Урок «Предложения с обращениями»

4
0
Материал опубликован 3 October 2019

Учитель русского языка и литературы – Пятунина Е.В.

Тема урока: «Предложения с обращениями».

Цель: познакомить учащихся с особенностями лингвистического понятия «обращение».

Образовательные:

познакомить учащихся с понятием «обращение»;

рассмотреть способы его выражения, роль  в предложении;

научить находить обращения в предложении;

формировать навык постановки знаков препинания на письме при обращении;

обучать звательной интонации;

отличать обращения от подлежащих.

Развивающие:

развивать речь через обогащение словарного запаса при введении новых понятий;

развивать логическое мышление при анализе нового материала;

развивать умение делать выводы из наблюдений.

Воспитательные:

воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе;

воспитывать дисциплинированность, собранность, требовательность к себе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Оборудование:

мультимедийное оборудование,

раздаточный материал:

карта путешественника,

двусторонние карточки для обратной связи,

сундучок с монетками;

письмо.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент.

Приветствие.

Создание положительного психологического настроя (музыка, отрывок «У лукоморья…».


2

Вступительное слово учителя.

1. Беседа.









2. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний.





































Создание речевой (проблемной) ситуации.


Сегодня у нас необычный урок, у нас в гостях Кот ученый, он приглашает отправиться в путешествие. Ой, у Кота письмо! Давайте прочитаем! СЛАЙД 2 «Дорогие ребята! Сундучок за 3 печатями, вы сможете открыть, выполнив мои задания на разных станциях. Счастливого путешествия!»

Итак, каждый из вас получил карту путешественника, подпишите её и отправляемся в путешествие по станциям.

Станция 1 – «Находка». Задание: Угадайте тему урока, ответив на вопросы кроссворда.

(Вопросы кроссворда – сетка на СЛАЙД 3).

1. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы 
как? где? когда? зачем? почему?
3. Члены предложения, отвечающие на один и  тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
4. Главный член предложения, который  чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
5. Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
6. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы 
какой? чей?
7. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
8. Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, правила их построения.
9. Главный член предложения, отвечающий на вопросы 
кто? что?

Какое ключевое слово получилось?

Верно, теперь я объявлю тему урока: «Предложения с обращениями». СЛАЙД 4. Запишите её.


С первым задание справились.

Маша (Чуркина), подойди к доске и сними печать с первой станции!

- Ребята, почему именно Маша сняла печать?


- А как я обратилась к ней?


- А как по-другому можно было назвать Машу?

- Делаем вывод – что же такое обращение в научном смысле?

ВЫВОД: СЛАЙД 5 обращение – это слово или словосочетание, которое называет лицо, к которому обращена речь (на доске).

- Мы часто используем обращение в речи?

- Приведите свои примеры использования обращения в речи.

Названия станций на доске: (на словах – печать)

1-«Находка»

2- «Юный исследователь»

3-«Поиск»

4- «Всезнайка»

Работают фронтально


Задание читает ученик.




















ОБРАЩЕНИЕ

Записывают тему на подготовленном листе (весь урок работают на нем).



Потому что её попросили.

Назвали её по имени.

По фамилии.



Записывают понятие

на листе.

Да.

Примеры учащихся.

3

Определение цели и задач урока



Этап усвоения новых знаний.




На доске






Сегодня на уроке мы знакомимся с новым лингвистическим понятием. Давайте вернёмся к предложению «Маша, подойди к доске и сними печать с первой станции!». СЛАЙД 6. Подумайте, что мы должны узнать об обращении, чтобы грамотно его применять в устной речи и на письме?

(гипотезы учащихся)

- научиться находить обращение в предложении;

- ставить знаки препинания в предложении с обращением;

- правильно читать обращение в предложении;

Вы перечислили основные задачи, а также нам надо научиться:

- отличать обращение от подлежащего и определять его синтаксическую роль.

Цель и задачи - на доске.














































Продолжаем наше путешествие, следующая станция 2 – «Юный исследователь».

- Здесь мы будем изучать предложения с обращением и возьмем примеры из сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Предложение с обращением

К кому обращаемся

Какая интонация

Место в предложении

Пунктуация

Что, батька, так рано поднялся?

к человеку

звательная

в середине

,

Ветер, ветер! Ты могуч.

к природе

звательная

в начале

, !

