Урок русского языка в 8 классе по теме «Предложения с обращениями»
Русский язык
8 класс
Учитель высшей категории МАОУ «Гимназия № 1» г. Перми Бажина Марина Анатольевна
Тема: Предложения с обращениями.
Цели урока:
Обучающие: обобщение и углубление знаний учащихся по теме урока; ознакомление учащихся с различными способами выражения обращений; формирование у школьников умений находить обращения в предложениях, употреблять их с учётом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания, пользоваться различными видами обращений в собственных устных и письменных высказываниях.
Развивающие: обучение умению ставить цель, проникать в сущность изучаемого явления, делать выводы, заключения с проявлением собственного отношения к фактам; развитие умения содержательно высказывать свои мысли, самостоятельно решать творческие задачи; овладение способами построения устной и письменной речи в зависимости от учебных целей; формирование у учащихся ключевых компетенций (языковой, коммуникативной, познавательной ).
Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, бережного отношения к слову; воспитание основ культуры речи; воспитание чувства ответственности, коллективизма при выполнении заданий в различных формах учебной деятельности.
Оборудование: карточки для парной, групповой работы на уроке, компьютер.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД | ||||||||||||||||||||||||
1. Организа-ционный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. | | ||||||||||||||||||||||||
2. Этап актуа-лизации имеющихся знаний и способов деятельнос-ти. | Лингвистическая разминка. На доске записаны предложения: Осенний ветер ласково теребил золотистые косы берез. Повей, повей, ветер, из чистого поля. Ветер осенний в лесах поднимается, шумно на пашню идет. Задание: сравните предложения, записанные на доске. Найдите «третье» лишнее. Примерные ответы учащихся: Лишним может быть 1 предложение. Оно ничем не осложнено, 2 и 3 предложения - осложненные. Лишним может быть 2 предложение. Оно побудительное, остальные – повествовательные. Лишним может быть 2 предложение. Оно односоставное, определённо-личное, другие – двусоставные. Беседа с учащимися: Чем еще интересны эти предложения для сопоставления? Назовите, на ваш взгляд, самое яркое, образное предложение. Обоснуйте свой выбор. В какой роли выступает слово «ветер» в данных предложениях? Запишите 2 и 3 предложения. Сравните их. Как отличить подлежащее от обращения? Что вам известно об обращении? (Обобщение изученного материала). | Логические УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков (существен-ных и несуществен-ных); - выбор оснований и критериев для сравнения, классифика-ции объектов. | ||||||||||||||||||||||||
3. Этап целе-полагания. | Учитель: Казалось бы, мы уже в достаточной степени изучили обращение. Как вам кажется, ребята, что нам еще предстоит изучить, на что обратить особое внимание? Учащиеся формулируют цели урока. Дополнения учителя. - Что для этого необходимо сделать? | Регулятив-ные УУД: формулиро- вание цели урока. | ||||||||||||||||||||||||
4. Этап планирова-ния действий и отбора средств. 5. Этап первоначальной отработки способов действия. | 1. Этимологическая страничка. Обращение. Происхождение термина. Звательный падеж. Самостоятельная работа ученика с дополнительными источниками информации. (Индивидуальное опережающее задание). Дополнения учителя. 2. Способы выражения обращений (новый учебный материал). А) Учитель: Чем, как вы думаете, могут быть выражены обращения? Приведите примеры. Б) Далее учитель сообщает, что на уроке учащиеся познакомятся с различными способами выражения обращений. Задание: проанализируйте данные предложения. Определите способы выражения обращений. На основании ваших выводов составьте таблицу «Способы выражения обращений». Самостоятельная работа учащихся в группах.
В) Проверка выполненной работы. Чем могут быть выражены обращения? (Обращения могут быть выражены собственными или нарица-тельными существительными или сочетанием существительного с прилагательным или причастием, повторяющимися существительными, соединенными повторяющимися союзами, личными местоимениями. Обращения могут включать в свой состав определения, приложения). Далее учитель предлагает свой вариант заполнения таблицы. Учащиеся сверяют записи, корректируют их при необходимости. Примерный вариант таблицы:
Что нового вы узнали об обращении? В каких стилях речи чаще используются обращения? (Они могут быть распространенными и нераспространенными, могут находиться в любой части предложения, употребляться в художественном и разговорном стилях речи). 3. Закрепление знаний учащихся о риторическом обращении как фигуре речи. Перечитайте первые три предложения из таблицы. Что общего у всех этих обращений? Чем они выражены? (Отвлеченными существительными) Какова их роль в предложении? (Повышают образность, эмоциональность речи). Учитель сообщает, что такие обращения называются риторическими). 4. Междометия и модальные частицы при обращении. А) Сопоставление предложений (используется компьютер): О Русь, тебя люблю, тебе я верю! О, дети, что вы так расшумелись. Беседа с учащимися: Чем интересны эти предложения для сопоставления? Укажите предложение с риторическим обращением. В каком предложении при обращении имеется частица о, в каком - междометие о (в значении ах). В каком случае ставится запятая? Обоснуйте свой выбор. Учащиеся самостоятельно делают выводы. Б) Цифровой диктант. Учитель читает предложения. Ученики ставят около номера предложения знак -, если в предложении имеется частица о, знак +, если в предложении имеется междометие о (в значении ах). О первый ландыш, из-под снега ты просишь ласковых лучей. О, внучек, как я тебе рада! О, Даша, посмотри, как здесь красиво! О Волга, колыбель моя! О Русь! В тоске изнемогая, тебе слагаю гимны я. Взаимопроверка по ключу (используется компьютер): 1 – 2 + 3 + 4 – 5 – | Познаватель-ные УУД: - поиск и выделение необходимой информации; - извлечение необходимой информации из текста. Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблемы; - продуктивное взаимодейст-вие со сверстниками. Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; - коррекция: внесение необходимых дополнений в случае расхождений. Логические УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков. | ||||||||||||||||||||||||
6. Углубление первоначаль-ных знаний | 1. Задания на выбор. Задание: выберите самостоятельно то упражнение, которое, по-вашему, поможет вам отработать практические навыки по теме сегодняшнего урока. I задание Запишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Укажите обращения и способ их выражения. Озарися дол тума(н,нн)ый; || Расступися мрак густой; || Где найду и (з,с) ход жела(н,нн)ый? О природа святая великая природа || Каким бл(а,о)женством и в(а,о)сторгом переп(о,а)лняешь ты взволнова(н,нн)ую грудь мою! Ручей виющийся по светлому песку || Как тихая твоя г(а,о)рмония приятна! II задание Выделите основы. Измените предложения, придав им противоположный смысл, таким образом, чтобы подлежащее стало обращением. Запишите пары предложений. Графически выделите подлежащие и обращения. Расставьте знаки препинания. Кошка даже не посмела протянуть к нему лапу. Хищные звери всегда нападают на того, кто их боится. Император не отпускал Гулливера домой. III задание Запишите отрывок из басни И.А. Крылова, расставляя знаки препинания. Отметьте обращения. (Текст дан без знаков препинания): Как милый петушок поешь ты громко важно! А ты кукушечка мой свет Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет! А ты красавица, боюсь, Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь Чтоб начала ты снова. Самопроверка по карточкам – ключам разного цвета (в зависимости от выбранного задания). | Регулятивные УУД: - оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. | ||||||||||||||||||||||||
| 2. Сфера использования обращений. В каких стилях речи могут быть использованы предложения с обращениями? В каких жанрах могут быть использованы предложения с обращениями? 1) Эпистолярный жанр. А) Слово учителя: Письма в нашей жизни занимают важное месте. Владение языком предполагает умение писать письма. Нам следует учиться писать послания, как это делали поэты, писатели, люди старшего поколения. Сколько души вкладывали они в каждую строчку! Их письма – это память о таланте мастеров эпистолярного жанра. Обратимся к письмам А.С. Пушкина. Б) Самостоятельная работа учащихся в парах. Задание: прочитайте выдержки из писем А.С. Пушкина. 1.Замечания твои, моя радость, о поэме очень справедливы и слишком снисходительны. 2. Милый мой друг, я в Болдине со вчерашнего дня. 3. Примите, сударыня, уверения в моём глубочайшем уважении и неизменной привязанности.4. Прекрасная, добрейшая княгиня Вера, душа прелестная и великодушная! Не стану благодарить Вас за ваше письмо…5.Милостивая Государыня Александра Осиповна! Крайне сожалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше приглашение. 6. Генерал! Письмо, коим вы меня почтили, причинило мне истинное огорчение. Теперь прочитайте предложения без обращений. Как изменились их интонация и смысл? Распределите предложения на 2 группы: с официальными и неофициальными обращениями. Как зависит обращение от адресата и характера сообщения? Как обращения характеризуют автора писем? В) Проверка выполненной работы. Выводы: обращение служит средством оценки и адресата, и адресанта. (Обратить внимание учащихся на паронимы). 2). «Проба пера». А) Слово учителя: - А теперь попробуем сочинить начало письма к… Б) Самостоятельная работа учащихся. В) Проверка выполненной работы. | Коммуника-тивные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуника-ции. | ||||||||||||||||||||||||
7. Рефлексия. | Беседа с учащимися: Что на уроке было главным? Интересным? Полезным? На что следует обратить особое внимание? Каким должно быть домашнее задание, чтобы можно было качественно закрепить изученный материал? | Логические УУД: - умение выделять главное в изученном материале. | ||||||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание. | Оформить страничку справочника по теме урока. Задание на выбор: Дописать письмо. Упр. №454 Упр. №447 Упр. №449 | Регулятив-ные УУД: - волевая саморегуля-ция как способность к мобилизации сил и энергии. |
Ирина Владимировна Казарцева