Урок по теме «Циклы по переменной» (Информатика и ИКТ, 8 класс)
Урок по теме «Циклы по переменной»
Класс: 8
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: знакомство учащихся с циклом for; создание программ на языке Python.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с циклами; формирование умений и навыков записи конструкции for на языке программирования Python; определять цель работы; выбирать рациональные способы выполнения работы; получение новых знаний (знакомство с новыми понятиями).
Воспитательные: умение работать в группе, развивать информационную культуру учащихся; способность к самостоятельной и коллективной деятельности.
Развивающие: развить навыки программирования в среде программирования Python; развить алгоритмическое мышление учащихся; развитие умственной деятельности (выполнения операций анализа).
Планируемые результаты:
Предметные:
Создавать и отлаживать программы на языке программирования Python, реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, использовать оператор присваивания;
Использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
Анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений
Личностные:
Сформировать навыки сотрудничества со сверстниками;
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные:
Сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений
Осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми.
Оценивать ресурсы (время и другие нематериальные) необходимые для достижения поставленной задачи.
Форма обучения: парная, групповая, индивидуальная.
Технологии обучения: кейс-технологии, электронно-интерактивное обучение, здоровьесберегающие технологии, групповая работа.
Методы контроля: взаимоконтроль, практическая работа.
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран
Программные средства обучения: PoewrPoint, PyCharm, IDLE (Python 3.10), Яндекс Учебник.
Этапы урока:
Организационный этап. 1 мин.
Мотивация. Целеполагание. 1 мин.
Актуализация. 5 мин
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). 3 мин
Изучение новой темы. 10 мин
Первичная проверка понимания изученного материала. 2 мин.
Повышение концентрации и внимание (физкультминутка). 2 мин
Подготовка кейсов (практическая часть). 12 мин
Рефлексия. 3 мин
Подведение итогов урока и выдача домашней работы. 1 мин.
Ход урока:
№ | Этап | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Время | |||||||||
1 | Организационный момент | Обозначает начало урока Проверяет посещаемость обучающихся | Слушают учителя Дежурный озвучивает фамилии и имена отсутствующих | 1 мин | |||||||||
2 | Мотивация Целеполагание | Создает атмосферу заинтересованности при изучении новой темы. Подводит учеников к осознанию темы. Прежде, чем мы начнем наш урок, хочу напомнить слова выдающегося французского математика Рене Декарта: “Мало иметь хороший ум, главное хорошо его применить!” | Беседа с преподавателем | 1 мин | |||||||||
3 | Актуализация | Давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках. Давайте поиграем с вами в информационные крестики-нолики. Вам нужно будет поделиться на 2 команды и выбрать капитана. Задача капитанов – выбрать номер клетки и указать на ответчика. И если ваша команда ответит верно, то мы поставим в эту клетку крестик или нолик. Соответственно, далее будут действовать правила игры крестики-нолики. (На доске чертится такая же табличка, чтобы в случае правильного ответа поставить в клетку крестик или нолик. Игра длится до первой победы).
Вопрос в ячейке 1: Что такое цикл? (Цикл- это повторяющаяся последовательность действий). Вопрос в ячейке 2: Как называется такой цикл? while <условие>: <тело цикла> (Цикл с условием или цикл «пока») Вопрос в ячейке 3: Что такое переменная? (Переменная — это величина, которая имеет имя, тип и значение.) Вопрос в ячейке 4: Что такое комментарии? (Комментарии — это пояснения для человека внутри текста программы) Вопрос в ячейке 5: Что выведет программа? count = 0 while count < 5: print( "привет" ) count += 1 (Программа выведет 5 раз слово «Привет») Вопрос в ячейке 6: Для чего необходимо объявление переменной? (Объявление переменной необходимо для того, чтобы определить, какие данные можно хранить в переменной, какие операции можно с ней выполнять, сколько памяти выделить для хранения значения). Вопрос в ячейке 7: С помощью какой команды в вводится целое число в переменную? (С помощью команды int(input()) ) Вопрос в ячейке 8: С помощью какой команды в вводится символьная строка в переменную? (С помощью команды input() ) Вопрос в ячейке 9: Как задается пустая строка s? (s=’’ ) | Дают ответы на поставленные вопросы | 5 мин | |||||||||
