Предмет: математика.
Класс: 1
Тема урока: «Шар. Куб».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: формирование представления об объемных геометрических фигурах: шаре, кубе.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- иметь представление об объемных геометрических фигурах: шаре, кубе;
- находить различия между шаром и кругом, кубом и квадратом;
- выделять предметы, имеющие форму шара, куба из окружающей среды;
- соотносить геометрические фигуры с их названием.
Личностные результаты:
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- с помощью учителя определять и формулировать цель урока;
Коммуникативные:
- договариваться, приходить к общему решению работая в паре;
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Познавательные:
- анализировать и сравнивать предметы;
- делать вывод в результате работы на уроке и личного опыта;
- анализировать свою работу на уроке.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, парная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, объемные и плоские геометрические фигуры, учебник, карточки с заданием.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный этап. |
- Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. - Здравствуйте, ребята! - Я напомню, меня зовут Марина Сергеевна. |
-Приветствуют учителя. -Проверяют свою готовность к уроку. |
|
Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. |
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел, узнали? к нам обратился Незнайка с просьбой разобраться в одной ситуации. - Незнайка решил построить пирамиду, но у него ничего не получилось. Давайте поможем, кто с нами? - Посмотрите на экран, вспомните, и назовите знакомые уже вам фигуры. - Скажите, где вы использовали уже такие фигуры? - Как вы думаете, почему у Незнайки не получилось из данных фигур построить пирамиду? (Ставит картонные фигуры одну на другую, они падают). - У меня тоже не получается. - Вызывает ученика, чтобы он попробовал построить город из геометрических фигур. (Максим Роднов) Если учащиеся не догадались: - Все фигуры, о которых мы сегодня вспомнили, называются ПЛОСКИМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ. - А есть другие фигуры, посмотрите. (Показывает объемные геометрические фигуры). - У вас на столах лежат эти фигуры, посмотрите на них. - Скажите, чем они отличаются от плоских фигур? - Правильно, в математике такие фигуры называют объемными геометрическими фигурами. - Давайте проведем эксперимент. - Я буду говорить инструкцию, а вы должны внимательно меня слушать и выполнять задание только по сигналу. - У вас на партах лежат конверты в них плоские фигуры, возьмите одну из фигур, положите на парту перед собой, положите ладонь на эту фигуру. - Что вы видите? - Уберите плоские геометрические фигуры в сторону. - Так как у вас на парте одна геометрическая фигура на двоих, задание будете выполнять в парах, по очереди. - Положите перед собой объемную фигуру, положите сверху ладонь. Поменяйтесь. - Что вы видите? - Еще объемные фигуры можно обнять. - Незнайка предлагает поиграть в игру «Потрогай и отгадай». - Мне нужен один человек. Поворачивайся к классу. Закрой глаза, не подглядывай. Даша, (Обращается к классу) А вы смотрите, чтобы он/она не подглядывал - (а). - Я тебе сейчас дам в руки фигуру, а ты должен –(а) отгадать она плоская или объемная. - Дает ребенку фигуру в руки. - Открывай глаза, посмотри, правильно ты отгадал или ошибся. - Хорошо, садись. - Все хотят поиграть, но если каждый будет выходить и отгадывать фигуры, нам не хватит времени на уроке. - Я вам покажу, как сыграть в эту игру в парах, чтобы все попробовали загадывать и отгадывать геометрические фигуры. - Сейчас мне нужны два человека. - Один будет отгадывать, а второй загадывать. - Садитесь на места, спасибо. - Сейчас точно также сыграйте в эту игру в парах, но когда я дам сигнал вы должны закончить, все фигуры убрать на край стола, сесть ровно. - Прежде чем начать играть договоритесь, кто первым будет отгадывать, а затем поменяйтесь. - Дает сигнал, чтобы дети завершили играть. - Сядьте ровно, уберите фигуры на край стола. Физкультминутка - Плоские от объемных фигур отличать мы научились, но подробнее мы остановимся на этих объемных геометрических фигурах (показывает шар и куб) - Кто-нибудь знает, как называются эти фигуры? - Всего лишь две геометрические фигуры, а смотрите, сколько названий вы им дали! Сколько разных мнений! - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, что вы хотите узнать об этих фигурах? - Скажите, эти фигуры похожи? (показывает куб и квадрат). А вот эти? (показывает круг и шар). - Нам нужно уметь их различать? - Цель нашего урока: узнать название данных фигур и научиться различать фигуры круг и шар, квадрат и куб. |
- Я считаю, что на экране изображен прямоугольник (четырёхугольник), овал, квадрат, треугольник, круг. На уроках технологии, выполняя аппликацию, на уроках рисования при изображении орнамента. -Предположения детей: Эти фигуры плоские. -Рассматривают объемные фигуры, лежащие на партах. -У данных фигур есть объем. -Ладонь полностью закрыла плоскую фигуру. -Ладонь соприкасается с партой. -Ладонь не полностью закрыла фигуру. -Ладонь не соприкасается с партой. -Выходит по очереди, отгадывают плоский или объемный предмет. -Проигрывают игру в паре.
-Предположения детей: квадрат, кубик, куб, круг, шар. -Предположения детей: -Мы будем говорить об этих фигурах, узнаем их название. -Эти фигуры похожи. -Я считаю, что нам нужно уметь их различать. |
Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций. Коммуникативные: -отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; -слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; - договариваться, приходить к общему решению работая в паре. Регулятивные: -с помощью учителя определять и формулировать цель урока. Познавательные: -анализировать и сравнивать предметы. Предметные результаты: -отличать плоские геометрические фигуры от объемных. Личностные результаты: -проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
Первичное усвоение новых знаний. . |
-Отдохнули, напомните мне, что мы должны узнать о данных фигурах? - Данные фигуры ученые в математике называют шар (показывает шар) и куб (показывает куб). - Тема нашего урока: «Шар. Куб». - Сравните шар и круг. - Чем они похожи? Чем отличаются? Сравните куб и квадрат. - Чем они похожи? - Чем отличаются? - Назовите предметы, имеющие форму куба. - Назовите предметы, имеющие форму шара. - Куб и шар – объемные фигуры, их называют геометрическими телами. |
-Узнать название, уметь отличать от плоских геометрических фигур круга и квадрата. -Я считаю, что шар и круг имеют круглую форму. -Я считаю, что шар объемная фигура, а круг плоская. -Я считаю, что они похожи формой. -Я считаю, что куб объемная фигура, а квадрат плоская. -Называют предметы, имеющие форму куба: коробка, тумбочка, шкатулка, здания и т.д. -Называют предметы, имеющие форму шара: мяч, планета и т.д. |
Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций; -слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Познавательные: -делать вывод в результате работы на уроке и личного опыта. Предметные: -находить различия между шаром и кругом, кубом и квадратом; -называть предметы, имеющие форму шара, куба. |
Первичная проверка понимания новых знаний. |
- У вас на столах лежат конверты, в них Незнайка спрятал карточки с заданиями. Достаньте карточки из конвертов. Прочитайте первое задание. Что нужно сделать? - Всем понятно задание? - Преступайте к выполнению первого задания, когда будете готовы, покажите свою готовность. - Кто уже закончил? - Выходи к доске, обведи предметы, которые имеют форму шара. - У всех так получилось? - У кого по-другому? - Ребята, вы согласны? - А что не так? - Все согласны? - Прочитайте второе задание. - Что нужно сделать? - Всем понятно, что нужно сделать? - Приступайте к выполнению задания. - Кто выполнил второе задание, покажите свою готовность. - Выходи к доске, обведи предметы, которые имеют форму куба. - Все согласны? - Почему? - Хорошо, отложите карточки в сторону. Что мы сейчас учились делать?? |
-Достают карточки с заданием из конвертов, читают задание. -Я считаю, что нужно обвести предметы, которые имеют форму шара. -Да. -Выполняют первое задание на карточках. -Поднимают руки те, кто выполнил задание. -На доске обводит предметы, которые имеют форму шара. - Поднимают руку те , у кого получилось по-другому. -Показывают свое согласие/несогласие. -Обосновывают свой ответ. -Да. -Нужно найти предметы, которые имеют форму куба. -Да. -Выполняют задание. -Показывают готовность. -Выходит к доске, обводит предметы, которые имеют форму куба. -Показывают свое согласие несогласие. -Обосновывают свой ответ. |
Предметные: -выделять предметы, имеющие форму шара, куба из окружающей среды. |
Первичное закрепление. |
- Незнайка приготовил нам интересное задание. - Ребята, посмотрите на доску. - Нам даны названия геометрических фигур. - Прочитайте названия все вместе: квадрат, куб, круг, шар. - И даны сами геометрические фигуры. - Нам нужно соотнести геометрические фигуры с их названием. - Кто уже готов? - Еще? - Выходи к доске, перемести фигуру под её название. - Все согласны? - Кто думает по-другому? - Хорошо, кто может соединить следующую фигуру со своим названием? - Выходи к доске. - Все согласны? У кого по-другому? - Следующая фигура. - Выходи. - Все согласны? - И последняя фигура. - Выходи. - Молодцы! - Но это еще не все, на фигурах записаны выражения. Также у нас есть ответы к нашим выражениям. Ответы все запутались, перемешались между собой, их нужно найти и соотнести с выражением. - Давайте разберем первое выражение вместе: 5+2 - Сколько получится, если мы сложим эти числа? - Соотносит ответ с выражением. - Хорошо, второе выражение кто может соединить с ответом? 4-2 - Выходи. - Все согласны? - У кого другой ответ? - Третье выражение: 7-4 - Выходи к доске. - Все согласны? - Четвертое выражение: 2+3. - Выходи к доске. - Молодцы, ребята, помогли Незнайке, справится с таким сложным заданием. |
-Читают названия фигур: квадрат, куб, круг, шар. -Поднимают руки. -Выходит к доске, соотносит фигуру с ее названием. -Показывают согласие/несогласие. -Обосновывают свой ответ. -Поднимают руки. -Соотносит фигуру со своим названием. -Поднимают руки. -Соотносит фигуру со своим названием. -Поднимают руки. -Соотносит фигуру со своим названием. -Получится 7. -Поднимают руки. 4-2=2 -Показывают согласие/несогласие. -Обосновывают свой ответ. -Выходит к доске соотносит выражение с ответом: 7-4=3 -Выходит к доске соотносит выражение с ответом:2+3=5 |
Предметные: -соотносить геометрические фигуры с их названием. Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной форме с учетом учебных ситуаций; -слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
Итог урока. Рефлексия. |
- Ребята, что нового вы узнали, чему научились на уроке? - У вас на столах лежат карточки двух цветов. - Поднимите зеленую карточку те, кому на уроке было все понятно, кто узнал много нового, кому на уроке было интересно. - Поднимите красную карточку те, кому на уроке было неинтересно, ничего не понятно, трудно. - Спасибо за урок, мне с вами было приятно работать. |
-На уроке мы решали выражения, играли в игру, проводили эксперимент. -Узнали название объемных геометрических фигур: шар и куб. -Научились отличать объемные фигуры от плоских. -Научились отличать круг от шара, квадрат от куба. |
Коммуникативные: -слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Познавательные: -анализировать свою работу на уроке. |