12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тюрикова Светлана Александровна76
Россия, Вологодская обл., с. Воскресенское
1

Урок чтения и развития речи в 4 классе Е. Пермяк «Самое страшное»



Урок чтения и развития речи.

4 класс.

Тема: Е. Пермяк «Самое страшное».

Цель урока: знакомство с произведением Е. Пермяка «Самое страшное».

Образовательная задача:

  • совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения на основе развития внимания к слову;

Коррекционно-развивающая задача:

  • развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
  • корригировать и развивать связную речь;
  • корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
  • коррекция нравственных качеств через оценивание поступков героя рассказа, его результат.
  • коррекция двигательных нарушений через дидактическую игру;

Воспитательная задача:

  • воспитывать положительную учебную мотивацию;
  • доброжелательное отношение друг к другу.

 

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор; костюмы к ролевой игре (действующие лица: товарищ, девочка, собака Пушок, кот Мурзей, ежик, Вова, бабушка), карточки для работы в парах.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся и учителя

Примечания

Мотивационно-стимулирующий

У: Понимаю, что вы сегодня немножко переживаете, поэтому нужно вспомнить наши слова «помощники» для того, чтобы справиться с волнением, поверить в свои силы.

Дети хором.

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.

Учитель произносит вместе с детьми текст.

Деятельностный

Постановка целей на урок

У: Чтобы успешно работать, нужно поставить цели, продолжим предложения.

(слайд 1)

Мы познакомимся…

Мы будем продолжать учиться…

Мы проверим…

Д: Мы познакомимся с новым произведением.

Мы будем продолжать учиться правильно и выразительно читать.

Мы проверим домашнее задание.

После ответов учитель дополняет цели.

(слайд 2)

У: Познакомимся с произведением: Е. Пермяка «Самое страшное».

Продолжать учиться красиво и правильно говорить при ответах на вопросы, понимать смысл рассказа, оценивать поступки героев с помощью моих вопросов и выборочного чтения.

Проверим, как умеем слушать друг друга, работать в парах, группах.

У: Для того, чтобы выполнить все цели нужно много читать, говорить, слушать.


 

Речевая, мимическая, дыхательная разминки

(Хором, показывая.)

(слайд 3; 1 щелчок)

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем хмуриться.


 

Вдох, на выдохе: а, о, у, и, е, я. Повторим 3 раза. (2 щелчок)

 

Чтение сочетаний гласных:

АОУ ОИА АЫИ УАИ

ОИЭЯ АЮОЁ ЁИЯО (3 ЩЕЛЧОК)

О. О! О? У. У! У?

Ия. Ия! Ия? (щелчок 4)

Проверка домашнего задания

У: Приступим к проверке домашнего задания.

Блиц-опрос.

- Как называется рассказ, который читали вчера?(Никита)

- Кто считал себя силачом?(Алена)

-Как Вовку можно назвать? (обидчик, хвастун, хулиган)(Максим)

-Почему Вовка обидчик? (он обижал малышей, обидел первоклассника Павлика).(Дима)

- Почему Вовку можно назвать хулиганом и хвастуном? (Таня)

-Можно ли назвать Вовку силачом? Почему? Как автор относится к мальчику? (Андрей) (он называет его Вовка)


 

Вывод: Вовка не силач, а хвастун, обидчик, хулиган. Он не является примером для детей.


 

Новая тема

У: Переходим к знакомству с новым произведение.

(слайд 4)

Прочитайте, кто автор рассказа и название рассказа. Настоящая фамилия Евгения Андреевича – Висcов. Но родной город так полюбился писателю, что он своей фамилии предпочел псевдоним Пермяк. Детские и юношеские годы Евгения прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем. Здесь стал писать свои первые заметки и стихи. Произведения писателя учат вежливости, честности, уважению к людям.

Как вы думаете, о чем рассказ?

У: Прочитаем рассказ Евгения Андреевича и узнаем, почему он так называется (чтение учителем).

(слайд 5)

После прослушивания рассказа вам надо ответить на вопросы:

1. Кто главный герой рассказа?

2. Что с ним случилось?


 

Чтение рассказа учителем (дети принимают позу слушателя).

У: Понравился вам рассказ? Подтвердилось ли ваше предположение, о ком будет рассказ?

У: Ответьте на вопросы, поставленные перед прослушиванием рассказа.


 

Двигательная физминутка (проводит Максим)

Раз- согнуться, разогнуться,

Два- нагнуться, подтянуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На 4- руки шире,

5,6 –тихо сесть.

7,8- лень отбросим.


 

Зарядка для глаз (слайд 6)

(Круги по В.Ф. Базарному)


 

Словарная работа

(слайд 7)

Учимся читать правильно.

Учитель-ученики

Взрос-лым - взрослым

Страш – но - страшно

Страш – но – го - страшного

Собаке Пушку

Коту Мурзею

У:Как сказать по-другому?

Не-доб-ры-ми - злыми

Вы – ма – нить – достать, заставить выйти, добыть хитростью

У-ти-ра-ет - вытирать


 

Работа по учебнику с. 43

Чтение текста по частям и анализ по вопросам.

