Урок-путешествие в сказку «Повторение изученного, закрепление знания таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Решение задач»
Амвросиевская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №6
Урок – путешествие в сказку
(по мотивам русской народной сказки «Колобок»)
Математика 1 класс
«Повторение изученного, закрепление знания таблиц
сложения и вычитания в пределах 10. Решение задач»
Подготовила
Юсуфзянова И.В.,
учитель высшей квалификационной категории,
учитель-методист
Урок-путешествие в сказку
Математика 1 класс
Тема. Повторение изученного, закрепление знания таблиц сложения и вычитания в пределах 10. Решение задач
Цель: обобщить и закрепить знания, умения и навыки уч-ся; выявить объём и качество знаний о сложении и вычитании в пределах10, уровень навыков при счете и вычислительной деятельности; совершенствовать умение уч-ся решать задачи; развивать логическое мышление, математическую речь, память и внимание младших школьников; воспитывать доброжелательность, желание прийти кому-либо на помощь, чувство дружбы, товарищества.
Оборудование: сказка «Колобок» (рус.народ. сказка); изображение сказочных героев, колобка; дидактический материал; сигнальчики настроения.
Тип урока: повторение и закрепление изученного.
Ход урока:
ОРГМОМЕНТ.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы в сказку за наукой
Сегодня пойдем
Смекалку и фантазию
Нашу возьмём!
Приветствие.
Улыбнемся солнышку,
Здравствуй, золотое!
Вправо-влево повернёмся
И соседу подмигнем, будь здоров!
Создание позитивной эмоциональной атмосферы.
Сейчас мы настроимся на сегодняшний урок.
Сегодня мы будем
Действовать активно!
Думать позитивно!
Будем внимательными и старательными
Чтобы хорошо всё знать,
Мы будем рассуждать
А так же считать и
Свой ум развивать.
Наш девиз:
От каждого – по способностям,
Каждому успех
Всем – радость!
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Ожидания.
Мы сочиним свою сказку. Старая сказка - на новый лад, в которой добро побеждает зло. А ещё на нашем пути могут встретиться разные неожиданности. Я думаю, что мы с ними справимся: ведь все ученики нашего класса дружные, сообразительные и находчивые математики.
Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас не просто урок, а путешествие в сказку. Вы все хорошо знаете русскую народную сказку «Колобок», и, конечно, её главного героя. Вот он и поможет нам совершить путешествие. А сказку мы сочиним не простую, а математическую.
Вот и присказка, не сказка:
Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам – урок.
Сообщение темы и цели урока.
Отправляемся в сказку
Покажите сигнальчики. С каким настроением вы отправляетесь в путешествие.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Устный счёт.
Вспомним, с каких слов начинается любая сказка?
Хором: «Жили-были дед и баба…»
Так, так, а в чём они жили?
«В доме, хате»
А дома то у нас нет. Сейчас построим математический дом для деда и бабы. Помогайте.
(Из отдельных геометрических фигур, на которых написаны случай сложения и вычитания в пределах 10. Складывается дом).
Решение примеров (устно).
Повторение о геометрических фигурах.
6-2
7-5 3+2
5-3 4+2
8+1 7+2
Какие геометрические фигуры мы взяли? (треугольник, квадрат, прямоугольник).
Сколько всего геометрических фигур? (10)
Что за геометрическая фигура квадрат? Какая цифра повторяется
Красиво пишем цифру 4.
Вот и дом готов.
КОНТРОЛЬ, КОРРЕКЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Продолжаем сказку. Просит дед бабу: «Испекла бы ты, баба, колобок».
Отвечает баба: «Да муки нет!» «А ты по сусекам поскреби». Поскребла баба по сусекам…
Повторение названия компонентов и результата действия при сложении и вычитании.
И выпекла баба колобок. Да такой румяный, но необычный (С одного бока колобок, а с другого - задание).
Решение примеров комментировано.
Повторение переместительного закона сложения. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
4+2=6 3+5=8 6+1=7
2+4=6 5+3=8 1+6=7
Приведите свои примеры (устно)
Продолжаем сказку. Положила баба колобок на окошко остывать. Лежал Колобок, лежал, да и заскучал. За окошком хорошо. Солнышко греет, птички поют…
Физкультпауза (аутотренинг).
Закройте глаза. Представьте: Солнышко светит, облака бегут, птички поют, цветы цветут и пахнут приятно. Отдохнули?
А колобок решил узнать, что там за окном? Но на окне замок. Поможем Колобку его открыть. Чей ряд быстрее? (запись по рядам).
Составление и решение примеров (по рядам).
Из одного примера на сложение составим два на вычитание.
6+3=9 5+2=7 4+2=6
9-6=3 7-5=2 6-4=2
9-3=6 7-2=5 6-2=4
Повторение правила: Если из суммы вычесть первое слагаемое, получим – второе (и наоборот).
