Урок – путешествие «Математическое путешествие на Соловецкие острова»
Урок – путешествие:
«Математическое путешествие на Соловецкие острова».
Автор: Чухломина Елена Ивановна, учитель математики высшей категории, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7», г. КотласОписание материала: Предлагаю методическую разработку урока математики в 5 классе по теме «Площадь. Площадь прямоугольника»; учебник Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М. С. Якир.- 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017.-304 с.: ил. Разработка урока предназначена для учителей математики. Урок в игровой форме помогает развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету, воспитывает интерес к родному краю. Позволяет эффективно закрепить познавательные и знаково-символические универсальные учебные действия учащихся по решению задач на периметр, площадь прямоугольника и квадрата, применить на практике в новых условиях. А главное, связать математику с региональным компонентом. Все задачи составлены на реальных фактах интернет - ресурсов и литературе по теме Соловецкие острова. Очень много нового и полезного можно почерпнуть как учителю, так и ученику, связывая математику с достопримечательностями родного края. Данная разработка показывает практическое применение ЗУН по математике в жизненных ситуациях.
Урок математики в 5 классе
Технологическая карта урока
Тема: «Математическое путешествие на Соловецкие острова».
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок – путешествие. (Урок с элементами фронтальной, индивидуальной работы, работы в парах)
Цель урока: усвоение деятельности, направленной на комплексное применение познавательных универсальных учебных действий по теме «Площадь прямоугольника» в новых условиях.
Задачи:
Образовательные задачи:
- рефлексия способов и условий действия при решении задач по теме «Площадь прямоугольника» в новых условиях.
Развивающие задачи:
- развивать мышление (обучение анализу, выделению главного, обобщению и систематизации, доказательству и опровержению, постановке и разрешению проблем);
- развивать умение работать самостоятельно, работать в парах;
- развивать навык самооценивания и взаимооценивания.
Воспитательные задачи:
- расширить знания учеников о своём крае, достопримечательностях Архангельской области;
- развивать чувство любви к своей малой Родине;
- воспитывать аккуратность, точность и внимательность при решении;
- формировать положительное отношение к предмету, интерес к знаниям.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, доброжелательного и уважительного отношения к одноклассникам; умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Метапредметные результаты.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь учителя и одноклассников, умение вступать в диалог, планировать учебное сотрудничество, умение работать в парах.
Регулятивные УУД: умение планировать своё действие и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (контроль, коррекция, оценка), высказывать своё предположение, умение определять цели урока с помощью учителя, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); рефлексия способов и условий действия.
Предметные результаты: учащийся научится выражать площадь фигуры в разных единицах измерения площади, применять формулы площади и периметра прямоугольника и квадрата.
Основные понятия: площадь, единицы измерения площади, формулы площади и периметра прямоугольника и квадрата.
Оборудование: доска, проектор, компьютерная презентация, дидактические материалы (карточки с заданиями), иллюстрации, словарь слов, раздаточный материал для рефлексии и оценивания.
Технология обучения: Технология деятельностного обучения, ИКТ.
Источники и интернет ресурсы:
Архангельское областное Собрание депутатов. Наша Архангельская область. Фотокнига к 75-летию региона, Архангельск, 2012 г.
Богуславский Г.А. Острова Соловецкие. [3-е изд.] Архангельск, Сев.- Зап. кн. изд-во, 1978. 173 с. С ил.
Н.П. Рыбаков, А.С. Глущенко. Архангельская область. Фотоальбом. Москва «Советская Россия», 1984 г.
Комплект из 15 цветных открыток. Государственный Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Серия «Заповедники СССР», «Планета». Москва, 1986.
Интернет:
Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Соловецкие_острова
Соловки - Соловецкий монастырь http://solovki-monastyr.ru
МО "Сельское поселение Соловецкое" http://www.primadm.ru/mop/solovetskoe/
Мои Соловки https://my-solovki.ru
ФГБУК «Соловецкий государственный историко-культурный музей-заповедник» http://solovky.ru
Видеосюжеты:
Соловецкие острова (Соловки) самый крупный по площади архипелаг Белого моря https://www.youtube.com/watch?v=KdF_5qG8GKc
Соловецкие острова. Путешествие. https://www.youtube.com/watch?v=dBUqZ3r-Cm0
Соловки с высоты птичьего полета. Монастырь. (Съемка с квадрокоптера 4K). https://www.youtube.com/watch?v=quT52fvd_Xo
#16. 100 Чудес России. Соловецкий монастырь. https://www.youtube.com/watch?v=Q6OdqxlLqtU
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные) | |||||||||||||||||||||
I.Организационный момент. | Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок! Книжки, ручки и тетрадки На столе лежат в порядке! Ровненько все встали, спинки выпрямили. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Регулятивные: Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь учителя. | |||||||||||||||||||||
II. Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока. | Начало путешествия. Пункт назначения. -Сегодня предлагаю вам совершить удивительное путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно решите задания и расшифруете пункт нашего назначения.