4 | Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) | Вернемся к задаче, которая выводит на экран несколько раз слово «Привет». k= 0 while k < 5: print( "Привет" ) k+= 1 Получается, нужно организовать цикл, в котором блок операторов выполнится заданное число. Вторая задача: Даны целые числа от 1 до 100. Необходимо найти их сумму. Как бы вы решили эту задачу. Исходя из рассмотренных двух заданий, попробуйте сформулировать проблему сегодняшнего урока. То есть хочется написать Сделай N раз: То, что нужно повторить Но такого оператора нет в Python. Для этого можно применить еще один вид цикла – цикл по переменной (или цикл с параметром). На языке Python он записывается так: for i in range(10): print( "привет" ) Запишем тему урока с небольшой поправкой. | Выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. | 3 мин | |||||||||
5 | Изучение новой темы | Цикл for повторяет команды заданное число раз. Так выглядит его запись: for переменная in range(целое число): команды Внутри скобок range мы пишем, сколько раз повторять команды. Сколько строк выведет следующая программа? for i in range(5): print('вредные советы!') А такая? for j in range(3): print('Не сворачивайте в кухню,') print('В кухне — твердый холодильник.') print('Тормозите лучше в папу.') print('Папа мягкий. Он простит.') Рассмотрим такую задачу: Необходимо найти сумму чисел от -10 до 10. Для накопления суммы используем переменную, которую назовем summa. Тогда в цикле нужна другая переменная (например, i), которая будет меняться от -10 до 10, и на каждом шаге этого цикла к сумме добавляется очередное значение i. summa = 0 for i in range(-10,10): summa += i Как же изменится программа, если необходимо найти сумму только четных чисел на отрезке от -10 до 10? summa = 0 for i in range(-10,10): if i%2==0: summa += i | Просматривают презентацию по теме «Циклы по переменной» Отвечают на вопросы и записывают примеры в тетрадь | 10 мин | |||||||||
6 | Первичная проверка понимания изученного материала | Школьник Дима очень любит учится и с удовольствием ходит в школу, особенно легко ему даются такие предметы как математика, физика, информатика, но он терпеть не может литературу. Он поставил перед с собой цель победить как можно в больших олимпиадах. Дима хочет написать программу-фильтр, которая бы пропускала все предметы, кроме литературы. Есть число n и n названий предметов. Выведи эту последовательность, удалив все слова «литература». Какая из этих программ правильно решает задачу Димы? 1) n = int(input()) for j in range(n): s = input() if color == 'литература': print(s) 2) n = int(input()) for j in range(n): s = input() if s != ' литература ': print(s) 3) n = int(input()) s = input() for j in range(n): if s != ' литература ': print(s) | Выполняют задание. Проводят анализ результатов, выполняют сопоставление с верными ответами, исправляют ошибки | 2 мин | |||||||||
7 | Повышение концентрации и внимания | Включает видео зарядки | Выполняют упражнения | 2 мин | |||||||||
8 | Подготовка кейсов (практическая часть) | Давайте выполним практическую работу. Делитесь на пары. Для выполнения практической работы вы заходите в Яндекс Учебник. Вам выданы 2 практические работы разной уровни сложности. Уровень «User» - практическая работа на оценку «4» Уровень «Admin» - работа на оценку «5» Разделение обучающихся на команды Выбор кейса и распределение задач между участниками команды В ходе выполнения задания наблюдает за работой учеников, консультирует капитанов команд (Приложение 1, Приложение 2) | Формируют команду и выбирают капитана Команды выбирают уровень сложности кейса: кейсы 2 – «5» Каждая команда выполняет задание своего кейса, используя язык программирования Python в Яндекс.Учебнике | 12 мин | |||||||||
9 | Рефлексия | Подведем итоги нашего урока. Предлагаю устно закончить следующие предложения. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "После урока мне захотелось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я научился…". Закончить наш урок хочу словами Шарля де Голля, французского генерала второй мировой войны и выдающегося политика: "Всегда выбирайте самый трудный путь, на нем вы не встретите конкурентов!". | Отвечают на вопросы Оценивают свою работу на уроке | 3 мин | |||||||||
10 | Подведение итогов и выдача домашнего задания | Демонстрация рейтинга команд по результатам практической работы Подведение итога проделанной работы Озвучивание домашнего задания. Домашнее задание выдается из Яндекс Учебника. | Просматривают рейтинг команд Слушают итоговые оценки Слушают учителя и записывают домашнее задание | 1 мин |
Приложение 1. Уровень «User»
Приложение 2. Уровень «Admin»