12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малева Елена988
Россия, Коми респ., Деревянск

t1609696263aa.gif





Тема: «Что такое товарищество?»

Цель: Используя метод шести шляп Эдварда де Боно, проанализировать слово "Товарищество".

Задачи:

Образовательные:

Научить выстраивать цепочки логических умозаключений с помощью методики Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»;

Высказывать собственную точку зрения, формулировать своё отношение к происходящему.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям;

Формировать коммуникативные умения в процессе работы в группе;

Воспитать творческую и познавательную активность.

Развивающие:

Развивать умение выделять главное, существенное;

Развивать умение самостоятельно мыслить,

Формировать умение обобщать материал и делать выводы;

Развивать умение грамотно строить монологическое высказывание.

Место урока: Урок проводится после изучения произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

УМК: Литература под редакцией Коровиной В.Я.

Технология: Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Оборудование: шесть фигурок шляп (белого, желтого, черного, красного, зеленого и синего цветов), фрагмент видеофильма «Тарас Бульба», словари разных авторов.

Планируемые результаты:

Предметные:

-Знать, чем отличается слово «Друг» от «Товарища»;

-Знать, что означает слово «Товарищество».


Метапредметные

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять задания в соответствии с целью;

- проводить самооценку, самоконтроль выполняемой деятельности

Личностные:

- проявление интереса к изучению темы;

- формирование осознания ответственности ученика за общее дело;

оспитание патриотизма, любви к Родине, своему народу;

-развитие креативности.

Познавательные:

- формирование логических умений: анализа, синтеза, сравнения; обобщение и классификация, доказательство;

- развивать мышление;

- находить ответы на вопросы, используя предложенный теоретический материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:

- договариваться при совместном решении задач;

- понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической и монологической формами речи

- уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в группе

Методы: проблемно- поисковый, словесный ( беседа, диалог, обсуждение).

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная,индивидуальная.


Ход урока

Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь и подготовьтесь к сегодняшнему уроку. А он сегодня у нас будет необычный. Мы снова будем работать с помощью технологии "Шесть шляп мышления".

2. Основная часть.

1.Актуализация знаний

Учитель: Чтобы определить тему нашего урока хочу предложить вам посмотреть на картинки. Скажите, какие слова спряталось за ними.


t1609696263ab.jpg

t1609696263ac.png


(Товарищ, друг)

- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (Про друзей и товарищей)

-А скажите, можно ли сказать, что эти слова совершенно одинаковые по значению?

(Ответы могут быть разные)

-Я предлагаю вам заполнить круги Эйлера. В первом круге у нас будет слово «Друг», а во втором «Товарищ». Постараемся найти общие и отличительные черты этих слов.

t1609696263ad.gif








Учащиеся сравнивают слова и дают предположения, что в этих словах общего, а чем они отличаются. По очереди подходят к доске и записывают свои предложения и приходят к выводу, что слова имеют разные значения .

-Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

- Товарищ - это человек, которого объединяют с кем-нибудь общие занятия, взгляды, условия жизни.

Учитель: А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Лови ошибку». У вас на партах лежат листочки, в которых записаны определения, найдите ошибки и исправьте их.

Дружба – отношения взаимопомощи в общем деле, связанности общими занятиями, общими занятиями, общими условиями жизни. Поэтому друзей у человека не может быть много.

Товарищеские отношения – близкие отношения, требующие взаимного доверия, привязанности, общности интересов. По-товарищески человек может относиться к каждому человеку, тем более, если они вместе делают общее дело.

Учащиеся работают в парах и ищут ошибки, стараются их исправить.

Учитель: А теперь смотрим на экран. Сейчас вы посмотрите отрывок и скажите, из какого это произведения?

(Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

- Какой момент вы увидели в этом отрывке?

(Тарас Бульба не хочет, чтобы казаки оставили в беде своих товарищей, над которыми будут издеваться, которых обязательно убьют. Оставить своего товарища в беде казаки не могут. Тарас Бульба говорит, что лучше пожертвовать собой и своей жизнью, но без попытки спасти товарища возвращаться домой никак нельзя. Тарас Бульба говорит, что товарищество самое главное в жизни человека).

- Какое ключевое слово звучало в этом отрывке?

(Товарищество)


Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

( О товариществе)

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема нашего урока «Что такое товарищество?»

- Значит, что вы должны понять или усвоить в течение этого урока?

( Что такое товарищество)

Учитель: Ребята, а какие чувства вызвала у вас речь Тараса Бульбы?

( Гордость, уважение)

-Почему?

(Учащиеся дают свои предположения)

- Сегодня я предлагаю вам с помощью технологии "Шесть шляп мышления" проанализировать слово «Товарищество». Для этого мы разделимся на шесть групп.

(Учащиеся делятся на группы и выбирают цвета шляп).


3.Работа в группах.

Учитель даёт задание каждой группе

1 группа( Белая шляпа)

Учитель: Ваша группа работает со словарями, узнаёт лексическое значение слову "Товарищество".

2 Группа (Желтая шляпа)

Учитель: ваша группа находит плюсы, позитивные моменты в товариществе.

3 группа (Черная шляпа)

Учитель: ваша группа находит негативные стороны в товариществе. Ваша задача не просто назвать минусы, но и объяснить, почему так произошло, проанализировать их причины.

4группа (Красная шляпа)

Учитель: ваша группа попробует рассказать нам, какие чувства вызывает товарищество.

5 группа (Зеленая шляпа)

Учитель: Находясь в зелёной шляпе, ваша группа нам должна сказать креативную (новую) идею, в чём уникальность товарищества в нашей жизни

6 группа (Синяя шляпа)

Учитель: ваша задача обобщить высказывания других «шляп», сделать общий вывод.

(Группы работают, обсуждают задания, готовят ответы)


4.Выступления групп.


5.Подведение итогов.

Учитель: Вы внимательно выслушали выступления групп, каждый для себя понял, что означает слово «Товарищество».

И сейчас я предлагаю вам составить синквейн на тему «Товарищество»:

Первая строчка - одно существительное.

Вторая строчка – два прилагательных.

Третья строчка –три глагола.

Четвёртая строчка- предложение из четырёх слов.

Пятая строчка- одно существительное-синоним.

(учащиеся составляют синквейн, у нескольких ребят можно заслушать, как они составили синквейн)

Учитель: Очень хорошие мысли у Вас возникли к этому слову, и это замечательно, это Ваш опыт, который пригодится Вам при выполнении домашнего задания.

5.Рефлексия.

Учитель: А теперь подведём итоги за урок. На столах у вас лежат кружочки трех цветов. Если вы на уроке сегодня ничего не поняли и урок вам не понравился, то поднимите красный цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравился урок – желтый. Если на уроке вы все поняли, во всем разобрались и урок понравился -зеленый.

6.Домашнее задание.

Учитель: Написать по плану сочинение «Что такое товарищество?».

Учитель: Спасибо за урок, за ваш труд. Желаю вам всем быть хорошими и верными товарищами.

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.