Урок развития речи в 4 классе
Урок развития речи в 4 классе
ГБОУ ЛНР «Ровеньковская школа № 3 им. А. Ф. Бурды»
учитель начальных классов Верютина Зоя Ивановна
Тема. Сочинение – описание на основе наблюдений и внеклассной работы.
Цель: 1. Обучающая: подготовить учащихся к написанию сочинения-описания; учить описывать увиденное; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты и грамматические ошибки в сочинениях учащихся.
2.Развивающая: развить устную и письменную речь, способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
3.Воспитывающая: воспитывать творческую активность, эстетическое воспитание окружающей действительности и художественных произведений.
Планируемые результаты:
- учащиеся научаться правильно строить предложения, излагать свои мысли;
- анализировать, делать выводы;
- воспринимать прекрасное и реагировать на него.
Оборудование:
Репродукции картин на тему «Осень».
Музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года».
Выставка рисунков детей.
Толковый словарь С.И. Ожегова, В. Даля.
Плакат с эпиграфом урока:
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса»
А.С. Пушкин
План урока
Этический заряд доброты.
Прогноз темы урока.
Поэтическая страничка.
Речевая разминка.
Игра «Листопад»
Минутка отдыха.
Устное составление описания.
Самостоятельная работа.
Итог урока.
I . Психологический настрой.
Этический заряд доброты.
(На фоне тихой, красивой музыки)
- Вдох-выдох. Все спокойны, никто не волнуется, все уверены в своих знаниях (силах).
- И я уверена, что и на этот урок вы пришли с хорошим настроением, будете внимательными, вежливыми и старательными. Все это принесет вам успех. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
II. Прогноз темы урока.
(на фоне тихой, красивой музыки)
1.Стихотворение читает учитель
Облетели листья клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожках у балкона
Золотой ковер лежит.
В. Авдиенко
- К какому времени относится это стихотворение?
(в этом стихотворении говорится об осени)
- Да, осень яркая, красивая, переменчивая и совсем нескучная пора, о которой воспевали поэты во все времена.
2. Сообщение темы.
-Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке (ответы детей)?
-Да.
-Я предлагаю на ваш выбор четыре темы:
«Ранняя осень»
«Золотая осень»
«Поздняя осень»
«Осень в лесу»
-Вспомните, пожалуйста, какой тип текста называется описанием?
(Текст- описание состоит из двух частей:
1.Часть передает общее впечатление от предмета;
2.Часть, раскрывает признаки предмета, указывает его назначение, дается оценка)
III. Поэтическая страничка.
– Совсем недавно в классе мы провели конкурс на лучшее чтение стихотворений об осени.
- Давайте и сейчас откроем поэтическую страничку и прочтем самые полюбившиеся вам строки.
2. Дети декламируют стихи об осени. (слайды с изображением поэтов и картин природы осенью на фоне музыки).
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
С. Есенин
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замиранием летит на звезду.
Ф. Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
А Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется
Лужи у крыльца
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
А. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса!
3.Беседа.
- Вы обратили внимание на то, что одни поэты восторгаются красотой осенью и называют ее «дивной порой», а у других – осень вызывает ощущение грусти и печали.
- Строки полюбившихся стихов вы можете использовать в своем сочинении как эпиграф.
4. Работа с «Толковым словарем».
-Что такое эпиграф?
(Ответ на этот вопрос подготовил ученик в домашнем задании, поработав с «Толковым словарем»)
Эпиграф- изречение, краткая цитата, которая помещается перед произведением, сочинением и передает его основную идею.
- Ребята, за непонятными для вас словами вы всегда можете обратится к таким словарям (показ словарей).
*Словарь С.И. Ожегова – самый первый в России и общедоступный
В. Даля, Орфографический словарь.
- В них вы узнаете о происхождении и значении слова, они повышают культуру речи, служат подсказкой к правильному произношению, написанию и употреблению слова.
5. Хоровое чтение выбранного эпиграфа урока
«Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса …»
(А.С. Пушкин)
- Так сказал великий поэт.
- А вы за что любите осень?
(Ответы детей.
За то, что вокруг все меняется и становится очень красивым, сказочным, дивным).
