Урок развития речи в 4 классе

0
0
Материал опубликован 12 December

Урок развития речи в 4 классе


ГБОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 3 им. А. Ф. Бурды»

учитель начальных классов Верютина Зоя Ивановна


Тема. Сочинение – описание на основе наблюдений и внеклассной работы.


Цель: 1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания; учить описывать увиденное; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты и грамматические ошибки в сочинениях учащихся.

2.Развивающая: развить устную и письменную речь, способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

3.Воспитывающая: воспитывать творческую активность, эстетическое воспитание окружающей действительности и художественных произведений.

Планируемые результаты:

- учащиеся научаться правильно строить предложения, излагать свои мысли;

- анализировать, делать выводы;

- воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование:

Репродукции картин на тему «Осень».

Музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года».

Выставка рисунков детей.

Толковый словарь С.И. Ожегова, В. Даля.

Плакат с эпиграфом урока:

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса»

А.С. Пушкин


План урока

Этический заряд доброты.

Прогноз темы урока.

Поэтическая страничка.

Речевая разминка.

Игра «Листопад»

Минутка отдыха.

Устное составление описания.

Самостоятельная работа.

Итог урока.

I . Психологический настрой.

Этический заряд доброты.

(На фоне тихой, красивой музыки)

- Вдох-выдох. Все спокойны, никто не волнуется, все уверены в своих знаниях (силах).

- И я уверена, что и на этот урок вы пришли с хорошим настроением, будете внимательными, вежливыми и старательными. Все это принесет вам успех. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

II. Прогноз темы урока.

(на фоне тихой, красивой музыки)

1.Стихотворение читает учитель

Облетели листья клена,

Клен от холода дрожит.

На дорожках у балкона

Золотой ковер лежит.

В. Авдиенко

- К какому времени относится это стихотворение?

(в этом стихотворении говорится об осени)

- Да, осень яркая, красивая, переменчивая и совсем нескучная пора, о которой воспевали поэты во все времена.

2. Сообщение темы.

-Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке (ответы детей)?

-Да.

-Я предлагаю на ваш выбор четыре темы:

«Ранняя осень»

«Золотая осень»

«Поздняя осень»

«Осень в лесу»

-Вспомните, пожалуйста, какой тип текста называется описанием?

(Текст- описание состоит из двух частей:

1.Часть передает общее впечатление от предмета;

2.Часть, раскрывает признаки предмета, указывает его назначение, дается оценка)

III. Поэтическая страничка.

Совсем недавно в классе мы провели конкурс на лучшее чтение стихотворений об осени.

- Давайте и сейчас откроем поэтическую страничку и прочтем самые полюбившиеся вам строки.

2. Дети декламируют стихи об осени. (слайды с изображением поэтов и картин природы осенью на фоне музыки).

И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

С. Есенин

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замиранием летит на звезду.

Ф. Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

А Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется

Лужи у крыльца

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

А. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

3.Беседа.

- Вы обратили внимание на то, что одни поэты восторгаются красотой осенью и называют ее «дивной порой», а у других – осень вызывает ощущение грусти и печали.

- Строки полюбившихся стихов вы можете использовать в своем сочинении как эпиграф.

4. Работа с «Толковым словарем».

-Что такое эпиграф?

(Ответ на этот вопрос подготовил ученик в домашнем задании, поработав с «Толковым словарем»)

Эпиграф- изречение, краткая цитата, которая помещается перед произведением, сочинением и передает его основную идею.

- Ребята, за непонятными для вас словами вы всегда можете обратится к таким словарям (показ словарей).

*Словарь С.И. Ожегова – самый первый в России и общедоступный

В. Даля, Орфографический словарь.

- В них вы узнаете о происхождении и значении слова, они повышают культуру речи, служат подсказкой к правильному произношению, написанию и употреблению слова.

5. Хоровое чтение выбранного эпиграфа урока

«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса …»

(А.С. Пушкин)

- Так сказал великий поэт.

- А вы за что любите осень?

(Ответы детей.

За то, что вокруг все меняется и становится очень красивым, сказочным, дивным).

-Кто из вас обратил внимание на то, что одни поэты восторгаются красотой осенью и называют ее «дивной порой», а у других осень вызывает ощущение грусти и печали. (Ответы детей).

6.Посещение Эрмитажа.

- А сейчас я приглашаю вас в наш классный Эрмитаж, где есть и ваши работы.

--Какому времени года они посвящены? (Осени)

-Прошу вас обратить внимание на краски осени. На каждой из картин свои, особые краски.

-Какие они?

IV. Речевая разминка.

1.-Говорят об осени, что она самый лучший художник.

А почему? Как вы думаете?

Ответы детей:

-Потому, что осень по- настоящему «дивная пора».

- Осень вытесняет лето, меняя зеленый цвет деревьев, кустов и трав на яркие, разноцветные цвета.

-Она берет свои особенные краски и своей особенной кистью прикасается к каждому листочку на деревьях и кустах, делая их сказочными.)

2. Названия каких цветов и оттенков можно употреблять при описании:

«Ранняя осень» -(желтый, золотистый, лиловый).

«Золотая осень» -(Золотистый, красный, багряный, оранжевый)

«Поздняя осень»-(синий, темно-синий, коричневый, темно-коричневый, багряный, темно-багряный).

3.Найдите не точно употребленное слово и замените его.

а). Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.

б). Молодые березки сплошь накрыты(покрыты) золотой листвой.

в). Розоватые легкие облака плавают (плывут) по нежно-голубому небу.

-Молодцы! Вы хорошо работаете.

Неточно употребленные слова заменены и теперь вы ребята, можете эти предложения использовать в своих сочинениях.

4. Работа по предупреждению ошибок.

-На какие орфограммы нужно обратить внимание?

Ответы детей: молодые, березки, ярко, легкие. золотистые, багряные, желтый …, устно проверяют их).

5.Игра «Листопад»

-Представьте, что вы оказались на сказочной осенней лесной полянке, где Осень рассыпала листики со словами и хочет, чтобы вы собирали их в предложение, а потом сказали: чем красив лес в осеннюю пору, что его украшает.

(Дети собирают предложение)

-В осеннюю пору лес красив разноцветными листьями и его украшает серебристая паутинка.

V. Минутка отдыха.

- Сейчас мы войдем с вами в осенний лес и послушаем его звуки, вдохнем свежий воздух, помечтаем, подумаем обо всем хорошем, прекрасном.

(Звучит легкая музыка, дети лежаться на парты и отдыхают).

VI. Устное составление описания.


-Я предлагаю вам описать выбранную тему по плану:

1. Какое лицо о Осени?

-Что есть на нашем лице? (Глаза)

-Какие глаза у Осени? (Глаза у осени бывают грустными, когда идет дождь, она плачет и веселые, когда светит солнце).


- Что еще на лице у Осени? (Губы)

-Какие губы у Осени?

(Губы яркие, как спелые кисти рябины

Губы яркие, как листья нарядного клена).


-Какие волосы у Осени?

(Волосы мягкие, нежные, золотые)

Вывод: Лицо у Осени – разное. Оно то хмурое и сердитое, то солнечное и приветливое.


Осенний наряд.

-Во что наряжается Осень?

(в яркое платье, яркие бусы, золотой шлейф. Она может выглядеть принцессой в золотом сиянии).


Настроение.

Какое настроение, какие чувства вызывает осень?

(ответы детей)

- Какими предложениями можно выразить ваше осеннее настроение сегодня?

(ответы детей)


VII. Самостоятельная работа на фоне музыки.


- Я думаю, что вы готовы написать сочинение красиво и грамотно.

-Надеюсь, что, и музыка великого композитора П.И. Чайковского из музыкального альбома «Времена года» поможет вам в этом. Ведь богатством своих красок осень привлекает к себе внимание не только поэтов и писателей, но и композиторов. Я уверена. Что эти чарующие звуки музыки помогут вам подобрать нужные слова, навеют чувства радости или грусти.


VIII. Чтение уже написанных сочинений.


IХ. Итог урока.

- Чем был интересен урок?

- Чем особенно запомнился?

- Что было трудно? Легко? Интересно?


Х. Рефлексия.

- Мне очень понравилось….

- Я научился…

- Я узнал…









































t1733981155aa.gif










t1733981155aa.gift1733981155aa.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.