, что краснеет.

7. Весь день идет дождь.

8. Я приехал туда, где прошла моя юность.

9. К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за туч.

Ключи:

Простые: 1,3,7

Сложносочиненные: 2,4.

Сложноподчиненные: 5,8,6.


- Перед тем как вы начнете работу, должна предупредить: не все  примеры  можно распределить по карточкам. Если  такие вам попадутся, отложите их в сторону.

Учащиеся формулируют вопросы, потом читают ответы . Подчеркивают в предложениях предикативную часть,  приводят примеры.  Весь класс следит за правильностью речи, исправляет или дополняет ответ.

Учитель:

-Какое предложение не относится ни к одной группе? 

Запишите это предложение в тетрадь, оставив строку для темы урока, подчеркните грамматические основы.


Учащиеся:

- Предложение №9.  Это сложное предложение, но   между простыми  предложениями   в составе  сложного   союз  отсутствует.

Учитель:

- Как же осуществляется связь между простыми предложениями в составе  ССП  и СПП? И что мы видим в предложении №9 ?


Ответ учащихся:


-Если в ССП  и СПП связь  происходит с помощью союзов или союзных слов и интонации, то в этом  предложении  его части соединяются  только посредством интонации и по смыслу.

                               

Формулирование темы и цели урока


Учитель:

- О  каких  предложениях мы сегодня  будем  говорить?  В этом нам поможет прием « Кроссворд».

 - Приставка из слова  бесстрашный,  корень-часть речи,  при  помощи  которой соединяются части ССП и СПП,  суффикс как в слове лунный,   а окончание прилагательного водное.

- Какое же слово у нас получилось?

Учащиеся:

-Это слово- бессоюзное. Ребята называют тему урока и записывают в тетради.

Учитель:

-Запишите тему  урока.

  

Учитель:

- Какие задачи мы поставим сегодня перед собой на уроке?

Учащиеся:

-Научиться находить БСП в тексте, узнать об особенностях БСП, определять смысловые отношения между частями  бессоюзного сложного предложения.


Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения

Учитель:

-Ребята, а сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 252 , Выписать бессоюзные сложные предложения, вставить и объяснить пропущенные буквы.

Ответы проверяйте по эталону

Ребята выписывают из текста БСП, вставляя пропущенные буквы и проверяют по эталону.

Эталон  2,3,5,6,9,11

Учитель:

-Внимательно читаем и изучаем, сравниваем все  предложения: что общего  и  чем они отличаются?

Учащиеся:

-Мы обратили внимание на то, что  между  частями  БСП  разные знаки препинания.

Учитель:

-‒ Случайно ли в данном случае использованы разные знаки препинании? С чем связана постановка разных знаков препинаний между частями БСП?  Как выражаются смысловые   отношения   между частями БСП?

-Где мы можем получить нужную нам информацию?

Учащиеся:

- Обратимся к учебнику и прочитаем правило о БСП.

Учитель:

-Прочитайте правило, составьте  план и выступите  перед участниками других групп.

Ребята делятся на группы и изучают теоретический материал(П.14), составляют план и выступают перед участниками других групп.

 

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи


Учитель:

-Я предлагаю вам    закрепить полученные знания по теме , выполняя  задания по карточкам с последующей взаимопроверкой.

-Проверим, какими   синонимичными сложными предложениями  можно заменить эти предложения и в какие смысловые отношения вступают простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения.

‒ Какие  союзы  вы  могли  поставить  между  частями  бессоюзных  предложений,  превращая их в союзные? Будет ли отличаться интонация, с которой вы прочитаете союзные  предложения, от синонимичных им бессоюзных?


Карточка 1

Ближнего обидеть – самому в беде быть. Говори смелее: будет вернее.

Карточка 2 

Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце. Широкая радуга стояла за лесами: там где-то, за озером, шел небольшой дождь.

Карточка 3.

Лес, горы слились, все окуталось густым туманом. Войдешь в дом с поклончиком – уйдешь с гостинчиком.

Работа в парах . Обучающиеся выполняют задания по карточкам,   выясняют : в какие смысловые отношения вступают простые предложения в составе бессоюзного сложного предложения. При затруднении обращаются к учебнику.

Эталон

Карточка 1

Если ближнего обидеть,  то самому в беде быть.  (СПП)

 Говори смелее, так будет вернее .(СПП)

Карточка 2

Источник утоляет жажду, а доброе слово оживляет сердце.(СПП)

Широкая радуга стояла за лесами, а именно : там где-то, за озером, шел небольшой дождь.(СПП)

Карточка 3

 Лес, горы  слились  ,  и все окуталось густым туманом.(ССП)

Если войдешь в дом с   поклончиком, то уйдешь с гостинчиком. (СПП)

Ребята приходят к выводу, что   интонацией можно выражать смысловые отношения  между частями сложных  бессоюзных  предложений и именно интонация  диктует постановку разных знаков препинаний.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Учитель:

- Из простых составьте  БСП, вставьте  знаки препинания.

1. Образовалась течь. Лодка стала погружаться в воду.

2. Собака лежала у самой калитки. Я боялся двинуться.

3. Травка зеленеет. Солнышко блестит.

Учащиеся   выполняют задания в тетради  и   проверяют  по образцу

Эталон

1. Образовалась течь - лодка стала погружаться в воду.

2. Я боялся двинуться: собака лежала у самой калитки.

3. Травка зеленеет, солнышко блестит


Включение в систему знаний и повторение

Учитель предлагает детям  проверить умения распознавания БСП и выполнить тест с последующей  взаимопроверкой и оцениванием.

1. Среди предложений 1-6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Морозная ночь высушила размокший за день снег, затянула сверху его хрупкой коркой - настом. (2) Собаки не пришли. (3) Рано утром идем нартовым следом обратно к перевалу искать Бойку и Кучума. (4) Слева в полном разливе заря, справа над горами висит запоздалый месяц. (5) Идем ходко. (6) Вокруг тихо

2. Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1)Она ходила долго без толку и наконец остановилась возле дачи, где жил Тимур. (2) За забором она услышала густой приятный голос: кто-то негромко пел. (3) Значит, хозяева были дома и здесь можно было ожидать удачи. (А.Гайдар)

3. Среди предложений 1-4 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

(1) Луна взошла, светло стало, ветер утих, угомонилось озеро. (2) Успокоился и лебедь, дремлет. (3) Тихо.(4) Лишь изредка всплеснет в камышах щука да выпь угукает…. (В.Свинцов)

 Обучающиеся   выполняют тест и проверяют ответы по эталону

1.4

2.2

3.1.


Рефлексия

Учитель:


- Какие затруднения возникали по ходу урока?

-Что помогло выйти из ситуации затруднения?

- Добились ли вы своей поставленной цели?

- Закончите фразу «Теперь я знаю/ умею, у меня получается…»

- Замените свою самооценку учебной деятельности на уроке на отметку.

- Спасибо за работу и сотрудничество. Желаю вам успешной сдачи экзаменов. И новых дорог, открытий, добрых дел.

 

Домашнее задание


1. Выучить  правило (П.18)

2. Выписать из учебника литературы примеры   бессоюзных сложных предложений с разными смысловыми отношениями..

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.