-Кто из вас обратил внимание на то, что одни поэты восторгаются красотой осенью и называют ее «дивной порой», а у других осень вызывает ощущение грусти и печали. (Ответы детей).
6.Посещение Эрмитажа.
- А сейчас я приглашаю вас в наш классный Эрмитаж, где есть и ваши работы.
--Какому времени года они посвящены? (Осени)
-Прошу вас обратить внимание на краски осени. На каждой из картин свои, особые краски.
-Какие они?
IV. Речевая разминка.
1.-Говорят об осени, что она самый лучший художник.
А почему? Как вы думаете?
Ответы детей:
-Потому, что осень по- настоящему «дивная пора».
- Осень вытесняет лето, меняя зеленый цвет деревьев, кустов и трав на яркие, разноцветные цвета.
-Она берет свои особенные краски и своей особенной кистью прикасается к каждому листочку на деревьях и кустах, делая их сказочными.)
2. Названия каких цветов и оттенков можно употреблять при описании:
«Ранняя осень» -(желтый, золотистый, лиловый).
«Золотая осень» -(Золотистый, красный, багряный, оранжевый)
«Поздняя осень»-(синий, темно-синий, коричневый, темно-коричневый, багряный, темно-багряный).
3.Найдите не точно употребленное слово и замените его.
а). Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.
б). Молодые березки сплошь накрыты(покрыты) золотой листвой.
в). Розоватые легкие облака плавают (плывут) по нежно-голубому небу.
-Молодцы! Вы хорошо работаете.
Неточно употребленные слова заменены и теперь вы ребята, можете эти предложения использовать в своих сочинениях.
4. Работа по предупреждению ошибок.
-На какие орфограммы нужно обратить внимание?
Ответы детей: молодые, березки, ярко, легкие. золотистые, багряные, желтый …, устно проверяют их).
5.Игра «Листопад»
-Представьте, что вы оказались на сказочной осенней лесной полянке, где Осень рассыпала листики со словами и хочет, чтобы вы собирали их в предложение, а потом сказали: чем красив лес в осеннюю пору, что его украшает.
(Дети собирают предложение)
-В осеннюю пору лес красив разноцветными листьями и его украшает серебристая паутинка.
V. Минутка отдыха.
- Сейчас мы войдем с вами в осенний лес и послушаем его звуки, вдохнем свежий воздух, помечтаем, подумаем обо всем хорошем, прекрасном.
(Звучит легкая музыка, дети лежаться на парты и отдыхают).
VI. Устное составление описания.
-Я предлагаю вам описать выбранную тему по плану:
1. Какое лицо о Осени?
-Что есть на нашем лице? (Глаза)
-Какие глаза у Осени? (Глаза у осени бывают грустными, когда идет дождь, она плачет и веселые, когда светит солнце).
- Что еще на лице у Осени? (Губы)
-Какие губы у Осени?
(Губы яркие, как спелые кисти рябины
Губы яркие, как листья нарядного клена).
-Какие волосы у Осени?
(Волосы мягкие, нежные, золотые)
Вывод: Лицо у Осени – разное. Оно то хмурое и сердитое, то солнечное и приветливое.
Осенний наряд.
-Во что наряжается Осень?
(в яркое платье, яркие бусы, золотой шлейф. Она может выглядеть принцессой в золотом сиянии).
Настроение.
–Какое настроение, какие чувства вызывает осень?
(ответы детей)
- Какими предложениями можно выразить ваше осеннее настроение сегодня?
(ответы детей)
VII. Самостоятельная работа на фоне музыки.
- Я думаю, что вы готовы написать сочинение красиво и грамотно.
-Надеюсь, что, и музыка великого композитора П.И. Чайковского из музыкального альбома «Времена года» поможет вам в этом. Ведь богатством своих красок осень привлекает к себе внимание не только поэтов и писателей, но и композиторов. Я уверена. Что эти чарующие звуки музыки помогут вам подобрать нужные слова, навеют чувства радости или грусти.
VIII. Чтение уже написанных сочинений.
IХ. Итог урока.
- Чем был интересен урок?
- Чем особенно запомнился?
- Что было трудно? Легко? Интересно?
Х. Рефлексия.
- Мне очень понравилось….
- Я научился…
- Я узнал…