- Давайте, сверим ответы и посмотрим какое слово у нас получилось? - Правильно. Вместе с вами мы совершим небольшое путешествие на Соловки. Не забывайте себя оценивать. По количеству правильно решённых задач занесите количество набранных баллов в оценочный лист. (Слайд 2-3) - Как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в это путешествие? - обобщает ответы учеников. Правильно. Сегодня на уроке мы будем не только решать задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника, записывать ответы в разных единицах измерения, но и узнаем много нового и интересного о Соловках. Будем учиться применять полученные знания в реальных жизненных условиях. Итак, тема нашего урока: «Математическое путешествие на Соловецкие острова» | Расшифровывают пункт назначения. Ответ: СОЛОВКИ. Заносят свои результаты в оценочный лист. Предлагают свои варианты ( Познакомимся с Соловками. Повторим единицы измерения площади, формулы нахождения площади, периметра прямоугольника и квадрата. Будем учиться решать задачи) записывают тему урока в тетрадях | Регулятивные: Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Умение слушать и вступать в диалог. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Анализ решённых задач с целью выявления общих признаков. | |||||||||||||||||||||
III. Осмысление содержания практических действий при выполнении предстоящих заданий. | - Ребята, а где находятся Соловецкие острова? - Итак, чтобы развеять все свои догадки и сомнения, мы отправляемся в удивительное путешествие по прекраснейшему и загадочному уголку Архангельской области – Соловецким островам (жемчужина Севера, восьмое чудо света). Презентация. О СОЛОВКАХ (видеосюжет, Соловецкие острова с высоты птичьего полёта, 3 минуты) https://www.youtube.com/watch?v=quT52fvd_Xo | - отвечают на вопрос, говорят то, что знают - смотрят видеосюжет | Коммуникативные: Умение слушать и понимать других. Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: Умение добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) Регулятивные: Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |||||||||||||||||||||
Соловецкие острова – крупнейший архипелаг Белого моря, расположен в западной части Белого моря на входе в Онежскую губу, в 165 километрах от Полярного круга. Соловецкий архипелаг состоит из шести крупных островов — Соловецкий (Большой Соловецкий), Анзерский, Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие — и более 100 небольших островов (на слайдах презентации фотографии островов). Сказкой Севера называют Соловецкие острова! Здесь в неповторимом природном окружении сосредоточено огромное количество разнообразных памятников истории и культуры, охватывающих широкий временной пласт - от третьего тысячелетия до н.э. до настоящего времени. Соловецкие острова включены в состав особо охраняемой территории – ФГУ «Соловецкий государственный историко - архитектурный и природный музей – заповедник» (на слайдах презентации основные достопримечательности островов). | | |||||||||||||||||||||||
IV. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя. | Площадь суши и площадь островов. - Ну а сейчас мы начнём математическое знакомство с Соловецким архипелагом. Перед вами на слайде и по одной на каждой парте карта Соловецких островов. И я предлагаю вам решить четыре задачи в парах (текст задач на слайдах и на карточках на столах). Решение обсуждаете и записываете в тетрадь. 3) Соловецкие болота, как лесные, так и луговые, представляют собою, озёра в позднейшей стадии зарастания. Болота на Соловках занимают восьмую часть от общей площади. Сколько соток (аров) занимают болота на Соловецких островах? 4) Больше половины территории островов составляет тайга, в которой растут, в основном, сосны и ели. На беломорском побережье можно увидеть лесотундру, представленную ягодниками, мхами и «танцующими» березками. Сколько гектаров составляет тайга? - Итак, время истекло, сверяем свои ответы с ответами на слайде. Проверили у друг друга правильность ответов. Если вопросы по решению задач? Оцените себя и занесите количество баллов в таблицу (если возникли вопросы по ответам, то разобрать решение задач у доски). Соловки – «острова озер», здесь их более 600. Они различаются по размерам, форме, происхождению, цветности воды, но при этом все являются весьма живописными. Самое большое озеро на Соловецких островах – Большое Красное (250 га), самое глубокое – Больше Гремячье (33,5 м.), самое прозрачное – Светлое Орлово (прозрачность воды 10 м.). В озерах обитает 16 видов рыб, из них наиболее распространены окунь, налим, щука, плотва, колюшка, ёрш, стерлядь, сиг, язь, ряпушка, карась. Птиц на Соловках более 200 видов. Широко распространены серебристые чайки, бурые поморники, чистики, кулики-сороки, камнешарки. В лесах можно встретить кукушек, дятлов, рябчиков, глухарей. На болотах – куликов, уток, серых журавлей. Встречается на островах и орлан-белохвост, крупнейший хищник России (основной текст на слайде). Символ Соловецких островов - Как вы считаете, какую птицу считают символом Соловецких островов? - Выразите площадь самого большого озера в квадратных метрах и вы найдёте правильный ответ из четырех предложенных (на слайде варианты ответов и фото птиц). Ответы: 1) 25000 м2; 2) 250000 м2; 3) 2500000 м2; 4) 250000000 м2 На фото: 1) кулик-сорока; 2) северные журавли; 3) чайки; 4) орлан-белохвост - Самый многочисленный вид птиц – полярная крачка, их на островах от 4 до 10 тыс. гнездящихся пар. Чайку считают одним из символом Соловков. Если вы правильно решили задачу, то поставьте один балл в оценочный лист. Российская купюра достоинством в 500 рублей или «Соловецкий доллар». - Скажите, виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей? - Почему эту купюру называют Соловецким долларом? - Рисунок интересующей нас банкноты был разработан в 1997 году. Размер купюры 500 рублей: 150 на 65 миллиметров. Цвет – фиолетовый. Банкнота номиналом в 500 российских рублей посвящена суровому, но живописному северному краю – Поморью. Лицевая сторона банкноты полностью посвящена Архангельску. Это один из крупнейших северных городов планеты, административный центр одноименной области с населением около 350 тысяч человек. Архангельск – важнейший центр северной культуры и северных традиций Поморского края. На аверсе 500-рублевой купюры изображен реальный памятник Петру I в Архангельске. У ног памятника развевается лента с названием города. А на заднем плане изображен морской и речной вокзал Архангельска. На оборотной стороне изображен Соловецкий монастырь – крупнейшая православная обитель с интересной и непростой судьбой. Монастырь был основан еще в 1436 году, а с XVI века и до 1939 года в нем функционировала тюрьма (фото купюры на слайде). - Найдите периметр и площадь купюры достоинством в 500 рублей.
- Давайте сверим свои ответы с ответами на слайде. Если вопросы по решению задач? Максимально количество баллов за задачу - 3. Оцените себя и занесите количество баллов в таблицу (если возникли вопросы по ответам, то разобрать решение задач у доски). Достопримечательности Соловецких островов (самостоятельная работа). - Ну а сейчас предлагаю решить самостоятельную работу по вариантам. Задания находятся у вас на столах. Вы решаете задачи в тетрадях, а после сверяем свои ответы с ответами на слайде и оцениваем себя. Каменные лабиринты на Большом Заяцком острове. «Северные лабиринты» – это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. В состав Соловецкого скопления входит 35 лабиринтов. Лабиринты раскиданы по островам, большая их часть находится на Большом Заяцком острове. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, они сосредоточены на площади 40 гектаров в западной части острова на склонах невысокой Сигнальной горы. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Выразите площадь лабиринтов в арах и квадратных метрах. Задача практическая Найдите периметр и площадь иллюстрации вида монастыря со стороны Святого озера, если она прямоугольной формы и имеет размеры 20см на 25 см . Решение вариант 1. № 1: 40 га =4000 ар = 400000 м2; № 2: Р = 2(20+25)= 90 см; S = 2025 = 500 см2. Вариант 2 Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника. Ботанический сад на Большом Соловецком острове был основан в 1822 году архимандритом Макарием и первоначально назывался Макарьевской пустынью (в советское время пустынь стали называть хутор Горки). Площадь, занимаемая садом, составляет 5 гектар. На территории сада произрастает более 30 видов древесных растений, около 500 видов и сортов декоративных, лекарственных, пищевых и кормовых растений. Самыми старшими по возрасту являются сибирские кедры и яблони Палласа, которым более ста лет. На территории Соловецкого ботанического сада произрастают липа мелколистная, черёмуха пенсильванская, чай даурский, роза морщинистая и многие другие растения, которые климатически не характерны для северных широт. Выразите площадь ботанического сада в арах и квадратных метрах. Задача практическая Найдите периметр и площадь иллюстрации карты Соловецких островов, если она прямоугольной формы и имеет размеры 13см на 18 см . Решение вариант 2. № 1: 5 га =500 ар = 50000 м2; № 2: Р = 2(13+18)= 62 см; S = 1318 = 234 см2. | заносят свои результаты в оценочный лист анализируют информацию учителя, предлагают свои ответы решают задачу и предлагаю свои ответы. Ответ: 3) чайка сверяют ответ и заносят свой результат в оценочный лист - предлагают свои варианты ответов слушают информацию, запоминают обсуждают, решают задачу, записывают решение сверяют ответы и заносят свои результаты в оценочный лист читают и решают задачи в тетради | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь учителя и одноклассников, умение вступать в диалог, планировать учебное сотрудничество, умение работать в парах. Личностные: Формирование доброжелательного и уважительного отношения к одноклассникам. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); самоконтроль процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия. | |||||||||||||||||||||
V. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий | - Итак, сверяем свои ответы с ответами на слайде и оцениваем себя. Есть ли вопросы по решению задач? Не забываем заносить результаты в оценочную таблицу. Подсчитайте общее количество баллов за урок и выставьте оценку в соответствии с приведённым ранжированием.
