12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Светлана168
Россия, Иркутская обл., Усть-Кут

Николаева Светлана Анатольевна.

Класс: 7

Тема: Прямое и переносное значение слова.

Цель: создание условий для закрепления умения применять в речи слова с переносным значением

Задачи:

-продолжить знакомство с понятием «прямое и переносное значение слова»; формировать умение различать прямое и переносное значение слова, умение употреблять в речи слова с переносным значением.

- способствовать развитию мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

-прививать интерес к изучению русской литературы ,любовь к близким людям.

Тип урока: повторение и закрепление.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятие «прямое и переносное значение слов», отражение в толковом словаре переносного значения слова, роль слов с переносным значением в художественных произведениях. Уметь находить и употреблять слова с переносным значением в своей речи.

Метапредметные: систематизация материала, самостоятельный поиск информации.

Личностные: роль и значение родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей учащихся.

Раздаточный материал и необходимое оборудование: учебник, толковые словари, презентация, видео, карта урока.

Ход урока:

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Действия учащихся

1.Организационный момент

 

Мотивация

 

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поработаем в паре. Записывать ответы вы будете в карту урока.!!!(смотри в конце разработки)

-А сейчас давайте посмотрим , как вы настроились на учебу.

-Похлопайте те, кто проснулся.

-Похлопайте те, кто к учебе прикоснулся.

-Похлопайте те, кто готов творить .

-Молодцы. Запишите число, а тему и задачи урока запишем позже.

Учащиеся хлопают в ладоши.

2.Актуализация знаний

 

-Ребята, а теперь я познакомлю вас с капитаном Крабом. Послушайте его песенку и скажите, о чем поет Краб?(Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Капитан Краб. Лексикон»)

-Значит, лексикон-это словарный запас человека. А какой раздел русского языка изучает слово и его значение?

-Правильно .А теперь давайте вспомним то, что изучали по лексике. А для этого поиграем в игру «Согласен-не согласен» .Я буду читать утверждения, а вы поднимаете руку, если согласны, если не согласен, то не поднимаем.

1.Наука, изучающая словарный состав языка, называется лексикология.

2.Словарь, по которому определяется лексическое значение слова называется этимологический.

3.Синонимы- это слова одной части речи противоположные по смыслу.

4.Прямое значение прямо указывает на предмет, действие, явление.

5.Слово, имеющее одно лексическое значение называется однозначным.

6. Переносит прямое значение слова на другой предмет- это переносное значение.

7. Слово-основная единица языка, которая служит для наименования предметов, качеств.

-Молодцы. Вот мы и вспомнили то, что входит в этот раздел. Мы все время говорим «Слово», «Слова», «Слов». Вот давайте составим синквейн «Слово».

 

 

Краб поет о лексиконе.

Лексика

 

 

 

 

 

Дети поднимают руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа на доске. Записывают, выходя по одному.

 

3. Формулировка темы,задач.

-Ребята, послушайте внимательно отрывки из стихотворений и скажите, какое слово встреч-

ется в них.(презентация)/data/files/k1605762506.pptx (Прямое и переносное)

-А одинаковое ли значение у этого слова. Что означает в 1 отрывке?

-Во 2-м отрывке?

-Что это означает

-Давайте посмотрим в словаре ,правильно ли мы ответили?

-Значит ,как мы с вами сформулируем тему урока?

- Исходя из темы, какие задачи будем решать?

 

-Золотой

-сделан из золота

-похожий на цвет золота.

1-прямое значение

2-переносное.

-Прямое и переносное значение слова.

 

4. Повторение изученного

 

 

-Получается, что слова бывают в прямом и переносном смысле.

-Прямое значение-это…

-Переносное-это…

 

5. Закрепление.

-А теперь давайте поработаем над стихотворением «Золотая мама».(напечатано в карте урока).Выполним задания.

Работают в карте.В паре.

6.Физкультминутка

 

 

-Но пока мы трудились, нас кто-то заждался. Да, это капитан Краб ,и он всех приглашает на разминку.(Капитан Краб «Физминутка»)

Двигаются под музыку, повторяя движения

Закрепление.

-Замечательно отдохнули. Размяли косточки, встрепенулись .Вы должны расти здоровыми, чтобы помогать маме..

-Скажите , какой праздник мы отмечаем в ноябре?

-Ребята, а добрые слова мы должны говорить маме только в праздник? Почему?

 

-Правильно. У мамы сердце золотое. Она любит нас такими, какие мы есть .И мы отметили, что это словосочетание в переносном значении .Перенос названия с одного предмета, явления или действия на другой умело используют писатели и поэты для создания образности художественного произведения .Образность языка помогает автору усилить воздействие на читателя. Посмотрите на картины Поленова и Левитана «Золотая осень». В названии картин есть слово «золотая». Скажите, в каком значении дано это слово?

 

-А теперь напишите сочинение- миниатюру на тему «Золотая осень»

(Проверяем работы).

-Молодцы! Мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итоги, запишем домашнее задание.

«Продолжи фразу»(карта).

 

 

Праздник «День Матери»

Добрые слова надо говорить маме каждый день.

 

 

 

 

 

 

 

-похожий на цвет золота

 

 

7.Рефлексия.

 

 

«Рисуем настроение»

-Мне с вами было интересно, и я хочу, чтобы вы тоже выразили свое настроение. Для этого раскрасьте цветик-семицветик.(в карте)

Раскрашивают.

 

8. Домашнее задание.

 

 

 

Дом.зад.: упр.75, либо выполнить задание в карте.

 

Спасибо за урок!

 

!!!Ученику выдается карта урока.

Технологическая карта урока

Ф.И.

Дата:

Тема: ………………………………………………………………………………………………

Задачи: …………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

1 .Составить синквейн « Слово».

2 .Прочитайте стихотворение «Золотая мама», выполните задания.

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет: Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

1.Почему дочь не поняла отца?

2 Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего?

3. Сколько раз встречается это слово в тексте?

4.Выпишите словосочетания со словом золотой. Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.

5.Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово?

6.С какими из значений мы встретились в стихотворении « Золотая мама».?

 3.Сочинение-миниатюра(3-5 предложений) «Золотая осень»

4.Продолжите фразу:

Сегодня я узнал(а), …

Я задумался(ась) о том, что …

У меня особенно получилосьt1605760804ab.gif

 

 

5.Оцените свою работу:

На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)

Я думаю, что мог бы работать

За работу на уроке я ставлю себе оценку

6.Домашнее задание.1.Упр.75

2.Составьте словосочетания с данными словами в прямом и переносном смысле.

Железный, румяный. кудрявый, сладкий, колючий.

7. «Рисуем настроение»

Раскрась цветик-семицветик: красный цвет - все понял(а),было интересно;

желтый-остались вопросы; белый-не понял(а).


 

t1605760804ac.png


 


 

     


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.