Проект урока ТРО русского языка в 5 классе на тему «Предложения с обращениями»

4
0
Материал опубликован 26 September 2019 в группе

Научно-практическая интернет-конференция

 «Инновационные формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов»

 

Секция: «Применение современных педагогических технологий в работе с учащимися ОВЗ и детьми-инвалидами

 

Тема: «Проект урока ТРО русского языка в 5 классе на тему «Предложения с обращениями»»

 

 

Автор: Строганова Людмила Владимировна

Учитель ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино Пронинский филиал

 

 

2019 год

 

Паспорт урока русского языка в 5 классе

 

Тема урока:

Предложения с обращениями

Учитель

Строганова Людмила Владимировна

Образовательная цель

Формирование языковой культуры личности, развитие теоритического мышления пятиклассников на основе осмысления отличительных особенностей предложений с обращениями

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: ценностно-смысловое отношение к себе, окружающему миру

ЛР-2: устойчивая познавательная активность

ПУД-1: умение определять понятия

ПУД-2: умение создавать обобщения, устанавливать аналогии

ПУД-3: умение сравнивать и классифицировать на основе самостоятельного выбора основания и критериев классификации

ПУД-4: умение устанавливать причинно-следственные связи

ПУД:-5: умение строить логические рассуждения, делать умозаключения и выводы

КУД-1: выполняет задание в сотрудничестве с одноклассником

РУД-1: на основе анализа своего знания и незнания формулирует цель и учебные задачи урока

РУД-2: проводит рефлексию и самооценку своей деятельности на уроке

РУД-3: планирует предстоящую деятельность

ПР-1: даёт определение понятия (название)

ПР-2: называет, описывает, определяет, объясняет

Программные требования к образовательным результатам раздела «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

 

 

Ученик научится: находить обращения в предложении, отличать обращение от подлежащего, понимать роль обращений в предложении, в речи

Ученик получит возможность научиться: распознавать обращения с опорой на звательную интонацию, применять пунктуационные правила в предложениях с обращениями

Программное содержание

Обращение, знаки препинания при обращении

 

Мировоззренческая идея

Речевая культура

 

Ценностно-смысловые ориентиры

Человек. Общение. Культура

План изучения учебного материала

1. Понятие

2. Моделирование

3. Исследовательский метод

Основные понятия

Обращение, звательная интонация, место в предложении, часть речи, член предложения, знаки препинания

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок-исследование

Образовательная технология

Организация целенаправленной учебно-познавательной деятельности

Оснащение урока

Мультимедийная презентация, раздаточный материал

Мизансцена урока

Традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

-

Домашнее задание

Традиционно




Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих

 

Стоя, дежурный, учебник, тетрадь, дневник, ручка
Слайд №1,2

 

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.)

Практическая работа. Задание:
- Прочитайте предложения на слайде.
Во время еды не клади локти на стол.
Андрей, никогда не разговаривай с набитым ртом.

Вводная беседа:

- В каком из них понятно, к кому обращаются с речью?
- Благодаря какому слову?

- Такие слова называются обращениями.

- Что мы должны узнать на уроке?

- Чему мы должны научиться?
-
Давайте попытаемся сформулировать, что же такое обращение.
Практическая работа. Задание:

- Прочитайте определение обращения в учебниках.

Проверка
- Верно ли мы сформулировали определение понятия?
- Что есть в определении, чего мы не назвали?

- Для чего нам нужны обращения?
- От чего зависит разница обращения одного человека от другого?
- Как можно сформулировать главный вопрос урока?
Главный вопрос урока:
- Для чего нужны обращения в жизни?
Проверка

Слайд №3
1 ученик



Фронтально

Слайд №4






Самостоятельно

Фронтально




 

 


Слайд №5
Фронтально
Устно фронтально

ЛР-2




ПУД-1








ПУД-2





ЛР-1



РУД-1

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

1. Понятие «обращение».
- Прочитайте строки из произведений.
- Выпишите в тетрадь слова, которые являются обращением.

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?



Чего тебе надобно, старче?

Здравствуй, сестрица, что ты кушаешь?

- Из каких сказок взяты эти строки?
- Кто их автор?
Проверка

- Какой частью речи являются обращения?
- Какое место занимает обращение в предложении?
- Сколько слов содержится в обращении?
- Что мы ещё узнали?
Вывод, обобщение: обращение чаще всего выражается именем существительным, может стоять в начале, в середине, в конце предложения, состоят из слова или сочетания слов.
2. Пункт плана изучения нового материала
Моделирование. Задание:

- Прочитайте предложения.
- С какой интонацией вы произнесли обращения?
- Обведите кружком номера предложений с обращением.
- Расставьте знаки препинания в предложениях с обращением.
Для детей с ОВЗ
1. Колобок я тебя съем!

2. Уходи волк!

3. Здравствуй сестрица что ты кушаешь?

Для остальных
1. Колобок я тебя съем!

2. Здравствуй князь ты мой прекрасный!

3. Здравствуй сестрица что ты кушаешь?

4. А вы друзья как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.
Проверка
- Для чего мы выполняли это задание?
Вывод, обобщение: обращение произносится со звательной интонацией, на письме выделяется запятыми и восклицательным знаком.
Физминутка
3. Пункт плана изучения нового материала
Исследовательский метод. Задание:

Проблема:
- С чем можно спутать обращение?
Исследовательское задание:
- Подчеркните подлежащее в предложениях.

Для детей с ОВЗ
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

Муравьи живут в муравейниках.

Для остальных
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

Муравьи - санитары леса.
Проверка

- В каком предложении у вас возникло сомнение? Почему?
Вывод, обобщение: подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения.

 

Устно самостоятельно

Письменно в тетрадях

Слайд №6

 



Устно фронтально

 



 

 

 



 

Слайд №7
Устно 2-3 ученика


 

 

Раздаточный материал

Письменно индивидуально
 










 

Слайд №8
Устно фронтально

Слайд №9

Слайд №10

Устно фронтально


Раздаточный материал




 

Устно фронтально


















Слайд №11

 


ЛР-2
ПР-1


















ПУД-2





ПУД-3

















ПУД-5




РУД-2

























ПУД-5

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Практическая работа. Задание:
Для детей с ОВЗ
- Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Для остальных
- Запишите предложения, заменив подлежащее обращением.
Взаимопроверка

- Как справились с заданием? Какие знания помогли справиться с заданием?

Задание:

- Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией лицо или предмет (явление природы), к которому мы обращаемся.

 

 

Раздаточный материал

Письменно в тетрадях








Устно фронтально
 

ПУД-3
ПУД-5








ПУД-3
ПУД-4

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Рефлексия деятельности:
- Какой был главный вопрос урока? Почему он возник?

Над чем необходимо особенно поработать дома и на следующем уроке?

- Какую отметку (оценку) за урок вы бы себе поставили, почему?
Домашнее задание:(детям с ОВЗ один номер на выбор)
1. Составить и записать 4 предложения с обращениями
2. Выписать предложения с обращениями из сказки Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

 

Фронтально






Слайд №12





Слайд №13
 

РУД-2

 

Приложение 2

Раздаточные материалы

Список используемой литературы:
Рабочая программа «Русский язык». Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы». Москва, «Просвещение», 2017г.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016-17

Комментарии
Комментариев пока нет.