Урок алгебры «Применение свойств квадратичной функции при решении задач на оптимизацию» (9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок по теме «Применение свойств квадратичной функции при решении задач на оптимизацию».
Плотникова Татьяна Владимировна
учитель математики
МБОУ «СШ №1 г.Суздаля»
Пояснительная записка:
Предлагаемый урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Преподавание алгебры в 9-м классе ведётся по учебнику А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского и др. «Алгебра 9». По учебному плану на изучение алгебры в 9-м классе отводится 3 часа в неделю (102 уроков в год). В соответствии с программой изучается раздел «Квадратичная функция». В рамках этого раздела содержится тема «Квадратичная функция, её график и свойства», на изучение которой отводится 6 уроков. Данный урок является пятым в теме. На нём происходит закрепление изученного ранее материала и показывается, как свойства квадратичной функции (в частности, умение находить наибольшее или наименьшее значение функции) используются при решении задач на оптимизацию.
Обоснование мотивационного этапа урока:
На этом уроке создаются условия для:
возникновения внутренней потребности включения в деятельность(«хочу»), приём «удивляй»;
актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
установление тематических рамок учебной деятельности («могу»), вопросов для учащихся, позволяющих им определить последовательность действия для решения проблемы.
Мотивационный этап урока призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения. Усиливает мотивационный характер и использование отрывка из рассказа Л.Н.Толстого «Много ли человеку земли нужно». Учитель показывает, что человек ищет, постоянно добивается решения жизненных задач, чтобы получающиеся результаты его деятельности были как можно лучше.
На уроке используются различные методы: актуализация знаний, выполнение заданий со сменой установки, фронтальная, индивидуальная, парная и самостоятельная работы. Урок динамичен, использование различных форм и методов, использование проблемных ситуаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода.
Тип урока: урок закрепления и комплексного применения новых знаний.
Цель урока: создание условий для организации продуктивной деятельности учащихся по применению знаний об исследовании квадратичной функции при решении задач на оптимизацию.
Учебные задачи, направленные на достижение
личностных результатов обучения: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся; развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
метапредметных результатов обучения: формировать умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем; развивать умение видеть математическую задачу в окружающей жизни; формировать способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции;
предметных результатов обучения: развивать умение заменять исходную жизненную задачу ее моделью; работать над формированием умения опытным и логическим путём составлять алгоритмы решения задач на оптимизацию; совершенствовать навыки учащихся в использовании свойств квадратичной функции при решении задач на оптимизацию.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ камера, лист самоконтроля, раздаточный материал (геометрические фигуры)
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, исследовательская работа.
Приёмы мотивации учебной деятельности:
1.Использование компьютерной презентации.
2. Высказывание известного математика П.Л.Чебышева – эпиграф к уроку.
3. Использование жизненного опыта учащихся – встречались ли ученики или их родители в жизни с задачами, у которых решение должно быть оптимальным.
4. Использовании отрывка из рассказа Л.Н.Толстого, написанного в 1886 году.
5. «Польза от знания темы». В начале урока создаются условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке.
6. Создание проблемной ситуации – как литературному герою помочь определить, какой четырёхугольник будет имеет наибольшую площадь.
7. В конце урока создаются условия для оценки достижения задач, поставленных в начале урока, определения причины удачи или неудачи.
Технологическая карта урока:
Литература:
1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Учебник «Алгебра – 9» под редакцией А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского и др.
3.Методическое пособие для учителя Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк к учебнику.
4.https://infourok.ru/zadachi-na-optimizaciyu-316174.html
5.htt ps://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/01text/0259.htm - МНОГО ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЗЕМЛИ НУЖНО
6.https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789718
Приложение 1:
Стал Пахом говорить:
— Я вот слышал, у вас купец был. Вы ему тоже землицы подарили и купчую сделали; так и мне бы тоже.
Все понял старшина.
— Это все можно,— говорит. — У нас и писарь есть, и в город поедем, и все печати приложим.
— А цена какая будет? — говорит Пахом.
— Цена у нас одна: тысяча рублей за день.
Не понял Пахом.
— Какая же это мера — день? Сколько в ней десятин будет?
— Мы этого,— говорит,— не умеем считать. А мы за день продаем; сколько обойдешь в день, то и твое, а цена дню тысяча рублей.
Удивился Пахом.
— Да ведь это,— говорит,— в день обойти, земли много будет.
Засмеялся старшина.
— Вся твоя!— говорит. — Только один уговор: если назад не придешь в день к тому месту, с какого возьмешься, пропали твои деньги.
— А как же,— говорит Пахом,— отметить, где я пройду?
