Урок истории в 5 классе по теме «Религия древних греков»

0
0
Материал опубликован 17 May 2023

Тема урока: «Религия древних греков».



Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.



Планируемые результаты:

Предметные: выявить причинно-следственные связи между условиями жизни древних греков и их занятиями, оценить ключевые события и явления, памятники культуры крупнейших цивилизаций Древней Греции;

Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; владеть общим приемом решения учебных задач; находить в дополнительных источниках информацию по теме «Древнегреческая мифология»; готовить тематические сообщения и проекты;

Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; о+7ценивать роль мифологии в истории человечества; осознать важность изучения истории.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, ноутбук, листы самооценки.

Тип урока: комбинированный



Ход урока

Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, учителя нашей школы, давайте поприветствуем их кивком головы. И начнем наш урок путешествия по страницам Древней Греции.

Актуализация опорных знаний по теме

Ребята, давайте с вами вспомним, где на карте расположена Древняя Греция? Кто сможет показать? Назовите, какими морями она омывалась? Назовите самые известные города Древней Греции?

Ребята, а давайте сейчас решим с Вами историческую задачу. Поэмы «Одиссея» и «Илиада» Гомер написал в 8 веке до н. э. Посчитайте, сколько веков назад они были созданы? (29 веков назад).

Сейчас мы с Вами проверим, как вы усвоили эти поэмы?

Игра «Дополни предложение»

Родина Гомера – Древняя Греция

Животное, которое помогло захватить Трою – деревянный конь

Одноглазого великана называли циклоп

Выражение «Ахиллесова пята» означает уязвимое место

Копье Ахиллесу во время поединка с Гектором подала Афина

Мать Ахиллеса – Фетида.






Самопроверка задания. Поставьте плюс или минус. Поднимите руку у кого все правильные ответы.

Мотивационно-целевой этап.

Из мифов и поэм мы с вами узнали, что одни боги помогали грекам, другие троянцам. Как мы уже знаем, боги ассоциируются у нас религией? Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религии Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, понятия, которые возникают у вас при слове «религия».

Выполнение коллективно кластера

Слово «религия» записывается в центре доски, ассоциации, которые называют  учащиеся, размещаются вокруг.


t1684317647aa.gif



4. Постановка цели урока

Ребята, а давайте вместе сформулируем тему и цель нашего урока. Тема: Религия Древних греков.

Цель: Выяснить особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов.

Проблемный вопрос: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков?

План урока:

Боги Древней Греции.

Жизнь богов на Олимпе.

Миф о Деметре и ее дочери Персефоне



Учитель: Боги, как считали греки, населяли нашу землю более 3 тысяч лет назад. Жили они на вершине высокой горы Олимп. Они мало чем отличались от людей. Они никогда не старели и не умирали, за что были прозваны бессмертными. Они обладали сверхъестественными способностями и могли легко менять свое физическое обличье, превращаясь в мужчину, женщину, животное и т. д., и использовали эту замечательную способность чаще всего для того, чтобы провести людей и сыграть с ними злую шутку. Как и знатные люди, олимпийские боги были равнодушны к горестям и страданиям простых людей. Они завистливы и жестоки, способны на бесчестный поступок, но в тоже время помогают своим любимцам из людей. Но все боги различались по могуществу и значимости. То есть, мы поговорим о пантеоне греческих богов. Запишите в тетради:

Пантео́н — группа богов, принадлежащих к одной религии.

Ребята, у наших с вами предков был пантеон богов?

Выращивали виноград и оливки;

мореплавание и морская торговля;

разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);

ремесло;

войны (борьба за господство в Эгейском море).

Физминутка.

Стороны света надо знать,
Чтобы карту уметь прочитать.
И чтобы каждый назвать их смог:
Север (хлопок руками над головой)
Юг (хлопок)
Запад (хлопок с поворотом корпуса налево)
Восток (хлопок с поворотом корпуса направо) (повторить 2 раза)
Закройте глаза и не спешите
Носом стороны вы покажите. (наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза)

Продолжаем урок.

5. Знакомство с богами.

- Откройте стр. 135. Здесь изображены основные боги Древней Греции. Они разделены на четыре группы:

1-я группа – самые могущественные;

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов;

3-я группа – покровители какого-либо дела;

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы.

- Сейчас работа с тестом параграфа пункт 1-2 или иллюстрацией заполните в группе таблицу богов и чему они покровительствовали. У каждой группы свои боги.

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

1-я группа – самые могущественные

Зевс

Бог неба, царь богов и людей

Посейдон

Бог морей

Аид

Бог царства мертвых

2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов

Гера

Царица богов и защитница семейного очага

Артемида

Богиня природы и покровительница охоты

Аполлон

Бог солнечного света, покровитель искусств

Афина

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни.

Афродита

Богиня красоты и любви

3-я группа – покровители какого-либо дела

Деметра

Богиня плодородия

Дионис

Бог виноделия

Гефест

Бог огня и кузнечного дела

Гермес

Вестник богов, покровитель дорого и путников

Арес

Бог войны

4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы

Сатиры

Духи леса, покровители плодородия

Нимфы

Прекрасные девы, защитницы рек, озер, растений.



Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

Символы богов


Бог неба, царь богов и людей


Посейдон




Бог царства мертвых

t1684317647ab.png

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

Символы богов

Гера


t1684317647ac.jpg


Богиня природы и покровительница охоты

t1684317647ad.jpg


Бог солнечного света, покровитель искусств


Афина



Афродита



Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

Символы богов


Богиня плодородия



Бог виноделия


Гефест


t1684317647ae.jpg


Вестник богов, покровитель дорог и путников

t1684317647af.pngt1684317647ag.gift1684317647ag.gif


Бог войны


Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

Символы богов


Духи леса, покровители плодородия



Прекрасные девы, защитницы рек, озер, растений.




По готовности начинают представление богов с высших. Пантеон богов дублируется на экране.

Алгоритм:

Определите лидера группы.

Распределите роли в группе

А) кто ищет информацию в учебнике о боге

Б) кто рисует символ власти бога

В) кто будет защищать вашу работу

Видеофрагмент: Миф о Деметре.

Ответьте на вопрос. Какое природное явление описано в этом мифе? (Смена времен года).

Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков?

Таким образом, религия древних греков непосредственно связана с природными явлениями и занятиями древних греков. В религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь  людей, и боги появились те, которые покровительствовали основным занятиям древних греков.

Закрепление изученного материала.

Верно или неверно?

Боги Древней Греции жили на горе Олимп? (Верно)

Посейдон – бог грома и неба (неверно)

Аид правил «царством мертвых»? (верно)

Деметра мать Персефоны? (верно)

Символом богини Артемиды является голубь? (неверно)

Боги Греции символизировали смену времен года (верно)

V. Подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке, мы выяснили в каких богов верили древние греки, эту информацию мы получили из древнегреческих мифов. Теперь мы знаем какой сверхъестественной силой обладали боги и то, что черты характера у них были человеческие.

VI. Оценивание и домашнее задание.

- Вы сегодня большие молодцы, вы прекрасно работали, теперь запишем домашнее задание:

Для всех - §28, ответить на вопросы, прочитать мифы о Геракле (стр.137)

VII. Рефлексия.

1. У меня все получилось, мне было не трудно на уроке

2. Все понял на уроке, но немного затруднялся

3. У меня не получилось, но я буду стараться.

Лист самодиагностики.

ФИ____________________________________________________________________


Задание 1. Проверь себя.

Вопрос

Ответ

+/-

Родина Гомера



Животное, которое помогло захватить Трою



Одноглазого великана называли



Выражение «Ахиллесова пята» означает



Копье Ахиллесу во время поединка с Гектором подала



Мать Ахиллеса




Задание 2. Кластер-схема.



t1684317647ah.gif


Задание 3. Да или Нет?

Вопрос

Ответ

+/-

Боги Древней Греции жили на горе Олимп?



Посейдон – бог грома и неба



Аид правил «царством мертвых»?



Деметра мать Персефоны?



Символом богини Артемиды является голубь?



Боги Греции символизировали смену времен года






Задание 4. Рефлексия.

1. У меня все получилось, мне было не трудно на уроке

2. Все понял на уроке, но немного затруднялся

3. У меня не получилось, но я буду стараться.

Боги Олимпа

1 группа

Алгоритм работы в группах:

Определите лидера группы.

Распределите роли в группе

А) кто ищет информацию в учебнике о боге

Б) кто запишет имя бога и чему покровительствовал

В) кто рисует символ власти бога

Г) кто будет защищать вашу работу

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

Нарисовать символы богов


Бог неба, царь богов и людей














Посейдон
















Бог царства мертвых

t1684317647ai.jpg





Боги Олимпа

2 группа

Алгоритм работы в группах:

А) кто ищет информацию в учебнике о боге

Б) кто запишет имя бога и чему покровительствовал

В) кто рисует символ власти бога

Г) кто будет защищать вашу работу

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

Нарисовать символы богов

Гера


t1684317647aj.jpg


Богиня природы и покровительница охоты

t1684317647ak.jpg


Бог солнечного света, покровитель искусств










Афина











Афродита












Боги Олимпа

3 группа

Алгоритм работы в группах:

А) кто ищет информацию в учебнике о боге

Б) кто запишет имя бога и чему покровительствовал

В) кто рисует символ власти бога

Г) кто будет защищать вашу работу

Имя бога (богини)

Чему покровительствовал(а)

Нарисовать символы бога


Богиня плодородия











Бог виноделия










Гефест


t1684317647al.jpg


Вестник богов, покровитель дорог и путников

t1684317647af.pngt1684317647ag.gift1684317647ag.gif


Бог войны











Боги Олимпа

4 группа

Алгоритм работы в группах:

А) кто ищет информацию в учебнике о божестве

Б) кто запишет имя божества

В) кто рисует божество

Г) кто будет защищать вашу работу

Имя низшего божества

Чему покровительствовал(а)

Сделать их рисунок


Духи леса, покровители плодородия





















Прекрасные девы, защитницы рек, озер, растений.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.