Технологическая карта урока алгебры на тему «Тождества. Тождественные преобразования выражений» (7 класс)
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме:
«Тождества. Тождественные преобразования выражений»
Предмет: алгебра
Класс: 7
Тема урока: «Тождества. Тождественные преобразования выражений»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «тождество», «тождественно равных выражений», умения тождественного преобразования выражений для вычисления значений выражений и других задач
Задачи урока: создать условия для развития умений привести пример тождества и тождественно равных выражений, применять тождественные преобразования выражений
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные:
- познавательные: строить логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи;
- регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи); осуществлять действия по реализации плана; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; проводить рефлексию.
- коммуникативные: владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.
Предметные:
формулировать определение тождественно равных выражений;
формулировать определение тождества;
формулировать понятие тождественного преобразования выражения;
формулировать правила тождественных преобразований.
Этапы урока:
Организационный момент (1 мин)
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)
Актуализация новых знаний (6 мин)
Первичное закрепление (15 мин + динам.пауза 2 мин.)
Обучающая самостоятельная работа (6 мин + взаимопроверка 3 мин)
Рефлексия (5 мин)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин).
Ресурсы: учебник «Алгебра» для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ [Ю.Н.Макарычев и др.] –М.:Просвещение, 2019; мультимедийная презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный момент |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку (наличие учебных принадлежностей). |
Слушают учителя, записывают в тетради дату, слова «классная работа». |
|
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
На слайде записаны выражения: ab+ 4c, 4c+ ab, xy+10, 10+ xy, 2(a-b), 2a-2b. Какие из приведенных выражений являются «тождественно равными выражениями»? Что такое «тождество», «тождественное преобразование выражений»?
|
Учащиеся: - нам нужно изучить понятие «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений».
Записывают в тетради тему урока. |
Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
|
Актуализация новых знаний |
1. Ребята, давайте с вами вспомним: какие свойства действий над числами существуют? На слайде приведены формулы: 1) a+b=b+a (переместительное свойство сложения), 2) (a+b) + c= a+(b + c) (сочетательное свойство сложения), 3) ab=ba (переместительное свойство умножения), 4) (ab)c = a(bc) (сочетательное свойство умножения), 5) a(b + c) = ab + ac (распределительное свойство умножения относительно сложения) 6) a(b- c)= ab – ac (распределительное свойство умножения относительно вычитания) (карточки с формулами разложены на партах) 2. Определение. Два выражения, значения которых равны при любых значениях переменных, называются тождественно равными.
Пример: выражения 5(x+y) и 5x+5y являются тождественно равными, а выражения 3x+y и 3xy не являются тождественно равными
Ребята, приведите свои примеры тождественно равных выражений.
Какие свойства действий позволяют утверждать, что тождественно равны выражения: а) ab+18c и 18c+ab (переместительное свойство) б) (k+3)+x и k+(3+ x) (сочетательное свойство)
3.Определение. Равенство, верное при любых значениях переменных, называется тождеством. 5(x+y) = 5x+5y - тождество (верно при любых значениях x и y).
Ребята, приведите свои примеры тождеств.
Равенства, которые выражают свойства действий над числами также являются примерами тождеств.
Запишем еще примеры тождеств:
a+0 = a, a+(-a) = 0, a-b=a+(-b), a*1 = a, a*(-b) = -ab, (-a)*(-b) = ab.
Какое из данных равенств является тождеством? 1.6(x-y)=6x-6y 2.5(a-a) = 25 3. 3a-4 = a+ (2a-4) 4. 0,3a*5b = 1,5 ab.
Приведение подобных слагаемых также является примером тождественного преобразования выражений. Приведем подобные слагаемые в сумме 5x+2x-3x = (5+2-3)x = 4x |
Слушают учителя, записывают информацию с доски в тетрадь.
Выполняют задание учителя.
Приводят свои примеры тождественно равных выражений.
Выполняют задание учителя.
Записывают решение в тетрадь.
Приводят свои примеры тождеств
Записывают тождества в тетрадь.
-тождеством являются № 1, 3, 4
Записывают решение в тетрадь.
|
Владеть устной и письменной речью
Строить логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи.
|
Первичное закрепление |
Учитель приглашает одного учащегося к доске и предлагает ему задание на нахождение тождественно равных выражений № 86 ( а, б, в, г).
Работа в парах:
Учитель: Записывает на доске номера заданий для 1, 2, 3 ряда. Ряд 1: № 93(а); 95 (а), 96 (а) Ряд 2: № 93(б); 95 (б), 96 (б) Ряд3 № 93(в); 95 (в), 96 (в)
Контролирует работу в парах, консультирует пары при необходимости. После того как пары закончат работу, предлагает проверить работы пары другого ряда. |
Один учащийся работает у доски, остальные записывают решение в тетрадь.
Выполняют задания в парах, при необходимости задают вопросы учителю.
Выполняют проверку работ другого ряда. |
Отображать в речи содержание совершаемых действий
Составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
Физкультминутка. |
|
|
|
Обучающая самостоятельная работа |
А теперь давайте проверим, как вы научились применять понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений». В тетради пишем: «самостоятельная работа». Задания – на доске. 1) Замените выражение тождественно равным, используя распределительное свойство умножения: -0,1*(100а+10b-c).
2) Среди выражений 2(b-a), -2(a-b), -2a-2b, -2a+2b найдите те, которые тождественно равны выражению 2b-2a.
3) Приведите подобные слагаемые: -8-y+17-10y
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу друг друга (открывается слайд с решением). Рядом с каждым верным ответом ставьте +, затем сосчитайте, сколько всего получилось плюсов. |
Выполняют задания самостоятельной работы.
Взаимопроверка, выставление отметок. |
Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по реализации плана
|
Рефлексия |
Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Достигли ли вы поставленной цели урока? |
Подводят итоги урока. |
Проводить рефлексию |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Сообщает домашнее задание (п. 5, № 97 (1,2 столбик)), инструктирует учащихся по его выполнению. |
Записывают домашнее задание. |
|
Список использованной литературы
Учебник «Алгебра» для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ [Ю.Н.Макарычев и др.] –М.:Просвещение, 2019.