Урок по теме «Уравнение касательной» (Алгебра, 10 класс)
Цель урока: Формирование навыков составления уравнения касательной к графику функции и рассмотреть основные типы заданий ЕГЭ, связанных с пониманием геометрического смысла производной.
Задачи урока:
Обучающие:
Систематизировать навыки применения геометрического смысла производной.
Закрепить такие понятия, как «угловой коэффициент касательной», «тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ», значение производной в точке касания».
Продолжить развивать навыки вычисления производных с использованием формул и правил дифференцирования.
отработать и систематизировать навыки и умения по теме «Касательная, уравнение касательной к графику функции».
Развивающие:
способствовать развитию внимания;
интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
организовывать себя на работу, пользоваться умением самопроверки;
развивать познавательный интерес;
способствовать развитию логического мышления, математической интуиции;
способствовать развитию и пониманию у учащихся межпредметных связей;
Воспитательные:
воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели;
развивать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, умение аргументировать свою точку зрения);
показать красоту математики;
эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание в тетради, через наглядные и дидактические пособия.
создавать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем;
осознавать большую практическую и историческую значимость производной.
Тип урока урок закрепления изучаемого материала
Планируемый результат урока:
1.Учащиеся знают правила нахождения производных и готовы к выполнению заданий ЕГЭ.
2.Учащиеся почуствовали ответственность за качество и результат выполняемой работы на уроке.
Формы учебной работы:
индивидуальная;
индивидуально – коллективная (парами, в группе).
Оснащение: интерактивная доска, меловая доска, листы с заданиями из тренировочных вариантов ЕГЭ и из открытого банка заданий ЕГЭ, оценочный лист, презентация.
Ход урока:
-
Организационный момент
-Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть, надеюсь, что это взаимно, и в доказательство оного улыбнемся, друг другу и начнём урок.
-Эпиграфом к уроку служат слова французского философа-материалиста Дени Дидро (1713 – 1784) – современника Декарта, Лейбница, личного библиотекаря Екатерины Великой. «Начинать исследования можно по-разному... Все равно начало почти всегда оказывается весьма несовершенной, нередко безуспешной попыткой. Есть истины, как страны, наиболее удобный путь, к которым становится известным лишь после того, как мы испробуем все пути. Кому-то приходится, рискуя собой, сходить с проторенной дороги, чтобы указать другим правильный путь... На пути к истине мы почти всегда обречены, совершать ошибки» (Дени Дидро) (слайд).
2) Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока.
-В первом полугодии мы исследовали функцию по её графику. На данный момент стоим на пути исследования функция по её формуле. Три шага уже сделали.
-Какие это шаги? (Высказывания учащихся: изучили определение производной, правила нахождения производных, уравнение касательной)
-Какую тему мы начали рассматривать на предыдущем уроке? (Высказывания учащихся: Уравнение касательной)
-Какие цели ставите вы перед собой на этом уроке? (Высказывания учащихся: отработать и систематизировать навыки и умения по теме «Касательная, уравнение касательной к графику функции»).
-Сегодня мы закрепим материал на тему «Уравнение касательной» решением ключевых или опорных задач, проверим усвоение техники нахождения производной и исследуем связь уравнения касательной с исследованием свойств графика функции , что в дальнейшем нам даст аппарат для построения практически графика любой функции и нахождения ее свойств.
-Настройтесь на то, что сегодня на уроке вы будете много работать самостоятельно. В центре внимания на уроке будет «Оценочный лист» (приложение 1). Она находится у каждого из вас. Впишите фамилию и имя. После каждого этапа урока оцените себя и внесите результат в оценочный лист. Просмотрите критерии оценивания каждого этапа урока. В конце урока сами подведёте итог своей работы и поставите оценку за усвоение темы.
3. Повторение опорных знаний.
3.1. Выполнение заданий из открытого банка ЕГЭ 2 мин (УЭ-1) (Приложение № 2)
-В начале урока выполним задание из открытого банка заданий ЕГЭ на движение. Перед вами лежат карточки.
Выполнение заданий. Самопроверка по слайду.
-Заносим результат в оценочный лист.
3.2. Выполнение теста. (УЭ-2)
-Для того, чтобы исследовать в дальнейшем функцию, нужно уметь находить производные функции. Какие существуют правила вычисления производных? (Ответы учащихся).
-Повторим их применение. Выполним тест. (Приложение № 3). Зашифровано, как Исаак Ньютон называл производную функции. Для этого вы должны найти производные функции и записать в тетрадь букву, соответствующую правильному ответу. (Выполнение теста).
-Итак, как Исаак Ньютон называл производную?
Самопроверка теста. Ответ: флюксия (на слайде).
-Заносим результат в оценочный лист.
3.3. Мини проект. (УЭ-3)
Работа по созданию мини-проекта прошла следующие этапы:
Постановка проблемы;
планирование работы,;
исследование, на котором учащийся выполнил задания, согласно правилу, алгоритму и сделал вывод по результатам работы.
представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Он дал возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность.
-О методе флюксий расскажет учащийся. (Приложение № 4).
Представление мини-проекта.
