Урок по теме «Циклы в алгоритмах» (Информатика и ИКТ, 8 класс)

1
0
Материал опубликован 16 November 2020

Технологическая карта урока

учителя информатики Абизяевой В.Н.

Предмет

Информатика

Класс

8

Тема урока

 Циклы с параметрами в алгоритмах

Цель:

Задачи:

формирование у учащихся представления об основных изучаемых понятиях: алгоритмическая конструкция "цикл N раз" для исполнителя Робот, циклические алгоритмы.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения исполнять команду "цикл N раз" для формального исполнителя Робот с заданной системой команд, умение составлять простые алгоритмы с командой "цикл N раз" для формального исполнителя Робот.

Содержательная цель: расширение понятийной базы алгоритмических конструкций за счет включения в нее новой конструкции "цикл N раз"

образовательные: 
обеспечить в ходе урока усвоение новой алгоритмической конструкции "цикл N раз"; получить навыки разработки цикла N раз при составлении алгоритмов для Робота; получить навыки выполнения цикла N раз для формального исполнителя Робот.


развивающие: 
создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; развить у учащихся интеллектуальные способности переноса знаний и умений в новые ситуации; развить у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; научить учащихся выступать перед аудиторией и защищать свою точку зрения.

воспитательные:

 способствовать развитию у учащихся культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать повышению уровня мотивации учащихся на уроках через средства обучения; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.


- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Условия реализации урока

Оборудование и инвентарь

Персональный компьютер преподавателя, автоматизированное рабочее место ученика,  презентация, сотовый телефон, раздаточный материал, карточки с заданиями.

Основные понятия

алгоритм; исполнители; циклический алгоритм; повторение; цикл N раз (с известным количеством повторений); тело цикла; система команд Робота.

Тип, форма, приемы, методы проведения урока

ИКТ технологии, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.












Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты УУД

I.Организационный этап.

Продолжительность: 1 мин

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо"); установить тематические рамки учебной деятельности ("могу").

– Здравствуйте, ребята!

На каждом уроке мы с вами продвигаемся в открытиях новых знаний по информатике. Посмотрите на высказывание китайского философа Конфуция «Учись так, как будто постоянно ощущаешь, что знаний не хватает».

-А чему вы ещё учитесь на уроках?

- Как мы учимся учиться?



- Молодцы! Готовы?

- Собрались. С хорошим настроением начинаем работать. Я желаю вам успеха.









- Мы учимся учиться

- Сначала мы должны сами определить, что мы не знаем, а затем сами должны найти новый способ действий.

- Да

Л:- сформированность потребности в самовыражении а самореализации,

- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

К:- умение передавать информацию интонацией,

- слушать,

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,

- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

П: - умение строить речевое высказывание,

- анализ объектов с целью выделения признаков,

Р: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: актуализировать знания о алгоритме и его свойствах; актуализировать знания о исполнителях и их общих характеристиках, о формальных и неформальных исполнителях; актуализировать знания о исполнителе Робот, его командах; предъявить задание для пробного действия, организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия; организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Продолжительность: 7 мин.

Учащимся раздаются карточки (приложение 1)  в хаотичном порядке. Они должны, пообщавшись друг с другом, определить, что у них общего в заданиях и разделиться на группы
 (1 группа: задания №117, 118;
 2 группа: задания №137, 140;
 3 группа:126, 127;
4 группа: №138.

На выполнение задания вам отводится 5 минут.


Сверьте ответы с образцом. Все ли у вас получилось? С какими трудностями вы столкнулись? По какому принципу сформирована ваша команда.


Учащиеся анализируют задания на карточках, определяют свои рабочие группы (схожие по теме задания). Решают поставленные задачи









Учащиеся проверяют свои ответы с образцом. Оценивают работу каждого члена команды. Анализируют, что общего в их заданиях.

Л: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

К: - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулирование собственного мнения (позиции)

П: -использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;.

Р: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

-учет правила в планировании и контроле способа решения.

III. выявления места и причины затруднения

Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


Продолжительность: 5 мин

Ребята, вы все молодцы. Прекрасно справились с заданием.

Итак, посмотрите пожалуйста на экран.(слайд 1) Что вы видите?

А вы сможете составить алгоритм написания этой буквы для Робота? Попробуйте составить его в тетради. На выполнение задания вам дано 3 минуты.

- Какой у вас получился алгоритм?


- А сколько в нем команд?




в среде исполнения Робота нарисована буква И.



Пишут в тетради алгоритм написания буквы И

линейный, большой, длинный, повторяющийся.

 43 команды

Л: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности,

- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

К: - построение понятных для партнёров высказываний,

- использование речи для регуляции своих действий.

