Урок развития речи «Что такое товарищество»
Тема: «Что такое товарищество?»
Цель: Используя метод шести шляп Эдварда де Боно, проанализировать слово "Товарищество".
Задачи:
Образовательные:
Научить выстраивать цепочки логических умозаключений с помощью методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»;
Высказывать собственную точку зрения, формулировать своё отношение к происходящему.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;
Формировать коммуникативные умения в процессе работы в группе;
Воспитать творческую и познавательную активность.
Развивающие:
Развивать умение выделять главное, существенное;
Развивать умение самостоятельно мыслить,
Формировать умение обобщать материал и делать выводы;
Развивать умение грамотно строить монологическое высказывание.
Место урока: Урок проводится после изучения произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
УМК: Литература под редакцией Коровиной В.Я.
Технология: Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Оборудование: шесть фигурок шляп (белого, желтого, черного, красного, зеленого и синего цветов), фрагмент видеофильма «Тарас Бульба», словари разных авторов.
Планируемые результаты:
Предметные:
-Знать, чем отличается слово «Друг» от «Товарища»;
-Знать, что означает слово «Товарищество».
Метапредметные
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- выполнять задания в соответствии с целью;
- проводить самооценку, самоконтроль выполняемой деятельности
Личностные:
- проявление интереса к изучению темы;
- формирование осознания ответственности ученика за общее дело;
-воспитание патриотизма, любви к Родине, своему народу;
-развитие креативности.
Познавательные:
- формирование логических умений: анализа, синтеза, сравнения; обобщение и классификация, доказательство;
- развивать мышление;
- находить ответы на вопросы, используя предложенный теоретический материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
- договариваться при совместном решении задач;
- понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической и монологической формами речи
- уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в группе
Методы: проблемно- поисковый, словесный ( беседа, диалог, обсуждение).
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная,индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь и подготовьтесь к сегодняшнему уроку. А он сегодня у нас будет необычный. Мы снова будем работать с помощью технологии "Шесть шляп мышления".
2. Основная часть.
1.Актуализация знаний
Учитель: Чтобы определить тему нашего урока хочу предложить вам посмотреть на картинки. Скажите, какие слова спряталось за ними.
|
|
(Товарищ, друг)
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (Про друзей и товарищей)
-А скажите, можно ли сказать, что эти слова совершенно одинаковые по значению?
(Ответы могут быть разные)
-Я предлагаю вам заполнить круги Эйлера. В первом круге у нас будет слово «Друг», а во втором «Товарищ». Постараемся найти общие и отличительные черты этих слов.
Учащиеся сравнивают слова и дают предположения, что в этих словах общего, а чем они отличаются. По очереди подходят к доске и записывают свои предложения и приходят к выводу, что слова имеют разные значения .
-Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
- Товарищ - это человек, которого объединяют с кем-нибудь общие занятия, взгляды, условия жизни.
Учитель: А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Лови ошибку». У вас на партах лежат листочки, в которых записаны определения, найдите ошибки и исправьте их.
Дружба – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. Поэтому друзей у человека не может быть много.
Товарищеские отношения – близкие отношения, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более, если они вместе делают общее дело.
Учащиеся работают в парах и ищут ошибки, стараются их исправить.
Учитель: А теперь смотрим на экран. Сейчас вы посмотрите отрывок и скажите, из какого это произведения?
(Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
- Какой момент вы увидели в этом отрывке?
(Тарас Бульба не хочет, чтобы казаки оставили в беде своих товарищей, над которыми будут издеваться, которых обязательно убьют. Оставить своего товарища в беде казаки не могут. Тарас Бульба говорит, что лучше пожертвовать собой и своей жизнью, но без попытки спасти товарища возвращаться домой никак нельзя. Тарас Бульба говорит, что товарищество самое главное в жизни человека).
- Какое ключевое слово звучало в этом отрывке?
(Товарищество)
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?
( О товариществе)
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Тема нашего урока «Что такое товарищество?»
- Значит, что вы должны понять или усвоить в течение этого урока?
( Что такое товарищество)
Учитель: Ребята, а какие чувства вызвала у вас речь Тараса Бульбы?
( Гордость, уважение)
-Почему?
(Учащиеся дают свои предположения)
- Сегодня я предлагаю вам с помощью технологии "Шесть шляп мышления" проанализировать слово «Товарищество». Для этого мы разделимся на шесть групп.
(Учащиеся делятся на группы и выбирают цвета шляп).
3.Работа в группах.
Учитель даёт задание каждой группе
1 группа( Белая шляпа)
Учитель: Ваша группа работает со словарями, узнаёт лексическое значение слову "Товарищество".
2 Группа (Желтая шляпа)
Учитель: ваша группа находит плюсы, позитивные моменты в товариществе.
Учитель: ваша группа находит негативные стороны в товариществе. Ваша задача не просто назвать минусы, но и объяснить, почему так произошло, проанализировать их причины.
Учитель: ваша группа попробует рассказать нам, какие чувства вызывает товарищество.
Учитель: Находясь в зелёной шляпе, ваша группа нам должна сказать креативную (новую) идею, в чём уникальность товарищества в нашей жизни
Учитель: ваша задача обобщить высказывания других «шляп», сделать общий вывод.
(Группы работают, обсуждают задания, готовят ответы)
4.Выступления групп.
5.Подведение итогов.
Учитель: Вы внимательно выслушали выступления групп, каждый для себя понял, что означает слово «Товарищество».
И сейчас я предлагаю вам составить синквейн на тему «Товарищество»:
Первая строчка - одно существительное.
Вторая строчка – два прилагательных.
Третья строчка –три глагола.
Четвёртая строчка- предложение из четырёх слов.
Пятая строчка- одно существительное-синоним.
(учащиеся составляют синквейн, у нескольких ребят можно заслушать, как они составили синквейн)
Учитель: Очень хорошие мысли у Вас возникли к этому слову, и это замечательно, это Ваш опыт, который пригодится Вам при выполнении домашнего задания.
5.Рефлексия.
Учитель: А теперь подведём итоги за урок. На столах у вас лежат кружочки трех цветов. Если вы на уроке сегодня ничего не поняли и урок вам не понравился, то поднимите красный цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравился урок – желтый. Если на уроке вы все поняли, во всем разобрались и урок понравился -зеленый.
6.Домашнее задание.
Учитель: Написать по плану сочинение «Что такое товарищество?».
Учитель: Спасибо за урок, за ваш труд. Желаю вам всем быть хорошими и верными товарищами.