Заносим результат в оценочный лист.
3.4. Фронтальный опрос. (УЭ-4)
1.Что называется секущей для графика функции y=f(x)?
2. Какая прямая называется касательной к графику функции?
3.В чем состоит геометрический смысл производной?
4. Когда касательная наклонена к под тупым углом к положительному направлению оси Ох?
5. Когда касательная наклонена к под острым углом к положительному направлению оси Ох?
6. Назвать уравнение касательной к графику функции в заданной точке в общем виде.
7. Рассказать алгоритм составления уравнения касательной к графику функции.
Заносим результат в оценочный лист.
4. Решение задач.
4.1. Работа в парах. (УЭ-5)
-Вам выданы карточки на нахождение значения производной в заданной точке на чертеже, выполняете совместно задания на партах. (Приложение № 5). Далее правильные ответы появятся на экране. Самостоятельно проверите правильность выполнения задания. Занесете результат в оценочный лист.
Выполнение заданий. Самопроверка по слайду.
-Проверяем. Заносим результат в оценочный лист.
4.2. Самостоятельная работа по вариантам. (УЭ-6) Задания подготовлены на карточках. (Приложение № 5).
-Выполним индивидуальную самостоятельную работу по вариантам на составление уравнения касательной. Приглашаются двое учащихся, от каждого варианта для работы на закрытой от класса плоскости меловой доски. Для тех, кто справится с самостоятельной работой быстрее, чем появится готовое решение на доске, выполняет дополнительное задание.
По мере выполнения учитель проверяет работу учащихся у доски. Остальные проверяют правильность своих решений по решениям на доске, так как они уже выверены учителем.
Самопроверка.
-Заносим результат в оценочный лист.
4.3. Работа в группах. (УЭ-7) Формируются группы, учитывая математические способности ребят, каждой группе предлагаются карточки с разными видами заданий. С карточкой работают вчетвером. В группе идет совместное решение задания и один учащийся от группы отчитывается о проделанной работе. Проверка выполнения заданий учителем.
-Работаем в группах постоянного состава. Выполняем задание на применение геометрического смысла производной. Совместно решаем и один учащийся от группы отчитается о проделанной работе.
Выполнение заданий.
-Проверяем. Заносим результат в оценочный лист.
5. Домашнее задание: Пункт 19(уравнение касательной, геометрический смысл производной), стр. 134 № 256 (в,г), № 257 (а,б) , стр. 171 №4(3(а)) . Практическая задача на карточке:
6. Рефлексия. Итоги урок.
- Подсчитайте, пожалуйста, сумму баллов за сегодняшний урок и поставьте себе отметку в соответствии с критериями в оценочном листе, подчеркните на ваш взгляд верные высказывания в таблице «Итоги урока»
- Спасибо вам за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!
Список литературы:
1. Учебник- Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П.Дудницын и др.; Под ред. А.Н.Колмогорова -М..: Просвещение, 2011
2. Возняк Г.М. Взаимосвязь теории с практикой в процессе изучения математики. – К.: Радянська школа, 1989.
3. Энциклопедический словарь юного математика/Сост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1985.
Электронные издания:
Большая Российская энциклопедия. - © «Кирилл и Мефодий», 2002.
Источники:
http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-matematike
Приложение № 1
Урок по теме «Уравнение касательной»
Цель урока:
Отрабатывать умения и навыки в составлении уравнения касательной для различных функций и применения геометрического смысла производной.
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Советы учителя |
Примечание |
УЭ-1 |
Выполнение заданий из открытого банка ЕГЭ Цель: Подготовка к ЕГЭ Время выполнения: 3 минуты. |
Критерии оценки: 4 верных ответа- «5» 3 верных ответов- «4» 2 верных ответа- «3» 2 и далее верных ответа- «2» |
Оценка:______ |
УЭ-2 |
Выполнение теста . Цель: проверить знание основных правил дифференцирования. Время выполнения: 5 минуты. Самопроверка теста. |
Критерии оценки: 7 верных ответов- «5» 6,5 верных ответов- «4» 4,3 верных ответа- «3» 2 и далее верных ответа- «2» |
Оценка:______ |
УЭ-3 |
Историческая справка. Цель: расширение кругозора. |
Запомните новые термины. |
Подчеркните своё отношение к услышанному: -запомнил -принял к сведению -заинтересовался. |
УЭ-4 |
Проверка основных теоретических сведений. |
Подчеркните - знаю твёрдо -могу ответить с подсказкой -плохо знаю |
|
УЭ-5 |
Работа в парах Цель: Отрабатывать умения и навыки применения геометрического смысла производной Время выполнения: 3 минуты. |
Критерии оценки: Выполнили 2 зад. верно- «5» Выполнили 1 зад верно и начали выполнять 2-е верно-«4» Выполнили 1 зад. - «3» |
Оценка:______ |
УЭ-6 |
Самостоятельная работа. Записать решение в тетрадь Время выполнения: Время выполнения: 5 минут. |
Подчеркните Верно решил задание неверно решил задание
. |
|
УЭ-7 |
Работа в группе Записать решение в тетрадь Время выполнения: 5 минут. |
Подчеркните решил задание неверно решил задание .
|
Итог урока:
Цели урока |
-Достигнуты -Не достигнуты |
Своей работой на уроке |
-Доволен -Не доволен |
Изучаемый материал |
-Понятен -Не понятен |
Способы устранения непонимания |
-Разобраться самостоятельно -с помощью товарища -с помощью учителя |
Я считаю, что сегодня на уроке работал на ______(оценка)
Приложение № 2
Вариант 1
1.На графике изображена зависимость скорости движения рейсового автобуса от времени. На вертикальной оси отмечена скорость автобуса в км/ч, на горизонтальной — время в минутах, прошедшее с начала движения автобуса.
графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу времени характеристику движения автобуса на этом интервале.
ИНТЕРВАЛЫ ВРЕМЕНИ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) 4–8 мин. |
1) была остановка длительностью 2 минуты |
Б) 8––12 мин |
2) скорость не меньше 20 км/ч на всём интервале |
В) 12–16 мин. |
3) скорость не больше 60 км/ч |
Г) 18–22 мин. |
4) была остановка длительностью ровно 1 минута |
В таблице напротив каждой буквой укажите соответствующий номер.
Вариант 2
На графике изображена зависимость скорости движения легкового автомобиля от времени. На вертикальной оси отмечена скорость легкового автомобиля в км/ч, на горизонтальной -время в секундах, прошедшее с начала движения автомобиля
Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу времени характеристику движения автомобиля на этом интервале.
ИНТЕРВАЛЫ ВРЕМЕНИ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) 0–30 c |
1) скорость автомобиля достигла максимума за всё время движения автомобиля |
Б) 30–60 c |
2) скорость автомобиля не уменьшалась и не превышала 40 км/ч |
В) 60–90 c |
3) автомобиль сделал остановку на 15 секунд |
Г) 90–120 c |
4) скорость автомобиля не увеличивалась на всём интервале |
В таблице напротив каждой буквой укажите соответствующий номер
Приложение № 3
Тест
Найдите производную функции:
y=x2+3sinx 2) y= 3) y= 4) y=cos3x 5)y= 6)y=cos(4x-1) 7)y=sin2x
С- y’= Ф- y’=2х+3cosх Я- y’=sin2х Л- y’=3х5 И- y’=-4 sin(4x-1)
Ю- y’= К- y’=-3 sin3х
Приложение №4
История появления производной.
Понятие производная возникло в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики. Честь открытия основных законов математического анализа принадлежит английскому ученому Ньютону и немецкому математику Лейбницу.
Английский поэт Александр Поуп так охарактеризовал то время:
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Знаменитый физик Исаак Ньютон, родившейся в английской деревушке Вульстроп, внес немалый вклад и в математику. Решая задачи на проведение касательных к кривым, вычисляя площади криволинейных фигур, он создал общий метод решения таких задач – метод флюксий (производных), а саму производную называл флюентой. Он вычислил производную и интеграл степенной функции. О дифференциальном и интегральном исчислениях он пишет в своей работе «Метод флюксий» (1665 – 1666гг.), послужившей одним из начал математического анализа, дифференциального и интегрального исчисления. Метод флюксий применяется здесь к большому числу геометрических вопросов (задачи на касательные, кривизну, экстремумы, квадратуры, спрямления и др.
Это открытие Ньютона стало поворотным пунктом в истории естествознания.
Честь открытия основных законов математического анализа наравне с Ньютоном принадлежит немецкому математику Готфриду Вильгельму Лейбницу.
К этим законам Лейбниц пришел, решая задачу проведения касательной к произвольной кривой, т.е. сформулировал геометрический смысл производной, что значение производной в точке касания есть угловой коэффициент касательной или tg угла наклона касательной с положительным направлением оси ОX.
Многие ученые в разные годы интересовались касательной. Эпизодически понятие касательной встречалось в работах итальянского математика Н.Тартальи (ок. 1500 – 1557гг.) – здесь касательная появилась в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая данность полета снаряда. И. Кепплер рассматривал касательную в ходе решения задачи о наибольшем объеме параллелепипеда, вписанного в шар данного радиуса.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развилась кинематическая концепция производной. Различные варианты изложения встречаются у Р.Декарта.
Термин производная и современные обозначения y’ , f ’ ввёл Ж.Лагранж в 1797г.
Приложение № 5
1)
2)
Приложение № 6
Вариант 1
Составить уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой
Вариант 2
Составить уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой
Дополнительное задание: Составьте уравнение касательной к графику
функции y=f(x) в точке с абсциссой х0. х0=2
Приложение № 7
1 группа
Прямая y = 6x +9 является касательной к графику функции
у=х3 -4х2 +9х+14. Найдите абсциссу точки касания.
2 группа
Прямая y = 6x + 8 параллельна касательной к графику функции
у = х² +7х - 6. Найдите абсциссу точки касания
3 группа
При каком значении а прямая у = 3х + а является касательной к графику функции у = 2х² - 5х + 1?
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Елена Вениаминовна Чурина
Сафронова Ирина Александровна
Елена Вениаминовна Чурина