Чтение 1 абзаца:

У: Каким рос мальчиком Вова? Почему все боялись его?

Чтение 2-3 абзаца:

У: Чем гордился Вова? Боялся ли Вова кого-нибудь? Было ли ему страшно?

У: Как отнеслись к поступкам Вовы мальчики и девочки?

Чтение 4 абзаца:

У: Что сделали животные?

Чтение 5 абзаца:

У:Смогла ли простить Вову бабушка?

5. Чтение до конца.

У:Что случилось с Вовой? Почему он остался один?


 

Вывод: в результате поступков Вовы все от него отвернулись.

Постановка целей: Андрей, Макси, Дима.

Работа со слайдом.

Смена интонаций.

Обобщает учитель.

Предположения детей: 2 ученика (Алена, Никита)

Максим показывает движения у доски.

Внимательно следить глазами, не поворачивая головой, за маячками.

Хором, после проговаривания учителем.

При затруднениях, учитель проговаривает варианты.

1 абзац-Таня.

2,3 абзац-Андрей.

4 абзац-Алена.

5 абзац-Дима.

6 абзац-Никита.

Чтение за конторками, после чтения 3 абзаца меняются местами.

Вывод делать совместно с детьми.

Оценочно-результативный

10. Закрепление

Анализ поступков Вовы. (слайд 8; по щелчку, появляется правильный ответ)

У:Какие действия совершал Вова по отношению

- к товарищам,

- к девочкам,

- к взрослым,

- к собаке Пушку,

-к коту Мурзею,

- к ежику,

- к бабушке?

У:Как поступили по отношению к Вове

- мальчики,

- девочки,

- Пушок,

- кот,

- ежик,

- бабушка?

У:Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

(ответы с опорой на слайд)

У: А сейчас проверим, как вы запомнили рассказ и поняли.

11.Работа в парах на карточках.

Карточка

1.Расставьте иллюстрации в правильном порядке (пронумеруйте).

2.Прочитайте слова, подчеркните те черты характера, каким был Вова.

Добрый, грубый, умный, гордый, заботливый, жестокий.

3.Это хорошие или плохие черты характера? Правильный ответ подчеркните.

4.Какого героя напоминает вам Вова? Ответ записать.

У: Посмотрите на слайды (слайды 9,10), проверьте правильность ваших ответов. Исправьте ошибки. Похлопаем тем парам, которые правильно выполнили все задания.

12. Дидактическая игра

Учитель раздает роли ученикам, которые стоят кругом.

У: Кто главный герой рассказа? Встать, пожалуйста, в центр круга.

У: Вспомни «Вова» свои действия. Расскажи и покажи, что ты делал?

У:Закончите предложение: «И вот настал такой день, когда мальчики (что сделали?),

девочки…, Собака Пушок…, кот Мурзей…, ежик…, бабушка….».

Дети по слову восстанавливают предложения и уходят. «Вова» остался один.

(Затем ученик уходит и садится за парту).

У: Найдите и прочитайте, что наступило самое страшное на свете?

У:Закончите предложение.

Он сам во всем…(виноват).


 

13.Работа в группах (по 3 человека)

Работа с пословицами (слайд 11).

У: Обсудите в группах, какая пословица подходит к прочитанному рассказу? Почему?

Худо тому, кто добра не делает никому.

У страха глаза велики (щелчок после ответа).

Карточки желтого, зеленого, розового цвета развешены в классе. Учитель предлагает паре понравившуюся карточку.

Пары работают за конторками.

После завершения работы, садятся на места.

Вова-Андрей

Товарищ - учитель

Девочка - Алена

Пушок - Никита

Мурзей - Дима

Ежик - Максим

Бабушка - Таня

Если не хватает времени, то распределить роли и сказать, что на следующем уроке будем инсценировать рассказ.

Работают, стоя за конторками.

Рефлексивный

- Возвращаемся к нашим целям? Все ли мы выполнили на уроке?

- Что понравилось на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось в рассказе?

- Представьте, что сейчас к нам в класс пришел Вова. Что бы вы ему сказали?

- Как нужно относиться к тем, кто рядом с тобой?

Домашнее задание: Никита – с. 43 чтение 1 и 2 абзацев

с. 43 выразительное чтение + творческое задание, ответить на вопрос «Что должен сделать Вова, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?»

В течение урока учитель оценивает детей.

Список использованной литературы

1.Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. - Новосибирск: Наука СО, 1991.

2.Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс., пособие для учителей. — Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 79 с.: ил. — (Академический школьный учебник) (Перспектива). — ISBN 978-5-09-033100-5.

3.Кутявина Светлана. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК "Перспектива". 1 класс. – изд-во «Вако». – М.: Просвещение, 2013. – 160. - ISBN: 978-5-408-00893-3


Здесь будет файл: /data/edu/files/r1460154195.docx (Приложение)
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1460154305.docx (Приложение)
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1460154408.ppt (Презентация)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.