— А мы станем на место, где ты облюбуешь, мы стоять будем, а ты иди, делай круг; а с собой скребку возьми и, где надобно, замечай, на углах ямки рой, дернички клади, потом с ямки на ямку плугом проедем….
Приложение 2:




Лист самоконтроля ученика______________________________________
Задание №1:
На рисунке изображён график функции у=ах2+вх+с.
1 | 2 | 3 | 4 |
Заполните таблицу:
№ | Укажите значения переменной х, при которых функция возрастает. | Укажите значения переменной х, при которых функция убывает. | Укажите значение переменной х, при которых функция принимает наибольшее (наименьшее) значение | Укажите наибольшее(наименьшее) значение функции. |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
Оценка___________
Задание №2:
Периметр основание лотка для перевозки хлеба составляет 260 см. Каковы должны быть его стороны, чтобы площадь основания была наибольшей?
Заполните пропуски:
1 этап: Составление математической модели:
Прямоугольник | Измерения |
длина | х см |
ширина | ( )см |
площадь | S(х) = х*( ) cм2 |
Рассмотрим функцию, определяющую площадь прямоугольника:
S(х) = _________________________________, при х ∈( ; )
2 этап. Работа с составленной моделью.
Исследуем функцию S(х)=____________________________ на наибольшее значение.
Ветви параболы направлены____________________, значит, в вершине параболы функция примет __________________ значение.
Вычислим координаты вершины параболы:
х0=- ; х0=
у0=у(х0); у0=
3 этап. Анализ решения. Ответ на вопрос задачи.
Значит, наибольшее значение функция принимает при х =___.
Итак, чтобы площадь основания лодка была наибольшей, его стороны должны быть: ____________
Ответ: ________
Оценка___________
Задание №3:
Для строительства склада заготовлен материал на наружные стены длиной 32 м и высотой 4 м. Какими должны быть размеры склада (в виде прямоугольного параллелепипеда), чтобы он имел наибольший объём?
Заполните пропуски:
1 этап: Составление математической модели:
Прямоугольный параллелепипед | Измерения |
высота | 4 м |
ширина | х м |
длина | ( )м |
Объём | V(х) = 4*х*( )м3 |
Рассмотрим функцию, определяющую ____________________________
V(х) = _____________________________, при х ∈( ; )
2 этап. Работа с составленной моделью.
Исследуем функцию V(х)= ____________________________ на __________________ значение.
Ветви_______________направлены____________________, значит, в _______________________ функция примет __________________ значение.
Вычислим координаты___________________:
х0=
у0=
3 этап. Анализ решения. Ответ на вопрос задачи.
Значит, __________________ значение функция принимает при х =___.
Итак, чтобы объем склада был ___________________, его размеры должны быть: ____________
Ответ: ________
Оценка___________
Оцени свою деятельность на уроке:
Подведение итогов:
1.На уроке я работал (активно / пассивно)
2.Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен)
3.Урок для меня показался (коротким / длинным)
4.За урок я(не устал / устал)
6.Материал урока мне был (понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен)
7.Домашнее задание (я смогу-не смогу выполнить)
Моя оценка за урок ___________
Приложение № 4:
Алгоритм по решению задач на оптимизацию:
I этап. Составление математической модели.
Проанализировав условия задачи, выделить величину, о наибольшем или наименьшем значении которой идет речь. Обозначить ее буквой в зависимости от содержания задачи (например, у, S – путь или площадь, V – объём)
Одну из неизвестных величин принять за независимую переменную и обозначить ее буквой х (или какой-либо другой буквой). Установить реальные границы изменения независимой переменной в соответствии с условиями задачи.
Исходя из условия задачи, выразите у(S,V) через х.
II этап. Работа с составленной моделью.
На этом этапе для функции у=f(х), х €Х найдите у наименьшее (наибольшее) в зависимости от того, что требуется в условии задачи (вычислить координаты вершины параболы).
III этап. Ответ на вопрос задачи.
Здесь следует получить конкретный ответ на вопрос задачи, опираясь на результаты, полученные на этапе работы с моделью. Записать ответ в терминах предложенной задачи.
Приложение №5:
Приложение №6:
Задача №1
Нужно огородить участок прямоугольной формы забором длиной 200м. Каковы должны быть размеры прямоугольника, чтобы его площадь была наибольшей?
Задача №2
Окно имеет форму прямоугольника, периметр которого равен 8 м. Каковы должны быть размеры окна, чтобы оно пропускало наибольшее количество света?
Задача №3
Необходимо построить отрытый желоб прямоугольного сечения для стока воды. Длина периметра поперечного сечения желоба должна равняться 6м. Какой высоты должны быть стенки желоба, чтобы получился максимальный слив?