Урок по теме «Циклы по переменной» (Информатика и ИКТ, 8 класс)

2
0
Материал опубликован 24 April 2023

Урок по теме «Циклы по переменной»


Класс: 8

Тип урока: комбинированный.


Цель урока: знакомство учащихся с циклом for; создание программ на языке Python.


Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с циклами; формирование умений и навыков записи конструкции for на языке программирования Python; определять цель работы; выбирать рациональные способы выполнения работы; получение новых знаний (знакомство с новыми понятиями).

Воспитательные:  умение работать в группе, развивать информационную культуру учащихся; способность к самостоятельной и коллективной деятельности.

Развивающие: развить навыки программирования в среде программирования Python; развить алгоритмическое мышление учащихся; развитие умственной деятельности (выполнения операций анализа).

Планируемые результаты:

Предметные: 

Создавать и отлаживать программы на языке программирования Python, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с  использованием циклов и ветвлений, использовать оператор присваивания;

Использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;

Анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений

Личностные: 

Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками;

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные: 

Сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с  учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений

Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми.

Оценивать ресурсы (время и другие нематериальные) необходимые для достижения поставленной задачи.


Форма обучения: парная, групповая, индивидуальная.


Технологии обучения: кейс-технологии, электронно-интерактивное обучение, здоровьесберегающие технологии, групповая работа.


Методы контроля: взаимоконтроль, практическая работа.


Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран

Программные средства обучения: PoewrPoint, PyCharm, IDLE (Python 3.10), Яндекс Учебник.


Этапы урока:

Организационный этап. 1 мин.

Мотивация. Целеполагание. 1 мин.

Актуализация. 5 мин

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). 3 мин

Изучение новой темы. 10 мин

Первичная проверка понимания изученного материала. 2 мин.

Повышение концентрации и внимание (физкультминутка). 2 мин

Подготовка кейсов (практическая часть). 12 мин

Рефлексия. 3 мин

Подведение итогов урока и выдача домашней работы. 1 мин.


Ход урока:


Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Время

1

Организационный момент

Обозначает начало урока



Проверяет посещаемость обучающихся




Слушают учителя


Дежурный озвучивает фамилии и имена отсутствующих


1 мин

2

Мотивация Целеполагание

Создает атмосферу заинтересованности при изучении новой темы. Подводит учеников к осознанию темы.


Прежде, чем мы начнем наш урок, хочу напомнить слова выдающегося французского математика Рене Декарта: “Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применить!”
О чем говорят эти слова?
О том, что мало быть умным человеком, нужно развивать свои интеллектуальные способности в практической деятельности. К нашим урокам как соотнести слова Декарта?

Беседа с преподавателем



1 мин

3

Актуализация

Давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках.


Давайте поиграем с вами в информационные крестики-нолики. Вам нужно будет поделиться на 2 команды и выбрать капитана. Задача капитанов – выбрать номер клетки и указать на ответчика. И если ваша команда ответит верно, то мы поставим в эту клетку крестик или нолик. Соответственно, далее будут действовать правила игры крестики-нолики. (На доске чертится такая же табличка, чтобы в случае правильного ответа поставить в клетку крестик или нолик. Игра длится до первой победы).

1

2

3

4

5

6

7

8

9



Вопрос в ячейке 1: Что такое цикл? (Цикл- это повторяющаяся последовательность действий).

Вопрос в ячейке 2: Как называется такой цикл?

while <условие>:

<тело цикла>

(Цикл с условием или цикл «пока»)

Вопрос в ячейке 3: Что такое переменная?

(Переменная — это величина, которая имеет имя, тип и значение.)

Вопрос в ячейке 4: Что такое комментарии?

(Комментарии — это пояснения для человека внутри текста программы)

Вопрос в ячейке 5: Что выведет программа?

count = 0

while count < 5:

print( "привет" )

count += 1

(Программа выведет 5 раз слово «Привет»)

Вопрос в ячейке 6: Для чего необходимо объявление переменной?

(Объявление переменной необходимо для того, чтобы определить, какие данные можно хранить в переменной, какие операции можно с ней выполнять, сколько памяти выделить для хранения значения).

Вопрос в ячейке 7: С помощью какой команды в вводится целое число в переменную?

(С помощью команды int(input()) )

Вопрос в ячейке 8: С помощью какой команды в вводится символьная строка в переменную?

(С помощью команды input() )

Вопрос в ячейке 9: Как задается пустая строка s?

(s=’’ )


Дают ответы на поставленные вопросы

5 мин

4

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)


Вернемся к задаче, которая выводит на экран несколько раз слово «Привет».

k= 0

while k < 5:

print( "Привет" )

k+= 1

Получается, нужно организовать цикл, в котором блок операторов выполнится заданное число.

