Урок по теме: «Расчеты банка с вкладчиком и заемщика с банком» (Алгебра, 10 класс)
Урок по теме: «Расчеты банка с вкладчиком и заемщика с банком»
Тип занятия: комбинированный
Цель: Формирование у школьников целостной картины взаимосвязи экономической науки, бизнеса и математики.
Задачи:
Образовательные: вырабатывать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения экономики;
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о банковских расчетах; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами математического исследования, формированием интеллектуальных умений;
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к математике; нравственное и эстетическое воспитание учащихся (уважение к друг другу, к труду, точность и т.д.); развитие математического мышления, воспитание математической культуры
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: анализ задач, создание краткой записи к задаче, построение моделей решения, умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, групповой деятельности
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Сегодня трудно представить себе жизнь без банков. Банки окружают нас повсюду. Почти каждый второй взрослый имеет пластиковые карточки, выданные банком для разных целей. Каждый четвертый- обращался в банк за кредитом – для какой – то большой покупки. И, конечно, каждый месяц ваши родители отправляются в банк для оплаты коммунальных услуг. А еще в банках обменивают валюту – например, рубли на доллары и доллары на рубли, покупают ценные бумаги компаний и государственные облигации, делают долгосрочные вклады. Современный банк – это целый мир со своими правилами и законами.
Закончив школу, каждый из вас встанет перед проблемой выбора своего банка – как клиент или будущий работник. В любом случае вы должны действовать в жизни так, чтобы ваш банк был вам и другом, и помощником, и партнером.
Простой тест поможет вам определить место банка в нашей жизни.
Выберите утверждение, которое в наибольшей степени отвечает вашему характеру:
А. – «Мой любимый предмет – математика! Я могу целый день провести за расчетами. Цифры завораживают меня и внушают уважение»;
В - «Мне нравится общаться с людьми больше, чем с бумажками. Большинство домашних заданий я выполняю вместе с друзьями».
С - «Я люблю проводить время, играя в активные игры с большим числом участников (волейбол, баскетбол и др.). В одиночестве мне становится скучно».
Если вы выбрали утверждение А, банковский бизнес для вас целиком подходит. Вы легко достигнете успеха в качестве банковского аналитика.
Если вы выбрали утверждение В, вы можете работать в банке в качестве операциониста, человека, который непосредственно взаимодействует с клиентами.
Если вы выбрали утверждение С, то банк подойдет вам только качестве места, где могут храниться ваши деньги. Работа в банке вам, скорее всего, не подойдет.
Сообщение цели и задач урока.
Актуализация знаний (индивидуальная работа с самопроверкой)
Учащимся предоставлено на карточках несколько задач:
1.Студентами технических вузов собираются стать 27 выпускников школы. Они составляют 30% от числа выпускников. Сколько в школе выпускников?
2.Призерами городской олимпиады по математике стало 48 учеников, что составило 12% от числа участников. Сколько человек участвовало в олимпиаде?
3.Билет на автобус стоит 15 рублей. Какое максимальное число билетов можно будет купить на 100 рублей после повышения цены билета на 20%?
4.Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25% ?
5.Футболка стоила 800 рублей. После снижения цены она стала стоить 680 рублей. На сколько процентов была снижена цена на футболку?
Самопроверка по решениям:
27:0,3=270:3=90 (в)
48:0,12=4800:12=400(уч)
100: (15+15* 0,2)приближенно равно 5(б)
1000: (160-160*0,25)приближенно равно 8(ф)
(800-680):800*100=15(%)
Групповая работа (по 4 учащихся)
Виды коммерческих банков – ребята получают задание соотнести название коммерческого банка и выполняемые функции ( в таблице указать стрелками).
Функции | |
Сберегательный | выдают кредиты для внедрения в производство научно-технических изобретений и нововведений |
Инвестиционные | выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т.е. осуществляет денежные вложения в производство и строительство на длительный срок |
Инновационные | предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.) |
Ипотечные | выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества. |
Сейф-банк | Это крупные банки региона: «Золото-Платина банк, Уральский банк реконструкции и развития, Инкомбанк и др. |
Ломбард | Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США. |
Региональные банки | Разновидность банка ( кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок. |
Международные банки | хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный %; выдают в долг денежные ссуды; выполняют различные расчетные операции с населением; покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов. |
Работа в парах (Проверка по самоотчету одной из пар)
Решение задачи: Клиент А сделал вклад в банке в размере 2400 рублей. Проценты по вкладу начисляются раз в год и прибавляются к текущей сумме вклада. Ровно через год на тех же условиях такой же вклад в том же банке сделал Б. Ещё ровно через год клиенты А и Б закрыли вклады и забрали все накопившиеся деньги. При этом клиент А получил на 126 рублей больше клиента Б. Какой процент годовых начислял банк.
Самоотчет:
Пусть процентная годовых х%=0,01х
| Сумма вклада (руб) | Сумма, на которую увеличился вклад в первый год | Сумма вклада через год | Сумма, на которую увеличился вклад в первый год | Сумма вклада через 2 года |
Клиент А | 2400 | 2400*0,01х=24х | 2400+24х | (2400+24х) *0,01х=24х+0,24х2 | 2400+24х+24х+0,24х2 |
Клиент Б | 2400 | 2400*0,01х=24х | 2400+24х | | |
По условию задачи известно, что клиент А получил на 126 рублей больше клиента Б.
2400+24х+24х+0,24х2 -2400-24х=126
0,24х2 +24х-126=0
24х2 +2400х-12600=0
х2 +100х-525=0
х1=-55, -55 не удовлетворяет условию задачи
х2=5
Ответ:5%
Фронтальный разбор решения задачи
Антон взял кредит в банке на срок 6 месяцев. В конце каждого месяца общая сумма оставшегося долга увеличивается на одно и то же число процентов (месячную процентную ставку), а затем уменьшается на сумму, уплаченную Антоном. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину. Общая сумма выплат превысила сумму кредита на 63%. Найдите месячную процентную ставку.
S-сумма взятая в банке, ежемесячно буде выплачивать 1/6 S, х%- месячная процентная ставка.
№ | Долг по кредиту на начало месяца | Сумма, на которую возрастает долг на 1-е число каждого месяца | Выплата |
1. | S | S*0,01х | 1/6 S+ S*0,01х |
2. | 5/6S | 5/6S*0,01х | 1/6 S+ 5/6S*0,01х |
3. | 4/6S | 4/6S*0,01х | 1/6 S+4/6S*0,01х |
4. | 3/6S | *0,01х | 1/6 S+3/6S*0,01х |
5. | 2/6S | *0,01х | 1/6 S+2/6S*0,01х |
6. | 1/6S | *0,01х | 1/6 S+1/6S*0,01х |
Сумма выплат: 1/6 S+ S*0,01х+1/6 S+ 5/6S*0,01х+1/6 S+ 4/6S*0,01х+1/6 S+ 3/6S*0,01х+1/6 S+ 2/6S*0,01х+1/6 S+ 1/6S*0,01х
По условию задачи известно, что общая сумма выплат превысила сумму кредита на 63%, т.е составила S+0,63S
Составим и решим уравнение:
1/6 S+ S*0,01х+1/6 S+ 5/6S*0,01х+1/6 S+ 4/6S*0,01х+1/6 S+ 3/6S*0,01х+1/6 S+ 2/6S*0,01х+1/6 S+ 1/6S*0,01х= S+0,63S
(1/6 S+1/6 S+1/6 S+1/6 S+1/6 S+1/6 S)+ +(S*0,01х+5/6S*0,01х+4/6S*0,01х+3/6S*0,01х+2/6S*0,01х+1/6S*0,01х)= S+0,63S
S+0,01х S(1+5/6+4/6+3/6+2/6+1/6)= S+0,63 S
0,01х S*3,5=0,63 S
0,01х *3,5=0,63
х=0,63:0,03
х=18
Ответ: 18%
Рефлексия:
На доске записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Домашнее задание:
№1 Решение задачи: Клиент А сделал вклад в банке в размере 8600 рублей. Проценты по вкладу начисляются раз в год и прибавляются к текущей сумме вклада. Ровно через год на тех же условиях такой же вклад в том же банке сделал Б. Ещё ровно через год клиенты А и Б закрыли вклады и забрали все накопившиеся деньги. При этом клиент А получил на 946 рублей больше клиента Б. Какой процент годовых начислял банк.
№2 Георгий взял кредит в банке на сумму 804 000 рублей. Схема выплата кредита такова: в конце каждого года банк увеличивает на 10 процентов оставшуюся сумму долга, а затем Георгий переводит в банк свой очередной платеж. Известно, что Георгий погасил кредит за три года, причем каждый его следующий платеж был ровно вдвое меньше предыдущего. Какую сумму Георгий заплатил в третий раз? Ответ дайте в рублях.
Использованные источники:
https://infourok.ru/priemi-refleksii-na-urokah-matematiki-1160484.html
https://ege.sdamgia.ru/test?theme=221
Спицына Любовь Ивановна
Елена Вениаминовна Чурина
Латышева Надежда Леонидовна
Елена Вениаминовна Чурина
Пролубщикова Наталья Владимировна
Елена Вениаминовна Чурина