Урок по теме: «Расчеты банка с вкладчиком и заемщика с банком» (Алгебра, 10 класс)

18
6
Материал опубликован 13 September 2019 в группе

Урок по теме: «Расчеты банка с вкладчиком и заемщика с банком»

Тип занятия: комбинированный

Цель: Формирование у школьников целостной картины взаимосвязи экономической науки, бизнеса и математики.

Задачи:

Образовательные: вырабатывать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей в курсе изучения экономики;

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о банковских расчетах; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами математического исследования, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к математике; нравственное и эстетическое воспитание учащихся (уважение к друг другу, к труду, точность и т.д.); развитие математического мышления, воспитание математической культуры

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные:  анализ задач, создание краткой записи к задаче, построение моделей решения, умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления,  процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Ход урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя:

Сегодня трудно представить себе жизнь без банков. Банки окружают нас повсюду. Почти каждый второй взрослый имеет пластиковые карточки, выданные банком для разных целей. Каждый четвертый- обращался в банк за кредитом – для какой – то большой покупки. И, конечно, каждый месяц ваши родители отправляются в банк для оплаты коммунальных услуг. А еще в банках обменивают валюту – например, рубли на доллары и доллары на рубли, покупают ценные бумаги компаний и государственные облигации, делают долгосрочные вклады. Современный банк – это целый мир со своими правилами и законами.

Закончив школу, каждый из вас встанет перед проблемой выбора своего банка – как клиент или будущий работник. В любом случае вы должны действовать в жизни так, чтобы ваш банк был вам и другом, и помощником, и партнером.

Простой тест поможет вам определить место банка в нашей жизни.

Выберите утверждение, которое в наибольшей степени отвечает вашему характеру:

А. – «Мой любимый предмет – математика! Я могу целый день провести за расчетами. Цифры завораживают меня и внушают уважение»;

В - «Мне нравится общаться с людьми больше, чем с бумажками. Большинство домашних заданий я выполняю вместе с друзьями».

С - «Я люблю проводить время, играя в активные игры с большим числом участников (волейбол, баскетбол и др.). В одиночестве мне становится скучно».

Если вы выбрали утверждение А, банковский бизнес для вас целиком подходит. Вы легко достигнете успеха в качестве банковского аналитика.

Если вы выбрали утверждение В, вы можете работать в банке в качестве операциониста, человека, который непосредственно взаимодействует с клиентами.

Если вы выбрали утверждение С, то банк подойдет вам только качестве места, где могут храниться ваши деньги. Работа в банке вам, скорее всего, не подойдет.

Сообщение цели и задач урока.


    Актуализация знаний (индивидуальная работа с самопроверкой)

Учащимся предоставлено на карточках несколько задач:

1.Студентами технических вузов собираются стать 27 выпускников школы. Они составляют 30% от числа выпускников. Сколько в школе выпускников?

2.Призерами городской олимпиады по математике стало 48 учеников, что составило 12% от числа участников. Сколько человек участвовало в олимпиаде?

 3.Билет на ав­то­бус стоит 15 руб­лей. Какое мак­си­маль­ное число би­ле­тов можно будет ку­пить на 100 руб­лей после по­вы­ше­ния цены би­ле­та на 20%?

4.Фла­кон шам­пу­ня стоит 160 руб­лей. Какое наи­боль­шее число фла­ко­нов можно ку­пить на 1000 руб­лей во время рас­про­да­жи, когда скид­ка со­став­ля­ет 25% ?

5.Футболка стоила 800 рублей. После снижения цены она стала стоить 680 рублей. На сколько процентов была снижена цена на футболку?

Самопроверка по решениям:

    27:0,3=270:3=90 (в)

    48:0,12=4800:12=400(уч)

    100: (15+15* 0,2)приближенно равно 5(б)

    1000: (160-160*0,25)приближенно равно 8(ф)

    (800-680):800*100=15(%)

    Групповая работа (по 4 учащихся)

Виды коммерческих банков  – ребята получают задание соотнести название коммерческого банка и выполняемые функции ( в таблице указать стрелками).

Название

Функции

Сберегательный

    выдают кредиты для внедрения  в производство научно-технических изобретений и нововведений

Инвестиционные

    выдают долгосрочные кредиты предприятиям на различные проекты, т.е. осуществляет денежные вложения  в производство и строительство на длительный срок

Инновационные

    предоставляют своим клиентам возможность за плату хранить любые, принадлежащие им ценности (деньги, вещи и др.)

Ипотечные

    выдача ссуд для приобретения недвижимого имущества.

Сейф-банк

    Это крупные банки региона: «Золото-Платина банк, Уральский банк реконструкции и развития, Инкомбанк и др.

Ломбард

Банки, которые выдают кредиты в валюте разным государствам: Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития. Органы его управления находятся в г. Вашингтоне в США.

Региональные банки

Разновидность банка ( кредитная организация). В ломбард можно заложить имущество (ценные вещи), чтобы получить за них наличные деньги. При этом сумма ссуды составляет лишь часть реальной стоимости заложенной вещи. Вещь закладывается на определенный срок.

Международные банки

    хранят деньги вкладчиков, выплачивая за это определенный %;

    выдают в долг денежные ссуды;

    выполняют различные расчетные операции с населением;

    покупка и продажа валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов.