Свет мой, зеркальце, скажи.

к предмету

звательная

в середине

,

Бог с тобою, золотая рыбка!

к животному

звательная

в конце

, !

Что узнали об обращении

к человеку, природе, предмету, животному

звательная

в начале, середине и в конце

, !


- Рассмотрим первое предложение «Что, батька, так рано поднялся?». К кому обращаемся в этом предложении?

- С какой интонацией обращаемся к батьке?

- А какие признаки у этой интонации?



- Какое место в предложении занимает слово «батька»?



- При помощи каких знаков препинания пауза и звательная интонация выделяется на письме?

- Что мы выяснили, разобрав первое предложение?

- А теперь вы самостоятельно проведёте исследовательскую работу.





- Проверяем: итог по колонкам, затем выразительное чтение предложений.

- Сейчас мы с вами отдохнём и проведём небольшую физкультминутку.

Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.

(А. Косоговский "Обращение").



Заполняют таблицу по мере разбора материала
















К человеку, к батьке.


Со звательной.

Пауза, акцентирование, выделение голосом.

Находится в середине предложения.

При помощи запятых.

Перечисляют.

2 предл. – 1 колонка,

3 предл. – 2 колонка,

4 предл. – 3 колонка.



















Продолжаем путешествие.

(карта путешественника).

Посмотрите на предложения:

Пристают к заставе гости,

Чем вы, гости, торг ведете?

- Подчеркните грамматическую основу в первом предложении.

- Что такое подлежащее?






- О ком идёт речь?

- Как вы думаете, о ком идёт речь во втором предложении?


- А какое действие выполняют?

- А зачем нужно слово «гости»? Поставьте вопрос к этому слову.

- Как мы подчеркнём его в предложении?

- Значит, слово «гости» не является членом предложения.

- Попробуйте теперь проделать такую же работу самостоятельно.

Выполните задание по колонкам (карта путешественника). Найдите грамматическую основу и укажите обращение.

1) Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

2) Зачем ты, Балда, к нам залез?

3) Полно, мужичок, мы вышлем тебе весь оброк.

Вывод: обращение не является членом предложения.

Задание выполнили, снимаю вторую печать.






Пристают гости.


Это главный член предложения (обозначает предмет или лицо) в И.П., отвечает на вопросы кто? что?

О гостях.

Подлежащим является местоимение «вы».

Ведут.



4

Этап первичного закрепления  новых знаний.

 – И, наконец, 3 задание на станции «Поиск».

«Задание. Найдите  обращения, которые спрятались в предложениях». Задание выполняется по вариантам (1 – выписать номера предложений с обращением, 2 – без обращений).

К утру мороз крепчал.

Чего тебе надобно старче?

Не губи меня девица!

Здравствуй князь ты мой прекрасный!

Старик ловил неводом рыбу.

Контроль: сигнальные карточки (красный цвет- нет обращения, зеленый цвет- есть обращение) + 1 ученик выходит к интерактивной доске выразительно читает предложения и ставит запятые.

- Зачем вы выполняли это задание?



Молодцы! Выполнили задание, снимаем последнюю печать!

Работают в паре




Прочитать выразительно предложения.







Чтобы видеть обращения в тексте.


Выводы по уроку

Подводя итоги, обратимся к доске, где указаны цели и задачи урока.

- С каким новым лингвистическим понятием познакомились сегодня на уроке?

- Какую информацию о нём получили?

- научились находить обращение в предложении;

- узнали как ставить знаки препинания в предложении с обращением;

- узнали как правильно читать обращение в предложении;

- научились отличать обращение от подлежащего и определять его синтаксическую роль.

Фронтальная работа.

С обращением.


Обращаемся к итогу в таблице станции «Юный исследователь».

5

Этап подведения итогов урока.

- Наш урок подошёл к концу. Спасибо вам, ребята, за активность на уроке, мне было приятно и комфортно работать с вами. Я попрошу вас оценить свою работу на уроке в карте путешественника.

- Теперь мы можем открыть посылку!

- Ребята, да это же целая сокровищница! На память о нашем уроке каждый возьмет себе по монетке. Помните, ребята, что русский язык – это настоящая сокровищница, а открывается она  наблюдательным и любознательным людям, таким, как вы!





6

Комментирование домашнего задания.

п.22, № 309.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.