Оценка «5» : 17-18 баллов, «4»: 13-16 баллов, «3»: 9-12 баллов. | сверяют ответы, заносят свои результаты в оценочный лист, считают общее количество баллов и выставляют оценки. | Регулятивные: Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь учителя. | |||||||||||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Какие математические знания применяли на практике? Чему мы сегодня научились? - Сегодня мы лишь коснулись такой огромной и интересной темы как Соловецкие острова. Скажите, с какой целью вы бы поехали на Соловецкие острова? А. познакомиться с архитектурой Б. полюбоваться природой. В. поклониться святыням Г. попробовать пожить в дикой природе. Д. из-за любопытства Е. отказался бы от поездки - Есть такое поверье, что если путешественникам понравилось место пребывания, то чтобы вернуться туда ещё раз они бросают монетку в фонтаны, в море, в озёра. Тоже самое хочу предложить и я вам. Если вам понравилось наше математическое путешествие, то прошу в конце урока отпустить камешек жёлтого цвета в наш водоём, если не понравилось – то синего цвета.
| Отвечают на вопросы учителя. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. - не понравилось путешествие ; - понравилось путешествие | Регулятивные: Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь учителя и одноклассников, умение вступать в диалог. Личностные: | |||||||||||||||||||||
Домашнее задание | - К следующему уроку для дальнейшего знакомства с Соловками предлагаю вам решить задачи (задачи заранее отпечатаны на листочках) и совершим обзорную экскурсию по Соловецким островам (видеосюжет, Соловецкие острова (Соловки) самый крупный по площади архипелаг Белого моря, на 3 минуты). https://www.youtube.com/watch?v=KdF_5qG8GKc - Спасибо за урок, за вашу активную работу! Молодцы! Задачи для домашней работы (отпечатаны на листочках): 1) Соловецкий кремль расположен на узком перешейке между Заливом Благополучия и Святым Озером, подступающем к самой его восточной стене. Это большое озеро, его площадь 2060 ар, глубина до 10,5 метра, необычайно красивое. С чистой, необыкновенно прозрачной водой. Оно замыкает «питьевую систему» Соловецких островов. Выразите площадь Святого озера в квадратных метрах, в гектарах и арах. 2) «Зайцы», «Зайчики», так их называют на Соловках, - пятый и шестой острова Соловецкого архипелага. Оба острова расположены рядом, отделены один от другого узким проливом. Принятые их названия: Большой Заяцкий и Малый Заяцкий. Характерным ландшафтом является камень. Бесчётное количество валунов разнообразной формы и размеров разбросано по островам от самого уреза воды. Они лежат на прибрежном песке, на моховой подстилке, среди кустарника, на склонах холмов. Острова покрыты лесом, на Большом Заяцком - 87 гектаров, а на Малом – 60 гектаров. Сколько всего гектаров покрыто лесом на «Зайчиках». Сколько гектаров приходится на другие природные зоны, если площадь Большого Заяцкого острова 125 га, а Малого - 102 га. | | Познавательные: Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Словарь слов:
Архипела́г — группа островов, расположенных близко друг к другу. Как правило острова в архипелаге имеют одно и то же происхождение (материковое, вулканическое, коралловое) и сходное геологическое строение.
Валун — большой округлый камень, обломок горной породы.
Губа (Онежская) — далеко вдающийся в сушу морской залив или бухта.
Полярная крачка— вид небольших птиц из семейства чайковых.
ФГУ- Федеральное государственное бюджетное учреждение.