    Работа в парах (Проверка по самоотчету одной из пар)


Решение задачи: Клиент А сделал вклад в банке в размере 2400 рублей. Проценты по вкладу начисляются раз в год и прибавляются к текущей сумме вклада. Ровно через год на тех же условиях такой же вклад в том же банке сделал Б. Ещё ровно через год клиенты А и Б закрыли вклады и забрали все накопившиеся деньги. При этом клиент А получил на 126 рублей больше клиента Б. Какой процент годовых начислял банк.

Самоотчет:

Пусть процентная годовых х%=0,01х


Сумма вклада (руб)

Сумма, на которую увеличился вклад в первый год

Сумма вклада через год

Сумма, на которую увеличился вклад в первый год

Сумма вклада через 2 года

Клиент А

2400

2400*0,01х=24х

2400+24х

(2400+24х) *0,01х=24х+0,24х2

2400+24х+24х+0,24х2

Клиент Б

2400

2400*0,01х=24х

2400+24х



По условию задачи известно, что клиент А получил на 126 рублей больше клиента Б.

2400+24х+24х+0,24х2 -2400-24х=126

0,24х2 +24х-126=0

24х2 +2400х-12600=0

х2 +100х-525=0

х1=-55, -55 не удовлетворяет условию задачи

х2=5

Ответ:5%

    Фронтальный разбор решения задачи

Антон взял кредит в банке на срок 6 месяцев. В конце каждого месяца общая сумма оставшегося долга увеличивается на одно и то же число процентов (месячную процентную ставку), а затем уменьшается на сумму, уплаченную Антоном. Суммы, выплачиваемые в конце каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно, то есть на одну и ту же величину. Общая сумма выплат превысила сумму кредита на 63%. Найдите месячную процентную ставку.

S-сумма взятая в банке, ежемесячно буде выплачивать 1/6 S, х%- месячная процентная ставка.

Долг по кредиту на начало месяца

Сумма, на которую возрастает долг на 1-е число каждого месяца

Выплата

1.

S

S*0,01х

1/6 S+ S*0,01х

2.

5/6S

5/6S*0,01х

1/6 S+ 5/6S*0,01х

3.

4/6S

4/6S*0,01х

1/6 S+4/6S*0,01х

4.

3/6S

*0,01х

1/6 S+3/6S*0,01х

5.

2/6S

*0,01х

1/6 S+2/6S*0,01х

6.

1/6S

*0,01х

1/6 S+1/6S*0,01х

Сумма выплат: 1/6 S+ S*0,01х+1/6 S+ 5/6S*0,01х+1/6 S+ 4/6S*0,01х+1/6 S+ 3/6S*0,01х+1/6 S+ 2/6S*0,01х+1/6 S+ 1/6S*0,01х

По условию задачи известно, что общая сумма выплат превысила сумму кредита на 63%, т.е составила S+0,63S

Составим и решим уравнение:

1/6 S+ S*0,01х+1/6 S+ 5/6S*0,01х+1/6 S+ 4/6S*0,01х+1/6 S+ 3/6S*0,01х+1/6 S+ 2/6S*0,01х+1/6 S+ 1/6S*0,01х= S+0,63S

(1/6 S+1/6 S+1/6 S+1/6 S+1/6 S+1/6 S)+ +(S*0,01х+5/6S*0,01х+4/6S*0,01х+3/6S*0,01х+2/6S*0,01х+1/6S*0,01х)= S+0,63S

S+0,01х S(1+5/6+4/6+3/6+2/6+1/6)= S+0,63 S

0,01х S*3,5=0,63 S

0,01х *3,5=0,63

х=0,63:0,03

х=18

Ответ: 18%

    Рефлексия:

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

    Домашнее задание:

№1 Решение задачи: Клиент А сделал вклад в банке в размере 8600 рублей. Проценты по вкладу начисляются раз в год и прибавляются к текущей сумме вклада. Ровно через год на тех же условиях такой же вклад в том же банке сделал Б. Ещё ровно через год клиенты А и Б закрыли вклады и забрали все накопившиеся деньги. При этом клиент А получил на 946 рублей больше клиента Б. Какой процент годовых начислял банк.

№2 Георгий взял кредит в банке на сумму 804 000 рублей. Схема выплата кредита такова: в конце каждого года банк увеличивает на 10 процентов оставшуюся сумму долга, а затем Георгий переводит в банк свой очередной платеж. Известно, что Георгий погасил кредит за три года, причем каждый его следующий платеж был ровно вдвое меньше предыдущего. Какую сумму Георгий заплатил в третий раз? Ответ дайте в рублях.

Использованные источники:

https://nsportal.ru/vuz/ekonomicheskie-nauki/library/2011/10/11/urok-ekonomiki-v-10-klasse-banki-bankovskaya-sistema;

https://infourok.ru/priemi-refleksii-na-urokah-matematiki-1160484.html

https://ege.sdamgia.ru/test?theme=221

https://ege.sdamgia.ru






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

С удовольствием приняла участие в таком уроке, Елена Вениаминовна. Благодарю!

14 September 2019

Рада, Любовь Ивановна!

14 September 2019

Елена Вениаминовна, отличный урок! Большое спасибо!

14 September 2019

Надежда Леонидовна, спасибо за высокую оценку!

14 September 2019

Очень интересный урок! Спасибо, Елена Вениаминовна, за творческий подход к работе! Урок тесно связан с жизнью, чётко видна межпредметная связь!

14 September 2019

Наталья Владимировна, спасибо!

14 September 2019