Технологическая карта урока математики по теме «Квадрат и куб числа» (5 класс)

13
0
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока по теме "Квадрат и куб числа"

Урок математики в 5 классе по теме "Квадрат и куб числа" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.

ФИО: Боровских Светлана Владимировна

Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка


презентация к уроку
PPT / 3.35 Мб

Должность: учитель математики

Предмет: математика

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема: "Квадрат и куб числа"

Тип урока: открытие нового знания

Класс: 5

Цели урока:

Образовательные:

- формирование понятий «степень числа», «квадрат числа», «куб числа»;

- формирование умений возводить в степень натуральное число;

- формирование умений находить значения выражений, содержащих степень;

Развивающие:

- развитие познавательной деятельности учащихся;

- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

- развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы;

- развитие логического мышления, памяти;

- развитие математического кругозора;

Воспитательные:

-формирование положительной мотивации;

-воспитание потребности в приобретении новых знаний.

Задачи урока: 

Образовательные:

- научиться читать и записывать степень;

- называть компоненты степени;

- заменять произведение степенью;

- представлять степень в виде произведения;

- объяснять, что называется квадратом и кубом числа;

Воспитательные:

-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;

-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.

Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.

Методы организации работы:

-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),

-наглядные (демонстрация презентации),

-проблемно-поисковый;

-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

-групповая,

-парная,

-коллективная (фронтальная).

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- закрепить понятия о степени числа;

- уметь записать выражение при возведении в степень;

- составлять алгоритм вычисления заданного выражения;

Метапредметные:

- уметь обрабатывать информацию;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- высказывать свое предположение;

- контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;

Личностные:

- развитие активности, находчивости;

умение общаться в коллективе и в паре;

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- делать проверку вычислений.

Литература:

Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности


 


 


 

Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, создает благоприятный психологический настрой на работу.

(Слайд №1):

Выясняет как ученики понимают данное высказывание.


 

Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.


 


 


 

Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.


 

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Личностные: мотивация учения

Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Устный счет (Cлайд №2):

- Вычислите, соблюдая порядок действий:

а) 3+ 10∙2 - 16:4

б) 48:8 + 4∙5 - 12

в) ( 26 - 20) :2 + 10∙5

г) 14: 7 + 15 - ( 11+ 3):2

Проверка (Слайд №3):

а) 3+ 10∙2 - 16:4 = 3 + 20 -4 = 19

б) 48:8 + 4∙5 - 12 = 6 + 20-12 = 14

в) ( 26 - 20) :2 + 10∙5= 6:2+50=53

г) 14: 7 + 15 - ( 11+ 3):2=2+15-7=10

2. Вычислите, упростив (Слайд № 4):

а) 5+5+5+5+5

б) 2+2-2+2-2+2-2

в) 2∙2∙2∙2∙2∙2

г) 3∙3∙3∙3


 

Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1))


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Решают примеры , ответы записывают в Лист самоконтроля

Понимают, что в примерах в) и г) трудно быстро посчитать.

Высказывают свои затруднения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы .

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения

Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности

Объясняет, что у детей возникло затруднение, т.к. они не знают правило, по которому быстро можно выполнить умножение некоторого количества одинаковых чисел.

Проверка (Слайд № 5):

а) 5+5+5+5+5 = 5∙5 = 25

б) 2+2-2+2-2+2-2 = 2

в) 2∙2∙2∙2∙2∙2 = 26 = 64

г) 3∙3∙3∙3= 34 =81

Поясняет, что произведение, в котором все множители одинаковые, можно записать короче.

Предлагает записать тему урока (Слайд №6).

Исходя из темы, предлагает сформулировать цели урока

( Слайд № 7).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Записывают в тетрадь тему урока .

Формулируют цели .


 


Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


 

Построение проекта выхода из затруднения

Предлагает рассмотреть п.16 учебника и рассмотреть таблицу квадратов и кубов на форзаце учебника.

Предлагает ответить на вопросы

(Слайд № 8):

1. Чему равен квадрат чисел 11, 12, 13 19?

2. Чему равен куб чисел 3, 5, 7,8?

Дает определение степени (Слайд № 9).

-Давайте сформулируем и запишем определения квадрата и куба числа (Слайды 10, 11).

Читают текст учебника.


 

Отвечают на вопросы.