5. Замок открылся, окно распахнулось, и колобок увидел дорожку. Вот какая она.
Как называются эти линии? (ломаная, прямая, волнистая).
А если мы ограничим прямую с двух сторон, что получим? (отрезок).
Повторение хором правила.
Вычерчиваем отрезок равный 5 см.
5 см
Такое расстояние необходимо пройти колобку до калитки.
А на калитке тоже замок, да не простой, а зашифрованный. Нам нужно разгадать шифр (устно).
6\ 954, 363, 729, 325, 844, 615, 385, 211
Расшифровали? Путь свободен!
Продолжаем сказку.
Катится Колобок, катится, а навстречу ему Зайчик.
Колобок, Колобок, я тебя съем.
Не ешь меня, я тебе пригожусь.
А что ты умеешь?
Меня ребята научили решать и сравнивать примеры.
Объяснение и самостоятельное решение примеров-сравнений.
8 4
6+2 > 3+1
8 8
9-1 = 5+3
5 9
4+1< 8+1
Молодцы! Зайчик довольный побежал.
Катится Колобок дальше, а навстречу ему Волк.
Колобок, Колобок! Я тебя съем.
Не ешь меня. Я тебе пригожусь.
А что ты умеешь?
Меня ребята научили решать задачи.
Да, тогда помоги мне решить задачу, которую задали в «лесной школе».
Работа с учебником.
Задача №3.
Составление краткого решения (устно).
Запись решения
6+4=10 (г)
Ответ: 10 грибов.
Рад-радёхонёк побежал Волк.
Физкультпауза.
Катится Колобок дальше и встретил Белочку. Но она не собиралась его есть. Обрадовался Колобок и представился: «Давай дружить! Расскажи о себе».
Утром Белочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покрутилась,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – всем сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Вот какого хорошего друга нашел колобок.
Довольный Колобок покатился дальше.
Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Медведь.
Колобок, Колобок, я тебя съем!
Не ешь меня, я тебе пригожусь.
А что ты умеешь делать?
Меня ребята научили решать примеры.
Как хорошо! Помоги мне выбрать примеры с ответом 9 и записать.
4+5=9 1+5=6 8+1=9
3+4=7 6+3=9 7+2=9
2+3=5 5+3=8 6+2=8
Медведь похвалил Колобка и пошел.
Катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса такая печальная.
Что это ты Лиса такая скучная? Хочешь, я тебе песенку спою?
Да, знаю я твою песенку. Вот съем и всё тут!
Не ешь меня, Лиса! Я тебе пригожусь.
А что ты умеешь?
Могу решать примеры, задачи.
Вот ты-то мне и нужен!
12. «Узорчатый кроссворд». Реши пример, раскрась ответ – работы веселее нет!
Самостоятельная работа.
6 |
7 |
9 |
6 |
5 |
3 |
6 |
8 |
10 |
6+1=с 9-4=о 4+4=г
7+2=з 8-5=б 5+5=р
Обрадовалась Лиса и не стала есть Колобка.
Покатился Колобок дальше, весёлый, а навстречу ему Ёжик – ни головы, ни ножек. И есть его не собирается. Решил Колобок и с ним подружиться. Глядь, а на колючках у Ёжика веселые задачки наколоты. Давай они вместе решать и нас просили помочь. Чтение и решение задачек.
Мама белка для детишек Собрала десяток шишек. Сразу все не отдала. По одной всего дала: Старшему – еловую, Среднему - сосновую, Младшему – кедровую. Сколько осталось? (7) |
Раз к зайчихе на обед Прискакал дружок-сосед. На пенёк зайчата сели. И по две морковки съели. Кто считать ребята ловок? Сколько съедено морковок? (4) |
Ежик по грибы пришёл, Десять опят нашел. Семь положил в корзинку, Остальные же на спинку. Сколько ты грибов везешь На своих колючках еж? (3) |
Поняли лесные жители, что дружить веселей, чем ссориться.
Пословицы о дружбе.
Друг познаётся в беде.
Старый друг – лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
ИТОГ УРОКА.
Метод «Микрофон»:
Оправдались ли ваши ожидания?
Каким получился урок?
Что больше всего понравилось в путешествии?
ВЫВОД: вот и получилось у нас своя сказка – математическая. Добрая. Мы не только сказку сложили, но и решали задачи, примеры, сравнения, кроссворды. А Колобок нашёл себе хороших друзей – Белочку и Ёжика.
РЕФЛЕКСИЯ.
Покажите сигнальчики с каким настроением вы вернулись из путешествия.
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1.Работа в парах.
1).Раскрашивание картинок к сказке « Колобок».
2).Найти на рисунках известные геометрические фигуры.