МКОУ Новоичинская СОШ
Урок русского языка по теме
«Предложения с прямой речью»
5 класс
Учитель русского языка и литературы
Чирок Светлана Николаевна
Содержание
Комментарий к уроку стр. 2-3
Конспект урока стр. 4-8
Приложение 1 (раздаточный материал для учащихся) стр. 9
Комментарий к уроку
Урок по русскому языку «Предложения с прямой речью» адресован учащимся 5 класса и разработан в рамках технологии системно-деятельностного метода обучения в соответствии с требованиями нового ФГОС. На уроке ставятся и диагностируются две цели:
Предметная цель: сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, объяснять условия их выбора.
Метапредметная цель: формировать представление об этапах учебной деятельности на уроке.
В ходе урока применяется индивидуальная и групповая форма работы (4 группы).
На занятии формируются универсальные учебные действия:
Регулятивные: целеполагание; планирование пути достижения цели; контроль, самооценка и корректировка действий и результата;
Коммуникативные: работа в группе (установление эффективного сотрудничества);
Познавательные: умение создавать алгоритмы и схемы для решения познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи.
Изучение материала на уроке осуществляется поэтапно (по шагам):
Мотивация учебной деятельности.
На данном этапе происходит включение учеников в работу.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии. Ученик читает наизусть басню И.А. Крылова «Волк и Ягненок». Почему вам было трудно при первом чтении определить, кому принадлежат слова Волку или Ягненку? Думаю, что подобный приём способствует повышению интереса к содержанию урока. Работая с басней, ученики дополняют текст словами автора и делают вывод для чего они нужны. Вспоминают, что они знают из начальной школы о предложениях с прямой речью. Они в группах подставляют слова автора в предложения с прямой речью. Фиксируют промежуточный результат (схемы) на листах бумаги. Ученики озвучивают результат. Получаются разные варианты.
Выявление места и причины затруднения.
Учитель спрашивает ребят, почему возникло затруднение. Ребята приходят к выводу, что они не знают правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Деятельность предыдущих этапов позволяет детям самостоятельно сформулировать тему урока и поставить цель. Далее мы строим проект выхода из затруднения: составляем алгоритм действий, который поможет правильно ставить знаки препинания при прямой речи.
5. Реализация построенного проекта.
На этом этапе ученики снова работают в группах, анализируют предложения на карточке 2, оформляют схемы предложений с прямой речью. На данной стадии дети работают с предложениями, где знаки препинания расставлены. В целях оптимизации процесса каждой группе предлагается для анализа одно предложение. Варианты полученных схем вывешиваются на доску. Важно, чтобы при комментировании отвечающий от группы ученик использовал шаги алгоритма. По итогам работы мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Оптимально записать его в тетрадь в виде схемы.
6. Первичное закрепление.
Следующий шаг - работа с учебником. Ученики анализируют теоретические сведения, знакомятся с новой информацией, отмечают для себя известный материал (+) , то, что вызвало затруднение (?), незнакомый материал (-). Анализируют предложения, которые даны без знаков препинания, находят соответствующую предложению схему и расставляют знаки препинания.
7. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Эффективность усвоения материала по теме проверяется самостоятельной работой ученика. Ученики работают с учебником литературы, в отрывке из сказки А.С. Пушкина находят предложения с прямой речью и составляют схемы. Производится самооценка предметного результата урока.
8. Рефлексия учебной деятельности.
На этапе рефлексии ученики вспоминают цель, поставленную в начале урока, оценивают степень её достижения. Отдельной рефлексии подвергается деятельность на уроке.
9. Домашнее задание.
Дома ученики закрепляют теоретический материал по параграфу учебника. Письменное задание предполагает два варианта по выбору учащегося. Вариант 1 усложнённый: дети должны воспользоваться ресурсами сети Интернет или упражнением №260, найти известные им жанровые картины, составить и записать предложения с прямой речью, используя разные схемы постановки знаков препинания. Вариант 2 более простой: ученики работают с упражнением из учебника № 320, записывают предложения и ставят знаки препинания.
На всех этапах деятельности ученики работают с индивидуальными распечатками (приложение 1), вписывают туда свои решения. Это позволяет значительно сократить время работы с каждым заданием. В тетрадях они записывают тему урока, алгоритм действий по решению пунктуационных задач, правило-схему.
На уроке используется компьютерная презентация, позволяющая детям осуществлять проверку правильности выполнения заданий.
Тема урока: Предложения с прямой речью.
Цели урока:
Предметная:
сформировать представление об условиях выбора знаков препинания в предложениях с прямой речью, умение правильно пунктуационно оформлять такие предложения
Метапредметная:
формировать представление об этапах учебной деятельности
Педагогическая технология:
Системно-деятельностный подход
Формы работы:
Групповая (4 группы) и индивидуальная
Оборудование урока:
Информационно – коммуникативные технологии:
ноутбук; проектор, экран; электронный носитель с презентацией, созданной программой MS Power Point.
Магниты для доски, таблички с номерами групп учащихся.
На партах распечатки с заданиями для каждого ученика (приложение 1), листы бумаги формата А4, цветные маркеры.
У учеников тетрадь, письменные принадлежности.
Ход урока.
Этап 1
Мотивация учебной деятельности
Учитель |
Деятельность |
УУД |
Учитель |
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Откройте тетради, запишите число. |
Этап 2
Актуализация знаний и фиксация затруднения в учебном действии
Учитель |
Мы изучали правила пунктуации. С какими знаками препинания мы уже работали? А с какими нет? Что вы знаете об этих знаках препинания и в каких случаях они ставятся? Давайте послушаем басню И.А.Крылова «Волк и Ягненок» |
||
Ученик |
Ученик читает наизусть басню И.А. Крылова «Волк и Ягненок». |
||
Учитель |
Почему вам было трудно при первом чтении определить, кому принадлежат слова Волку или Ягненку? |
||
Ученики |
Работая с басней, ученики дополняют текст словами автора и делают вывод для чего они нужны. Вспоминают, что они знают из начальной школы о предложениях с прямой речью. Они в группах подставляют слова автора в предложения с прямой речью. Фиксируют промежуточный результат (схемы) на листах бумаги. Ученики озвучивают результат. |
Личностные: Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности |
|
Учитель |
Что такое прямая речь? (Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал). Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Прямая речь и слова автора) От каких условий зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (От места прямой речи по отношению к словам автора; от характеристики прямой речи по цели высказывания, по эмоциональной окраске). |
||
Учитель |
Какой шаг нашей деятельности мы сделали? (Мы вспомнили что мы знали в начальной школе ) Итак, сделаем следующий шаг, чтобы определить, чего мы не знаем, и поставить цель. |
Этап 3
Выявление места и причины затруднения
Учитель |
Как вы выполнили задание? Почему возникло затруднение? |
|
Ученики |
Ребята приходят к выводу, что они не знают правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. |
Этап 4
Построение проекта выхода из затруднения
Учитель |
Какова же цель нашей работы на уроке? (Научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью). Сформулируйте тему урока. |
|
Ученики |
Ученики формулируют тему, записывают её в тетрадь. Тема проецируется на экране (презентация). |
|
Учитель |
Подумайте, что нужно сделать, чтобы научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью? (Определить условия постановки знаков). Давайте составим план действий, алгоритм, который поможет нам правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. Какие будут шаги? |
|
Ученики |
Ученики совместно с учителем составляют алгоритм и фиксируют его в тетради: Определить границы ПР и СА Определить, сколько предложений включает ПР Охарактеризовать предложения ПР по цели высказывания и эмоциональной окраске Сделать вывод, нарисовать схемы |
Регулятивные: Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества |
Этап 5
Реализация построенного проекта
Учитель |
В группах проанализируйте предложения из карточки 1 (приложение1) по шагам алгоритма, оформите схемы на листах. Разными маркерами обозначайте в карточке ПР и СА.
Карточка 1 Прямая речь перед словами автора 1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей. 2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка. 3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей. Прямая речь после слов автора 4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» |
|
Ученики |
Анализируют предложение в группе, оформляют схему на листе. Один ученик от группы зачитывает предложение, комментирует знаки препинания по алгоритму, показывает схему. |
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения с прямой речью Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка |
Учитель |
Какие басни И.А.Крылова вы узнали? |
|
Ученики |
«Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», «Ворона и лисица» |
|
Учитель |
Итак, ребята, мы можем сформулировать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Как нам удобнее оформить правило? (В виде схемы). |
|
Ученики |
Записывают схемы в тетрадь; схемы проецируются на экране (презентация). |
Этап 6
Первичное закрепление
Учитель |
Каким будет следующий шаг нашей работы? Следующий шаг - работа с учебником. П.30, стр. 143-144 Ученики анализируют теоретические сведения, знакомятся с новой информацией, отмечают для себя известный материал (+) , то, что вызвало затруднение (?), незнакомый материал (-). Упражнение 320. Стр.144-145. Задание учебника. Анализируют текст, выявляют основную мысль, озаглавливают текст, вставляют пропущенные слова. |
Этап 7
Самостоятельная работа
Учитель |
Как проверить, усвоили мы новый материал или нет? (Нужно поработать самостоятельно) Упражнение 320 (задание №3) Сочинение-миниатюра. Продолжите текст, используя предложения с прямой речью. Оцените себя: кто справился без ошибок? |
|
Ученики |
Ученики работают с учебником составляют предложения с прямой речью. Производится самооценка предметного результата урока. |
Этап 8
Рефлексия учебной деятельности
Учитель |
Заканчивается урок. Что нужно сделать? (Подвести итог) Какую цель мы ставили на уроке? Достигли её? Докажите. (Мы поставили цель, сами составили алгоритм и сформулировали правило, тренировались в его применении) |
|
Учитель |
Что вам помогло преодолеть затруднения? Оцените свою деятельность на уроке |
|
Ученики |
Групповая работа, алгоритм, учитель…) |
Учитель |
Какой шаг был самым интересным? Какой шаг был самым простым? Какой шаг был самым трудным? Какой шаг осталось сделать? (Получить домашнее задание) |
Этап 9
Домашнее задание
Учитель |
Выучить теоретический материал учебника. Вариант 1 усложнённый: дети должны воспользоваться ресурсами сети Интернет, найти известные им жанровые картины, составить и записать предложения с прямой речью, используя разные схемы постановки знаков препинания. Вариант 2. Опираясь на упражнение № 260, составить 5 предложений с прямой речью. Вариант 3. Более простой: упражнение из учебника № 321 стр. 145, записывают предложения и ставят знаки препинания. |
Карточка 1
Прямая речь перед словами автора
1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей.
Прямая речь после слов автора
4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
Карточка 1
Прямая речь перед словами автора
1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей.
Прямая речь после слов автора
4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
Карточка 1
Прямая речь перед словами автора
1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей.
Прямая речь после слов автора
4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»
Карточка 1
Прямая речь перед словами автора
1. «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?» – говорит ей Муравей.
2. «Стой, братцы, стой!» – кричит Мартышка.
3. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей.
Прямая речь после слов автора
4. И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!»