 


 

Используя таблицы форзаца учебника, вычисляют и ответы записывают в Лист самоконтроля.

Записывают в тетрадь основные понятия.


 

Проговаривают и записывают в тетради определения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты

Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению.

(Слайды № 12,13, 14)

"В понедельник я купался, (изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.)
Очень долго танцевал (кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)".

Так же выполняют гимнастику для глаз

Коммуникативные: умение работать по заданию

Личностныеформирование ЗОЖ

Реализация построенного проекта

(закрепление формируемых знаний и умений)

Выполните небольшой тест (Слайд № 15):

-Каким действием можно заменить возведение в степень?

- Что показывает основание степени?

- Что показывает показатель степени?


 

Выполняют тест, результаты записывают в Лист самоконтроля.


 


 


 


 

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение .

Первичное закрепление во внешней речи

Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником).

 Разберём еще примеры, используя опорную схему:

Продолжим нашу работу.

Решите № 653(а-е).

Проверка ( Слайд № 16):

а) 6 ∙6∙ 6∙ 6∙ 6∙ 6∙ 6 = 67

б) 25∙ 25∙ 25∙ 25∙ 25 = 255

в) 73 ∙73 = 732

г) 11 ∙11∙ 11∙ 11 = 114

д) 9∙ 9∙ 9 = 93

е) m∙ m∙ m∙ m∙ m∙ m = m6

Решите № 654 (а-е) .

Проверка (Слайд № 17):

а) 75 = 7∙ 7∙ 7∙ 7∙ 7

б) 124 = 12 ∙12∙ 12∙ 12

в) 153 = 15∙ 15∙ 15

г) 10002 = 1000∙ 1000

д) 607 = 60 ∙60∙ 60∙ 60∙ 60∙ 60∙ 60

е) n9 = nnnnnnnnn

Решите № 656.

Проверка (Слайд № 18):

25= 32

106 = 1000000

120 = 1

34 = 81

411 = 41

44 = 256

Проговаривают понятия (фронтально, в парах).


 


 

Отвечают фронтально.


 


 

Решает ученики у доски, а остальные решают самостоятельно с последующей самопроверкой,

результаты записывают в Лист самоконтроля.

Познавательные:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


 


 


 


 


 

Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 2) с последующей проверкой.

Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.


 


 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные:самоопределение;

Коммуникативные: управление своим поведением

Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил

Включение в систему знаний и повторение

Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой:

1) № 659 выполните устно, по цепочке.

2) № 660 выполняют устно.

3) Решите задачу № 665(а) с помощью уравнения.

Проверка (Слайд № 19):

Пусть х - первое число, тогда 8х - второе число. Сумма двух чисел равна 549. Составим и решим уравнение:

х + 8х = 549

9х = 549

х = 549:9

х = 61

Первое число 61, значит найдем второе число:

8х = 8 ∙61 = 488 ( или 549 - 61 =488)

Ответ: 61, 488.

Выполняют задание под руководством учителя.


 


 


 


 


 


 

Решают задачу, результат записывают в Лист самоконтроля.


 


 


 


 

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация

Личностные: осознание ответственности за общее дело

11. Рефлексия учебной деятельности

Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №20):

-Сегодня на уроке я узнал ...

-Я повторил …

-Я закрепил…

-Я научился…

-Было трудно ...

- Было интересно ...

- Я смогу ...

Предлагает оценить свою работу и результаты.

(Слайд №21).

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.


 


 


 


 

Ученики показывают смайлики.

Познавательныепостроение речевого высказывания в устной форме. 

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности

Домашнее задание

Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению.

(Слайд №22)

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы:

666, 668(1ст), 670, 672.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач.

Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке


Приложение 1:

Лист самоконтроля

Вид задания

Ответ, способ решения

Шкала баллов

Суммарный балл за задание

Устный счет

 

1

 

Упрощение выражений

 

2

 

Нахождение квадрата и куба числа

 

1

 

Тест

 

4

 

Решение задания № 653

 

2

 

Решение задания № 654

 

2

 

Решение задания № 656

 

2

 

Самостоятельная работа

 

3

 

Решение задачи № 665

 

3

 
       

Суммарный балл за работу

20

 

Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".