Вторая задача: Даны целые числа от 1 до 100. Необходимо найти их сумму.

Как бы вы решили эту задачу.


Исходя из рассмотренных двух заданий, попробуйте сформулировать проблему сегодняшнего урока.


То есть хочется написать

Сделай N раз:

То, что нужно повторить


Но такого оператора нет в Python.

Для этого можно применить еще один вид цикла – цикл по переменной (или цикл с параметром).

На языке Python он записывается так:

for i in range(10):

print( "привет" )


Запишем тему урока с небольшой поправкой.


Выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.



3 мин

5

Изучение новой темы

Цикл for повторяет команды заданное число раз. Так выглядит его запись:

for переменная in range(целое число):

команды

Внутри скобок range мы пишем, сколько раз повторять команды.


Сколько строк выведет следующая программа?

for i in range(5):

print('вредные советы!')


А такая?

for j in range(3):

print('Не сворачивайте в кухню,')

print('В кухне — твердый холодильник.')

print('Тормозите лучше в папу.')

print('Папа мягкий. Он простит.')


Рассмотрим такую задачу:

Необходимо найти сумму чисел от

-10 до 10. Для накопления суммы используем переменную, которую назовем summa. Тогда в цикле нужна другая переменная (например, i), которая будет меняться от -10 до 10, и на каждом шаге этого цикла к сумме добавляется очередное значение i.


summa = 0

for i in range(-10,10):

summa += i


Как же изменится программа, если необходимо найти сумму только четных чисел на отрезке от -10 до 10?

summa = 0

for i in range(-10,10):

if i%2==0:

summa += i

Просматривают презентацию по теме «Циклы по переменной»


Отвечают на вопросы и записывают примеры в тетрадь

10 мин

6

Первичная проверка понимания изученного материала

Школьник Дима очень любит учится и с удовольствием ходит в школу, особенно легко ему даются такие предметы как математика, физика, информатика, но он терпеть не может литературу. Он поставил перед с собой цель победить как можно в больших олимпиадах. Дима хочет написать программу-фильтр, которая бы пропускала все предметы, кроме литературы.


Есть число n и n названий предметов. Выведи эту последовательность, удалив все слова «литература».

Какая из этих программ правильно решает задачу Димы?

1)

n = int(input())

for j in range(n):

s = input()

if color == 'литература':

print(s)

2)

n = int(input())

for j in range(n):

s = input()

if s != ' литература ':

print(s)

3)

n = int(input())

s = input()

for j in range(n):

if s != ' литература ':

print(s)


Выполняют задание.




Проводят анализ результатов, выполняют сопоставление с верными ответами, исправляют ошибки

2 мин

7

Повышение концентрации и внимания

Включает видео зарядки

Выполняют упражнения

2 мин

8

Подготовка кейсов (практическая часть)

Давайте выполним практическую работу.

Делитесь на пары. Для выполнения практической работы вы заходите в Яндекс Учебник.

Вам выданы 2 практические работы разной уровни сложности.

Уровень «User» - практическая работа на оценку «4»

Уровень «Admin» - работа на оценку «5»

Разделение обучающихся на команды


Выбор кейса и распределение задач между участниками команды


В ходе выполнения задания наблюдает за работой учеников, консультирует капитанов команд

(Приложение 1, Приложение 2)

Формируют команду и выбирают капитана


Команды выбирают уровень сложности кейса:
кейс 1 – «4»;

кейсы 2 – «5»



Каждая команда выполняет задание своего кейса, используя язык программирования Python в Яндекс.Учебнике

12 мин

9

Рефлексия

Подведем итоги нашего урока.


Предлагаю устно закончить следующие предложения.

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"После урока мне захотелось…";

"Сегодня мне удалось…";

"Я сумел…";

"Было интересно…";

"Было трудно…";

"Я понял, что…";

"Теперь я могу…";

"Я научился…".


Закончить наш урок хочу словами Шарля де Голля, французского генерала второй мировой войны и выдающегося политика: "Всегда выбирайте самый трудный путь, на нем вы не встретите конкурентов!".

Отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на уроке

3 мин

10

Подведение итогов и выдача домашнего задания

Демонстрация рейтинга команд по результатам практической работы


Подведение итога проделанной работы


Озвучивание домашнего задания. Домашнее задание выдается из Яндекс Учебника.

Просматривают рейтинг команд


Слушают итоговые оценки


Слушают учителя и записывают домашнее задание

1 мин







Приложение 1. Уровень «User»

t1682333302aa.png

t1682333302ab.png

t1682333302ac.png

Приложение 2. Уровень «Admin»

t1682333302ad.png



t1682333302ae.png

t1682333302af.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации