Урок математики для студентов СПО «Пределы функций»
План–конспект занятия
Конкурсант (ФИО) Москалева Наталия Владиславовна
Дисциплина ЕН.01 Математика
Тема: Предел функции
Тим занятия Изучения нового материала
Длительность: 90 минут
Цель учебного занятия:
А. Учебные цели (для обучающихся):
1) формировать у обучающихся общие компетенции: ОК-1,2,9;
2) определить основные понятия: предел функции, бесконечно большие и бесконечно малые величины, неопределенность; научиться вычислять пределы и раскрывать неопределенности различных видов; закрепить новые понятия на практических задачах;
3) развивать качества мышления, умение наблюдать, обобщать, анализировать, совершенствовать пространственное воображение;
4) воспитывать математическую культуру, взаимопомощь, умение слушать товарища, чувство ответственности за коллектив в процессе творческой работы.
Б. Методические цели (для преподавателя):
1) формировать у обучающихся общие компетенции: ОК-1,2,9;
2) формировать представление о пределе функции;
3) организовать самостоятельную работу учащихся;
4) учить сравнивать, обобщать, анализировать ответы товарищей.
Задачи учебного занятия:
Образовательные:
ввести понятие предела числа, предела функции;
дать понятия о видах неопределенности;
научиться вычислять пределы функции;
научиться систематизировать и применять полученные знания, активизировать самоконтроль, взаимоконтроль.
Развивающие:
развивать математическое мышление, развивать навыки коммуникативной культуры, развивать умения обучающихся четко, кратко излагать свои мысли, делать выводы, обобщения, анализировать;
Воспитательная:
воспитывать интерес к математике и к дисциплинам умственного труда.
Формирование общих компетенций (над которыми идет работа на учебном занятии)
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Формирование профессиональных компетенций (над которыми идет работа на учебном занятии)
Используемые образовательные технологии:
Объяснительно-иллюстративная
Информационно-коммуникационные технологии (testpad)
Игровые (найди пару, кроссворд)
Технология обучение в сотрудничестве (работа в паре, работа в группе)
Разноуровневое обучение (дифференцированный подход к обучающимся)
Материалы и оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска, мел, карточки с упражнениями.
Этапы учебного занятия
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 5 мин.
3. Изучение нового материала – 40 мин.
4. Закрепление материала – 35 мин.
5. Итоги урока – 3 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
Ход учебного занятия
1. Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности обучающихся к уроку.
В дальнейшем все задания выводятся на экран с компьютера.
- самостоятельность, способность к коллективной работе.
Определение темы задания с помощью кроссворда.
Озвучивание целей урока.
2. Актуализация опорных знаний
Что означает слово предел, функция, область определения функции
3. Изучение нового материала
Знакомство с теорией предела.
Предел функции в заданной точке— такая величина, к которой стремится рассматриваемая функция при стремлении её аргумента к данной точке.
Записывается предел следующим образом:
Рассмотрим различные графики функций и определим по ним предел функции:
Вычислим предел в точке (устно):
1). ;
2) ;
3). ;
З аметим, что предел числа равен самому числу. Если в некоторой точке области определения функции существует предел и этот предел равен значению функции в данной точке, то функция называется непрерывной (в данной точке).
Но при вычислении пределов зачастую появляются выражения, значение которых не определено. Такие выражения называют неопределённостями.
Основные виды неопределенностей:
Раскрытие неопределенностей
Для раскрытия неопределенностей 0/0 используют следующее:
упрощают выражение функции: раскладывают на множители, преобразовывают функцию с помощью формул сокращенного умножения, тригонометрических формул.
домножают на сопряженное, что позволяет в дальнейшем сократить и т.д., и т.п.;
используют свойства замечательных пределов
Для раскрытия неопределенностей ∞/∞ необходимо разделить числитель и знаменатель на старшую степень знаменателя
Для раскрытия неопределенностей I и II замечательных пределов использую свойства тригонометрических и степенных функций.
Если предел при раскрытии неопределенностей существует, то говорят, что функция сходится к указанному значению, если такого предела не существует, то говорят, что функция расходится.
Рассмотрим примеры нахождения разного типа пределов:
4. Закреплнние материала
Пример 1. Вычислите предел функции:
При прямой подстановке, получается неопределенность:
Разложим на множители числитель и знаменатель и вычислим предел.
Пример 2. Вычислите предел функции:
При прямой подстановке, получается неопределенность.
Помножим и числитель, и знаменатель на .
Учтем, что если число разделить на бесконечно большое число получится ноль. То есть предел Аналогично
Пример 3. Вычислите предел функции:
При прямой подстановке, получается неопределенность.
Помножим и числитель, и знаменатель на .
Мы учли, что
4. Самостоятельные упражнения
Вычислите пределы:
https://uchi.ru/b2t/teacher/check/3250313
5. Подведение итогов урока
Данный урок первый по теме: «Предел функции». На уроке рассмотрены способы нахождения пределов. Разобрано что такое неопределенность, как раскрывать неопределенности.
6. Домашнее задание
Домашнее задание раздается на карточках каждому ученику.
|
https://uchi.ru/homeworks/teacher/new?stage=jobs&s=1&p=5&t=199&c=22352