П: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

- поиск разнообразных способов решения задач,

- структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулирование проблемы,

- создание способов решения проблемы

IV. построения проекта выхода из затруднения

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.


Продолжительность: 10 мин

- А что бы вы хотели изменить в этом алгоритме?

- Да действительно, в данном алгоритме имеются одинаковые команды, которые нам приходится писать несколько раз. В алгоритмах есть такая структура, позволяющая повторить одни и те же команды несколько раз, она называется «Цикл». Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

Правильно, а для чего такие повторения нам нужны?


Итак, запишем в тетрадях тему урока «Циклы в алгоритмах».

Для начала найдем в учебнике определение понятия «Цикл». Прочитайте его и запишите в тетрадь.




Давайте посмотрим на наш алгоритм и постараемся найти повторяющиеся команды.

Мы знаем сколько раз нужно повторить эти команды?

Как называется цикл, в котором повторение команд происходит конечное число раз:


Объяснение как составляется цикличные структуры в алгоритме рисования буквы И, задавая наводящие вопросы учащимися.

Сколько строк получилось в алгоритме?

Какие преимущества у циклов в алгоритмах?

сократить его, повторить одинаковые команды








Циклы в алгоритмах, повторяющиеся алгоритмы).


Чтобы уменьшить алгоритм, легче писать алгоритмы

Записывают в тетрадях тему урока.


Находят информацию в учебнике. Записывают в тетрадь определение: Цикл – это алгоритмическая структура, в которой ряд команд выполняется многократно.  Команды, находящиеся в цикле, называют телом цикла.

Это команды закрасить, вниз



Да, 6 раз




Он называется циклом с параметром.


Под руководством учителя, отвечая на вопросы, составляют алгоритм с циклами



19 строк.


Проще, короче, быстрее.

Л: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

К:  -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Р: - принятие и сохранение учебной задачи,

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

П: - выделение существенной информации,

- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,

- поиск разнообразных способов решения задачи,

- структурирование знания.

V. Физкультминутка

Цель: сбережение здоровья обучающихся

Продолжительность: 2 мин

Перед началом нашей практической работы мне бы хотелось проверить, а как хорошо вы знаете команды Робота. Давайте попробуем сами стать Роботами. Выполняем команды вверх – делаем шаг к доске, вниз – делаем шаг от доски, вправо, влево – выполняем шаги в стороны, закрасить – присядаем.

Вверх, вверх, вниз, влево, закрасить, вправо, вниз. Молодцы!

Выполняют команды учителя.


VI. Реализация построенного проекта, самостоятельная работа

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы,

при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.,

применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение,

зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.


Продолжительность: 15 мин.


В своих тетрадях закрасьте по клеточкам первую букву своего имени. Попробуйте составить алгоритм с повторениями для рисования вашей буквы для исполнителя Робот в системе Кумир. Прошу всех пройти за свои компьютеры. На выполнение задания у вас 10 минут. (Учитель контролирует ход работы, учащиеся справившиеся быстро могут помочь другим ученикам или составить алгоритм для первой буквы своей фамилии).

Выполняют рисунок буквы своего имени в тетради.


Составляют алгоритм с циклами в системе Кумир.

Л: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

К: - формулирование собственного мнения
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Р: - принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия,

- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

П: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.


VII. Задание на самоподготовку

Цель: развитие творческого мышления.

Продолжительность: 2 мин.

Прошу всех пройти за парты. Мне бы хотелось отметить быструю, правильную и аккуратную работу за компьютером у … (выставление оценок).

 Домашнее задание для вас будет разнообразным. Вы можете выбрать любое из предложенных или выполнить все:

* написать алгоритм для исполнителя Робот рисования своего имени.

** написать алгоритм для исполнителя Робот обхода и закрашивания клеток вдоль стены длиной 10 клеток.

*** написать алгоритм для исполнителя Робот обходи и закрашивания клеток вдоль стены неизвестной длины.

Садятся за парты. Записывают домашнее задание.


VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Продолжительность: 5 мин.


Ребята, вы сегодня все молодцы, работали как настоящие исполнители. А вот какой именно из вас исполнитель получиться давайте узнаем с помощью небольшого теста. Прошу зайти на со своих телефонов на сайт kahоot.it.

Введите число с доски. Ответьте на вопросы

Отвечают на вопросы

Л: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

- формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Р: - восприятие оценки учителя,

- адекватная самооценка.

П: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

- анализ,

- синтез,

- установление причинно-следственных связей.


Презентация
PPTX / 739.57 Кб


Конспект урока
DOCX / 1.47 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.