Приложение 2:

1вариант

1) Запишите выражение по программе его вычисления и найдите результат:

1. Сложите числа 35 и 27.

2. Результат команды 1 умножьте на 8.

3. Разделите 96 на 12.

4. Из результата команды 2 вычтите результат команды 3.

Ответ: ( 35 + 27) ∙ 8 - 96 : 12.

2) Вычислите 63.

2вариант

1) Запишите выражение по программе его вычисления и найдите результат:

1. Из числа 159 вычтите 39.

2. Результат команды 1 разделить на 40.

3. Умножьте число 15 на 7.

4. Сложите результаты команды 2 и 3.

Ответ: ( 159 - 39) : 40 + 15 ∙ 7.

2) Вычислите 54.

Предварительный просмотр презентации

Вычислите, соблюдая порядок действий: Вычислите, соблюдая порядок действий: а) 3+ 10∙2 - 16:4 б) 48:8 + 4∙5 - 12 в) ( 26 - 20) :2 + 10∙5 г) 14: 7 + 15 - ( 11+ 3):2

Проверка результатов Проверка результатов а) 3+ 10∙2 - 16:4 = 3 + 20 -4 = 19 б) 48:8 + 4∙5 - 12 = 6 + 20-12 = 14 в) ( 26 - 20) :2 + 10∙5= 6:2+50=53 г) 14: 7 + 15 - ( 11+ 3):2=2+15-7=10

Вычислите, упростив выражение: Вычислите, упростив выражение: а) 5+5+5+5+5 б) 2+2-2+2-2+2-2 в) 2∙2∙2∙2∙2∙2 г) 3∙3∙3∙3

Проверка результатов Проверка результатов а) 5+5+5+5+5 = 5∙5 = 25 б) 2+2-2+2-2+2-2 = 2 в) 2∙2∙2∙2∙2∙2 = 26 = 64 г) 3∙3∙3∙3= 34 =81

ТЕМА УРОКА: «Квадрат и куб числа»

Цели урока : Цели урока : - формирование понятий «степень числа», «квадрат числа», «куб числа»; - формирование умений возводить в степень натуральное число; - формирование умений находить значения выражений, содержащих степень;

Ответьте на вопросы: Ответьте на вопросы: Чему равен квадрат чисел 11, 12, 13 19? 2. Чему равен куб чисел 3, 5, 7,8?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА "В понедельник я купался, (изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (изображаем рисование.) В среду долго умывался, (умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.) Очень долго танцевал (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)".

Гимнастика для глаз Гимнастика для глаз

Проверка задания № 653 Проверка задания № 653 а) 6 ∙6∙ 6∙ 6∙ 6∙ 6∙ 6 = 67 б) 25∙ 25∙ 25∙ 25∙ 25 = 255 в) 73 ∙73 = 732 г) 11 ∙11∙ 11∙ 11 = 114 д) 9∙ 9∙ 9 = 93 е) m∙ m∙ m∙ m∙ m∙ m = m6

Проверка № 654: Проверка № 654: а) 75 = 7∙ 7∙ 7∙ 7∙ 7 б) 124 = 12 ∙12∙ 12∙ 12 в) 153 = 15∙ 15∙ 15 г) 10002 = 1000∙ 1000 д) 607 = 60 ∙60∙ 60∙ 60∙ 60∙ 60∙ 60 е) n9 = n∙ n∙ n∙ n∙ n∙ n∙ n∙ n∙ n

Проверка № 656: Проверка № 656: 25= 32 106 = 1000000 120 = 1 34 = 81 411 = 41 44 = 256

Проверка № 656: Проверка № 656: Пусть х - первое число, тогда 8х - второе число. Сумма двух чисел равна 549. Составим и решим уравнение: х + 8х = 549 9х = 549 х = 549:9 х = 61 Первое число 61, значит найдем второе число: 8х = 8 ∙61 = 488 ( или 549 - 61 =488) Ответ: 61, 488.

Закончите предложения: Закончите предложения: -Сегодня на уроке я узнал … - Я повторил … - Я закрепил… - Я научился… - Было интересно… - Было трудно … - Я смогу …

Оцените свою работу на уроке: Оцените свою работу на уроке: Всё отлично Было трудно Старался Было скучно

Домашнее задание: Домашнее задание: № 666, 668(1ст), 670, 672.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.