Урок по теме «Циклы в алгоритмах» (Информатика и ИКТ, 8 класс)
Технологическая карта урока
учителя информатики Абизяевой В.Н.
Предмет | Информатика | Класс | 8 | ||||||
Тема урока | Циклы с параметрами в алгоритмах | ||||||||
Цель: | Задачи: | ||||||||
формирование у учащихся представления об основных изучаемых понятиях: алгоритмическая конструкция "цикл N раз" для исполнителя Робот, циклические алгоритмы. Деятельностная цель: формирование у учащихся умения исполнять команду "цикл N раз" для формального исполнителя Робот с заданной системой команд, умение составлять простые алгоритмы с командой "цикл N раз" для формального исполнителя Робот. Содержательная цель: расширение понятийной базы алгоритмических конструкций за счет включения в нее новой конструкции "цикл N раз" | образовательные: | развивающие: | воспитательные: способствовать развитию у учащихся культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать повышению уровня мотивации учащихся на уроках через средства обучения; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
- умение строить речевое высказывание, | - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. | - сформированность потребности в самовыражении а самореализации, - умение передавать информацию интонацией, | |||||||
Условия реализации урока | |||||||||
Оборудование и инвентарь | Персональный компьютер преподавателя, автоматизированное рабочее место ученика, презентация, сотовый телефон, раздаточный материал, карточки с заданиями. | ||||||||
Основные понятия | алгоритм; исполнители; циклический алгоритм; повторение; цикл N раз (с известным количеством повторений); тело цикла; система команд Робота. | ||||||||
Тип, форма, приемы, методы проведения урока | ИКТ технологии, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве. | ||||||||
Этап урока (название, время, цели) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты УУД |
I.Организационный этап. Продолжительность: 1 мин Цель: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу"); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо"); установить тематические рамки учебной деятельности ("могу"). | – Здравствуйте, ребята! На каждом уроке мы с вами продвигаемся в открытиях новых знаний по информатике. Посмотрите на высказывание китайского философа Конфуция «Учись так, как будто постоянно ощущаешь, что знаний не хватает». -А чему вы ещё учитесь на уроках? - Как мы учимся учиться? - Молодцы! Готовы? - Собрались. С хорошим настроением начинаем работать. Я желаю вам успеха. | - Мы учимся учиться - Сначала мы должны сами определить, что мы не знаем, а затем сами должны найти новый способ действий. - Да | Л:- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. К:- умение передавать информацию интонацией, - слушать, - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, - умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П: - умение строить речевое высказывание, - анализ объектов с целью выделения признаков, Р: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: актуализировать знания о алгоритме и его свойствах; актуализировать знания о исполнителях и их общих характеристиках, о формальных и неформальных исполнителях; актуализировать знания о исполнителе Робот, его командах; предъявить задание для пробного действия, организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия; организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. Продолжительность: 7 мин. | Учащимся раздаются карточки (приложение 1) в хаотичном порядке. Они должны, пообщавшись друг с другом, определить, что у них общего в заданиях и разделиться на группы На выполнение задания вам отводится 5 минут. Сверьте ответы с образцом. Все ли у вас получилось? С какими трудностями вы столкнулись? По какому принципу сформирована ваша команда. | Учащиеся анализируют задания на карточках, определяют свои рабочие группы (схожие по теме задания). Решают поставленные задачи Учащиеся проверяют свои ответы с образцом. Оценивают работу каждого члена команды. Анализируют, что общего в их заданиях. | Л: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания. К: - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирование собственного мнения (позиции) П: -использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;. Р: - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане; -учет правила в планировании и контроле способа решения. |
III. выявления места и причины затруднения Цель: Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Продолжительность: 5 мин | Ребята, вы все молодцы. Прекрасно справились с заданием. Итак, посмотрите пожалуйста на экран.(слайд 1) Что вы видите? А вы сможете составить алгоритм написания этой буквы для Робота? Попробуйте составить его в тетради. На выполнение задания вам дано 3 минуты. - Какой у вас получился алгоритм? - А сколько в нем команд? | в среде исполнения Робота нарисована буква И. Пишут в тетради алгоритм написания буквы И линейный, большой, длинный, повторяющийся. 43 команды | Л: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. К: - построение понятных для партнёров высказываний, - использование речи для регуляции своих действий. П: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы |
IV. построения проекта выхода из затруднения Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Продолжительность: 10 мин | - А что бы вы хотели изменить в этом алгоритме? - Да действительно, в данном алгоритме имеются одинаковые команды, которые нам приходится писать несколько раз. В алгоритмах есть такая структура, позволяющая повторить одни и те же команды несколько раз, она называется «Цикл». Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня? Правильно, а для чего такие повторения нам нужны? Итак, запишем в тетрадях тему урока «Циклы в алгоритмах». Для начала найдем в учебнике определение понятия «Цикл». Прочитайте его и запишите в тетрадь. Давайте посмотрим на наш алгоритм и постараемся найти повторяющиеся команды. Мы знаем сколько раз нужно повторить эти команды? Как называется цикл, в котором повторение команд происходит конечное число раз: Объяснение как составляется цикличные структуры в алгоритме рисования буквы И, задавая наводящие вопросы учащимися. Сколько строк получилось в алгоритме? Какие преимущества у циклов в алгоритмах? | сократить его, повторить одинаковые команды Циклы в алгоритмах, повторяющиеся алгоритмы). Чтобы уменьшить алгоритм, легче писать алгоритмы Записывают в тетрадях тему урока. Находят информацию в учебнике. Записывают в тетрадь определение: Цикл – это алгоритмическая структура, в которой ряд команд выполняется многократно. Команды, находящиеся в цикле, называют телом цикла. Это команды закрасить, вниз Да, 6 раз Он называется циклом с параметром. Под руководством учителя, отвечая на вопросы, составляют алгоритм с циклами 19 строк. Проще, короче, быстрее. | Л: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания". К: -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, Р: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, П: - выделение существенной информации, - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы, - поиск разнообразных способов решения задачи, - структурирование знания. |
V. Физкультминутка Цель: сбережение здоровья обучающихся Продолжительность: 2 мин | Перед началом нашей практической работы мне бы хотелось проверить, а как хорошо вы знаете команды Робота. Давайте попробуем сами стать Роботами. Выполняем команды вверх – делаем шаг к доске, вниз – делаем шаг от доски, вправо, влево – выполняем шаги в стороны, закрасить – присядаем. Вверх, вверх, вниз, влево, закрасить, вправо, вниз. Молодцы! | Выполняют команды учителя. | |
VI. Реализация построенного проекта, самостоятельная работа Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны: на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы, при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д., применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение, зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. Продолжительность: 15 мин. | В своих тетрадях закрасьте по клеточкам первую букву своего имени. Попробуйте составить алгоритм с повторениями для рисования вашей буквы для исполнителя Робот в системе Кумир. Прошу всех пройти за свои компьютеры. На выполнение задания у вас 10 минут. (Учитель контролирует ход работы, учащиеся справившиеся быстро могут помочь другим ученикам или составить алгоритм для первой буквы своей фамилии). | Выполняют рисунок буквы своего имени в тетради. Составляют алгоритм с циклами в системе Кумир. | Л: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». К: - формулирование собственного мнения Р: - принятие и сохранение учебной задачи, - планирование своих действий в соответствии с задачей, П: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, |
VII. Задание на самоподготовку Цель: развитие творческого мышления. Продолжительность: 2 мин. | Прошу всех пройти за парты. Мне бы хотелось отметить быструю, правильную и аккуратную работу за компьютером у … (выставление оценок). Домашнее задание для вас будет разнообразным. Вы можете выбрать любое из предложенных или выполнить все: * написать алгоритм для исполнителя Робот рисования своего имени. ** написать алгоритм для исполнителя Робот обхода и закрашивания клеток вдоль стены длиной 10 клеток. *** написать алгоритм для исполнителя Робот обходи и закрашивания клеток вдоль стены неизвестной длины. | Садятся за парты. Записывают домашнее задание. | |
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Продолжительность: 5 мин. | Ребята, вы сегодня все молодцы, работали как настоящие исполнители. А вот какой именно из вас исполнитель получиться давайте узнаем с помощью небольшого теста. Прошу зайти на со своих телефонов на сайт kahоot.it. Введите число с доски. Ответьте на вопросы | Отвечают на вопросы | Л: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания « и «незнания». Р: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. П: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей. |
Конспект урока
DOCX / 1.47 Мб