Урок-презентация в формате лабораторной работы в 8 классе «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
Пояснительная записка к презентации
Урок- презентация
Лабораторная работа
«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Цель урока: продолжить работу над формированием понятия об электрическом сопротивлении проводника;формирование умения составления электрических схем и косвенного измерения сопротивления.
Планируемые личностные результаты
осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о способах измерения сопротивления проводника и практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования зависимости сопротивления проводника от силы тока и напряжения,развивать уважительное отношение друг к другу и учителю.
Планируемые метапредметные результаты:
овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний при измерении сопротивления прводника, постановки цели,планирования и оценки результатов своей деятельностипри измерении сопротивления проводника, предвидеть возможные результаты своих действий,развивать монологическуюи диалогическую речь,освоить приемы действий в нестандартных ситуациях,сформировать умения работать в паре.
Планируемые предметные результаты:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперимент по определению зависимости сопротивления от силы тока и напряжения (измерять силу тока,напряжение,рассчитывать сопротивление),обрабатывать результаты измерений, представлять их в виде таблицы, объяснять полученные результаты и делать выводы, применять полученные знания о сопротивлении в быту
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Ход урока
1. Организационный момент.
Девизом нашего урока сегодня будут слова А.С. Пушкина :
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
1.УСТНЫЙ ОПРОС
1. Ответьте на вопросы
а) Электрический ток. Сила ток
- что называется;
- причины возникновения;
- какой буквой обозначается;
- в каких единицах измеряется;
- каким прибором измеряется (продемонстрировать);
- как определить цену деления прибора;
- как этот прибор включается в электрическую цепь;
б) Напряжение
- чем характеризуется;
- причины возникновения;
- какой буквой обозначается;
- в каких единицах измеряется;
- каким прибором измеряется (продемонстрировать);
- как определить цену деления прибора;
- как этот прибор включается в электрическую цепь;
в) Сопротивление
- причины возникновения;
- от каких величин зависит величина сопротивления;
- какой буквой обозначается;
- в каких единицах измеряется;
- прибор для исследования сопротивления (продемонстрировать;
- как этот прибор включается в электрическую цепь;
2. Установим соответствие между величинами , единицами измерения и формулами
а)____________________________________________
Сила тока R
Напряжение I
Сопротивление U
_____________________________________________
U Ампер
I Ом
R Вольт
_________________________________________________
Закон Ома I=R/U
I=U/R
I=U*R
3. Кроме названных единиц измерения существуют ещё единицы кратные им с приставками МИЛЛИ, КИЛО, МИКРО, МЕГА. Произведите перевод единиц измерения
Выразите в вольтах напряжение, равное:2 кВ, 52 мВ, 0,26 кВ
Выразите в амперах силу тока, равную 41кА, 600 мА, 8 мкА
4. Решите задачи (устно)
1.Найдите сопротивление спирали, сила тока в которой 0,5 А, а напряжение на её концах 120 В. (240 Ом)
2.Сопротивление проводника 70 Ом, сила тока в нем 6 мА. Каково напряжение на его концах ( 0,42 В)
Теперь вы получаете листы с заданием, в котором должны ответить на вопросы и оценить себя, как вы ответили.
3. Актуализация знаний
- сформулируйте закон Ома.
- как найти сопротивление проводника?
-от чего зависит о от чего не зависит сопротивление проводника?
(Возможные предположения:…..)
- как выяснить, зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нём и от напряжения на его концах? (Нужно проверить экспериментально. Провести лабораторную работу)
- сформулируйте тему урока.
Итак, тема нашего урока «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
- сформулируйте цели урока
Цель: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нём и от напряжения на его концах.
4. Выполнение лабораторной работы
Правила техники безопасности.
Ученик во время работы должен:
- быть внимательным, дисциплинированным, осторожным,точно выполнять указания учителя;
- перед включением тока пригласить учителя;
- не допускать «зашкаливания» приборов;
- включать установку лишь для измерений, наблюдений, а после этого отключить её;
- для включения и выключения тока в цепи использовать только выключатели;
- без проверки учителем электрической цепи, ток не включать.
Физкультминутка(Потянитесь, покрутите головой, повернитесь к соседу, улыбнитесь, повернитесь в другую сторону- улыбнитесь)
Этапы самостоятельной деятельности учащихся при выполнении лабораторной работы:
1.Собрать цепь, последовательно соединив источник питания, амперметр, спираль, реостат, ключ. Начертите схему этой цепи
2. Измерить силу тока в цепи.
3. К концам исследуемого проводника присоединить вольтметр и измерить напряжение на его концах.
4. С помощью реостата изменить сопротивление в цепи и снова измерить силу тока и напряжение на исследуемом проводнике.
5. Используя закон Ома, вычислить сопротивление проводника по данным каждого опыта. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу
Проводник |
№ опыта |
Сила тока I, A |
Напряжение U, B |
Сопротивление R, Oм |
1 |
||||
2 |
В конце работы сделать вывод.( убедиться, что сопротивление проводника не зависит от силы тока и напряжения).
5. Задание на дом.
Составьте и решите 2-3 задачи по теме «Закон Ома»
6. Подведение итогов занятия и рефлексия
А теперь поставьте себя на нужную ступень на «Лестнице успеха»(прикрепите стикеры на нужную ступень)
могу научить
другого
понимаю и могу
применит знаю и понимаю
не знаю
Лист опроса _____________________________( фамилия ,имя)
Я знаю |
Критерии |
|
Определение электрических величин |
Сила тока- Напряжение- Сопротивление- |
Уверенно Неуверенно Затрудняюсь |
Обозначение и единицу измерения электрических величин |
Сила тока: Напряжение: Сопротивление: |
Уверенно Неуверенно Затрудняюсь |
Прибор для измерения |
Сила тока: Напряжение: Сопротивление : |
Уверенно Неуверенно Затрудняюсь |
Формулу, связывающую электрические величины |
Закон Ома |
Уверенно Неуверенно Затрудняюсь |
Я умею |
||
Решать задачи на закон Ома и переводить единицы измерения в СИ |
Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки до ладони другой, если при напряжении 200 В по нему течет ток силой 2мА? |
Уверенно Неуверенно Затрудняюсь
|
Фамилия Имя ____________________________________________
Лабораторная работа
Название:
Цель-
Приборы и материалы:
Выполнение:
1.Электрическая схема
2.
Проводник |
№ опыта |
Сила тока I, A |
Напряжение U, B |
Сопротивление R, Oм |
1 |
||||
2 |
Расчеты:
3. Вывод: