Урок истории в 5 классе по теме «Религия древних греков»
Тема урока: «Религия древних греков».
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.
Планируемые результаты:
Предметные: выявить причинно-следственные связи между условиями жизни древних греков и их занятиями, оценить ключевые события и явления, памятники культуры крупнейших цивилизаций Древней Греции;
Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; владеть общим приемом решения учебных задач; находить в дополнительных источниках информацию по теме «Древнегреческая мифология»; готовить тематические сообщения и проекты;
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; о+7ценивать роль мифологии в истории человечества; осознать важность изучения истории.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, ноутбук, листы самооценки.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, учителя нашей школы, давайте поприветствуем их кивком головы. И начнем наш урок путешествия по страницам Древней Греции.
Актуализация опорных знаний по теме
Ребята, давайте с вами вспомним, где на карте расположена Древняя Греция? Кто сможет показать? Назовите, какими морями она омывалась? Назовите самые известные города Древней Греции?
Ребята, а давайте сейчас решим с Вами историческую задачу. Поэмы «Одиссея» и «Илиада» Гомер написал в 8 веке до н. э. Посчитайте, сколько веков назад они были созданы? (29 веков назад).
Сейчас мы с Вами проверим, как вы усвоили эти поэмы?
Игра «Дополни предложение»
Родина Гомера – Древняя Греция
Животное, которое помогло захватить Трою – деревянный конь
Одноглазого великана называли циклоп
Выражение «Ахиллесова пята» означает уязвимое место
Копье Ахиллесу во время поединка с Гектором подала Афина
Мать Ахиллеса – Фетида.
Самопроверка задания. Поставьте плюс или минус. Поднимите руку у кого все правильные ответы.
Мотивационно-целевой этап.
Из мифов и поэм мы с вами узнали, что одни боги помогали грекам, другие троянцам. Как мы уже знаем, боги ассоциируются у нас религией? Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религии Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, понятия, которые возникают у вас при слове «религия».
Выполнение коллективно кластера
Слово «религия» записывается в центре доски, ассоциации, которые называют учащиеся, размещаются вокруг.
4. Постановка цели урока
Ребята, а давайте вместе сформулируем тему и цель нашего урока. Тема: Религия Древних греков.
Цель: Выяснить особенности древнегреческой религии, характерные черты древнегреческих богов.
Проблемный вопрос: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков?
План урока:
Боги Древней Греции.
Жизнь богов на Олимпе.
Миф о Деметре и ее дочери Персефоне
Учитель: Боги, как считали греки, населяли нашу землю более 3 тысяч лет назад. Жили они на вершине высокой горы Олимп. Они мало чем отличались от людей. Они никогда не старели и не умирали, за что были прозваны бессмертными. Они обладали сверхъестественными способностями и могли легко менять свое физическое обличье, превращаясь в мужчину, женщину, животное и т. д., и использовали эту замечательную способность чаще всего для того, чтобы провести людей и сыграть с ними злую шутку. Как и знатные люди, олимпийские боги были равнодушны к горестям и страданиям простых людей. Они завистливы и жестоки, способны на бесчестный поступок, но в тоже время помогают своим любимцам из людей. Но все боги различались по могуществу и значимости. То есть, мы поговорим о пантеоне греческих богов. Запишите в тетради:
Пантео́н — группа богов, принадлежащих к одной религии.
Ребята, у наших с вами предков был пантеон богов?
Выращивали виноград и оливки;
мореплавание и морская торговля;
разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);
ремесло;
войны (борьба за господство в Эгейском море).
Физминутка.
Стороны света надо знать,
Чтобы карту уметь прочитать.
И чтобы каждый назвать их смог:
Север (хлопок руками над головой)
Юг (хлопок)
Запад (хлопок с поворотом корпуса налево)
Восток (хлопок с поворотом корпуса направо) (повторить 2 раза)
Закройте глаза и не спешите
Носом стороны вы покажите. (наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза)
Продолжаем урок.
5. Знакомство с богами.
- Откройте стр. 135. Здесь изображены основные боги Древней Греции. Они разделены на четыре группы:
1-я группа – самые могущественные;
2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов;
3-я группа – покровители какого-либо дела;
4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы.
- Сейчас работа с тестом параграфа пункт 1-2 или иллюстрацией заполните в группе таблицу богов и чему они покровительствовали. У каждой группы свои боги.
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) |
1-я группа – самые могущественные | |
Зевс | Бог неба, царь богов и людей |
Посейдон | Бог морей |
Аид | Бог царства мертвых |
2-я группа – ближайшие родственники самых могущественных богов | |
Гера | Царица богов и защитница семейного очага |
Артемида | Богиня природы и покровительница охоты |
Аполлон | Бог солнечного света, покровитель искусств |
Афина | Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни. |
Афродита | Богиня красоты и любви |
3-я группа – покровители какого-либо дела | |
Деметра | Богиня плодородия |
Дионис | Бог виноделия |
Гефест | Бог огня и кузнечного дела |
Гермес | Вестник богов, покровитель дорого и путников |
Арес | Бог войны |
4-я группа – низшие божества – сатиры и нимфы | |
Сатиры | Духи леса, покровители плодородия |
Нимфы | Прекрасные девы, защитницы рек, озер, растений. |
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) | Символы богов |
| Бог неба, царь богов и людей | |
Посейдон | | |
| Бог царства мертвых |
|
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) | Символы богов |
Гера | |
|
| Богиня природы и покровительница охоты |
|
| Бог солнечного света, покровитель искусств | |
Афина | | |
Афродита | | |
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) | Символы богов |
| Богиня плодородия | |
| Бог виноделия | |
Гефест | |
|
| Вестник богов, покровитель дорог и путников |
|
| Бог войны | |
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) | Символы богов |
| Духи леса, покровители плодородия | |
| Прекрасные девы, защитницы рек, озер, растений. | |
По готовности начинают представление богов с высших. Пантеон богов дублируется на экране.
Алгоритм:
Определите лидера группы.
Распределите роли в группе
А) кто ищет информацию в учебнике о боге
Б) кто рисует символ власти бога
В) кто будет защищать вашу работу
Видеофрагмент: Миф о Деметре.
Ответьте на вопрос. Какое природное явление описано в этом мифе? (Смена времен года).
Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков?
Таким образом, религия древних греков непосредственно связана с природными явлениями и занятиями древних греков. В религиозных верованиях греков получили отражение, прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь людей, и боги появились те, которые покровительствовали основным занятиям древних греков.
Закрепление изученного материала.
Верно или неверно?
Боги Древней Греции жили на горе Олимп? (Верно)
Посейдон – бог грома и неба (неверно)
Аид правил «царством мертвых»? (верно)
Деметра мать Персефоны? (верно)
Символом богини Артемиды является голубь? (неверно)
Боги Греции символизировали смену времен года (верно)
V. Подведение итогов урока.
- Сегодня на уроке, мы выяснили в каких богов верили древние греки, эту информацию мы получили из древнегреческих мифов. Теперь мы знаем какой сверхъестественной силой обладали боги и то, что черты характера у них были человеческие.
VI. Оценивание и домашнее задание.
- Вы сегодня большие молодцы, вы прекрасно работали, теперь запишем домашнее задание:
Для всех - §28, ответить на вопросы, прочитать мифы о Геракле (стр.137)
VII. Рефлексия.
1. У меня все получилось, мне было не трудно на уроке
2. Все понял на уроке, но немного затруднялся
3. У меня не получилось, но я буду стараться.
Лист самодиагностики.
ФИ____________________________________________________________________
Задание 1. Проверь себя.
Вопрос | Ответ | +/- |
Родина Гомера | | |
Животное, которое помогло захватить Трою | | |
Одноглазого великана называли | | |
Выражение «Ахиллесова пята» означает | | |
Копье Ахиллесу во время поединка с Гектором подала | | |
Мать Ахиллеса | | |
Задание 2. Кластер-схема.
Задание 3. Да или Нет?
Вопрос | Ответ | +/- |
Боги Древней Греции жили на горе Олимп? | | |
Посейдон – бог грома и неба | | |
Аид правил «царством мертвых»? | | |
Деметра мать Персефоны? | | |
Символом богини Артемиды является голубь? | | |
Боги Греции символизировали смену времен года | | |
Задание 4. Рефлексия.
1. У меня все получилось, мне было не трудно на уроке
2. Все понял на уроке, но немного затруднялся
3. У меня не получилось, но я буду стараться.
Боги Олимпа
1 группа
Алгоритм работы в группах:
Определите лидера группы.
Распределите роли в группе
А) кто ищет информацию в учебнике о боге
Б) кто запишет имя бога и чему покровительствовал
В) кто рисует символ власти бога
Г) кто будет защищать вашу работу
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) | Нарисовать символы богов |
| Бог неба, царь богов и людей | |
Посейдон | | |
| Бог царства мертвых |
|
Боги Олимпа
2 группа
Алгоритм работы в группах:
А) кто ищет информацию в учебнике о боге
Б) кто запишет имя бога и чему покровительствовал
В) кто рисует символ власти бога
Г) кто будет защищать вашу работу
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) | Нарисовать символы богов |
Гера | |
|
| Богиня природы и покровительница охоты |
|
| Бог солнечного света, покровитель искусств | |
Афина | | |
Афродита | | |
Боги Олимпа
3 группа
Алгоритм работы в группах:
А) кто ищет информацию в учебнике о боге
Б) кто запишет имя бога и чему покровительствовал
В) кто рисует символ власти бога
Г) кто будет защищать вашу работу
Имя бога (богини) | Чему покровительствовал(а) | Нарисовать символы бога |
| Богиня плодородия | |
| Бог виноделия | |
Гефест | |
|
| Вестник богов, покровитель дорог и путников |
|
| Бог войны | |
Боги Олимпа
4 группа
Алгоритм работы в группах:
А) кто ищет информацию в учебнике о божестве
Б) кто запишет имя божества
В) кто рисует божество
Г) кто будет защищать вашу работу
Имя низшего божества | Чему покровительствовал(а) | Сделать их рисунок |
| Духи леса, покровители плодородия | |
| Прекрасные девы, защитницы рек, озер, растений. | |