анятие по детской риторике в 4-м классе
Пояснительная записка к презентации
Занятие по детской риторике в 4-м классе
Тема занятия:“Вежливая оценка”.
Цели: 1. Познакомить с оценкой, как видом речевой деятельности, с особенностями вежливой оценки.
2. Работать над осознанным использованием изученных средств выразительности при чтении конкретного текста.
3. Закрепить умение пользоваться вопросами и заданиями к тексту.
4. Воспитывать добрые, вежливые отношения с окружающими людьми.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. 1 мин.
Учитель: Здравствуйте, дети!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Доброе утро
Длится до вечера.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Берутся за руки)
Учитель: — Почувствуйте поддержку своих товарищей, их хорошее отношение к вам. Это так важно.
II. Разминка. 3 мин.
Учитель: Начнем наше занятие с разминки.
1. Дыхательная гимнастика (выполняется стоя).
Секрет хорошего речевого дыхания заключается в умелом вдохе носом и правильном выдохе ртом.
Представьте, что вы - воздушные шары и вас надувают. Медленный вдох - руки вверх, задержите дыхание. Быстро выдохнуть - руки опустить (3 раза).
А теперь вы дровосеки и рубите большие деревья. Медленный вдох и руки, сложенные ладошками, поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните и, опуская руки, произнесите: “Ух!” (3 раза).
2. Артикуляционная гимнастика. (слайд 2)
Разогреем мышцы языка, губ и щек, чтобы они хорошо двигались при говорении.
(Дети повторяют за учителем)
Что машина, что фонарик,
Что мне новый паровоз?
На полу улёгся Шарик –
Папа мне его принёс!
Он не жёлтый и не синий,
И совсем не голубой!
Просто он такой красивый,
Трудно высказать какой!
Выхожу я за калитку.
И бегом лечу к реке.
Не держу его за нитку,
А держу на поводке!
3. Работа над скороговоркой. (слайд 3)
(Ученики читают скороговорку хором медленно)
- От топота копыт
Пыль по полю летит.
Учитель: Теперь мы готовы к занятию.
III. Проверка домашнего задания. 5-8 мин.
Учитель: Что мы изучали на прошлых уроках?
Вот я вас и проверю, а вы проверите себя. (слайд 4)
На прошлом уроке мы говорило об описании деловом и художественном. Ещё раз вспомним: что значит деловое описание? Что оно нам даёт? А художественное?
(слайд 5)
Сейчас мы рассмотрим 3-4 домашних задания, а ваша задача определить, какое это описание.
VI. Определение темы и целей урока. 5 мин.
Учитель: Молодцы! Что я сейчас сделала? Похвалила. А можно сказать, что оценила вашу работу? А как оценила! Вежливо.
Учитель: Прочитаем пословицы и поговорки. (слайд 6)
Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
Не отвечай на грубость грубостью.
Жизнь дана на добрые дела.
Учитель: Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Учитель: Правильно. Поговорим сегодня о вежливости. (слайд 7)
А как вы понимаете тему урока?
Сегодня мы познакомимся с оценкой, как видом речевой деятельности, с особенностями вежливой оценки. (слайд 8) Помогать нам будут сказочные герои.
Ответьте на мой вопрос: встречались ли вам вежливые люди - взрослые или дети? А сами вы вежливы? Давайте дадим оценку своим действиям. Откройте тетради.
Проведем тестирование “Оцени свою вежливость” (слайд 9)
Отвечайте на вопросы одним словом “да”, или “нет”, или “иногда”.
(карточки на доску)
1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?
2. Говоришь ли ты “спасибо” после еды?
3. Извиняешься ли ты, если опоздал куда-либо?
4. Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?
5. Друг помог тебе решить трудную задачу, поблагодаришь ли ты его?
6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?
7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку с праздником 8 Марта?
8. Когда ты ложишься спать, говоришь ли ты своим домашним “Спокойной ночи”?
Подсчитайте очки. (слайд 10)
За ответ “Да” - 2 очка, “иногда” - 1 очко, “нет” - 0 очков.
Если вы набрали от 12 до 16 очков: с вами пока все в порядке. Так держать!
От 8 до 11 очков: вы не всегда вежливы. Будьте внимательнее!
Меньше 8 очков: вам еще надо учиться вежливости! Не жалейте на это сил и времени.
V. Работа над новым материалом.
Учитель: Наверное, в вашей жизни ваши поступки, одежду, характер кто-нибудь оценивал. Например, учительница говорит: "Садись, все правильно ставлю тебе 5.» Какую оценку дал учитель?
Или мама говорит: " Ты очень невнимательный, у тебя в примере 2 ошибки". Какое оценочное слово употребила мама?
А еще папа скажет: "Нехорошо, у тебя кроссовки в грязи". С помощью какого слова дается оценка? (карточки на доску)
На какие группы можно разделить оценочные слова? (положительные и отрицательные)
Бывает так, что оценка может огорчить человека, или наоборот, похвалить незаслуженно.
Сегодня мы рассмотрим разные оценки, чтобы оценивать правдиво и необидно.
Сейчас мы посмотрим две сценки. Вы внимательно посмотрите и скажете: какая сценка вам понравилась больше и чем, запомните оценочные слова.
СЦЕНКА 1: - Я сегодня была в цирке.
- Ну что тебе там понравилось?
- У клоунов понравился только нос, потому что он походил на красный подосиновик, и его все время хотелось положить в корзинку.
Гимнастка все время кружилась наверху, делала вид, что сейчас упадет и трепала мне нервы, а бегемотов я вообще ненавижу.
- Значит, не стоит идти на эту программу?
Учитель: Какие оценочные слова запомнили? (распределение слов в две группы)
СЦЕНКА 2: - Я сегодня тоже была в цирке.
- Ну а что тебе там больше всего понравилось?
- Там были смешные клоуны, они так смешили нас всю программу, у них были красные носы, рыжие парики и смешная одежда. Я очень смеялась над их шутками. А гимнастка была – просто класс! Она складывалась и раскладывалась как циркуль.
Было много животных. Они такие милые, даже бегемот выглядел не таким уж неповоротливым.
Какие запомнили оценочные слова? (распределение слов в две группы)
Какая сценка вам понравилась больше и чем?
Учитель: (слайд 11) Человек все в жизни оценивает: т.е. высказывает свое мнение о чем-либо. Он оценивает качество вещей, поведение людей. С этой целью человек использует словесные и несловесные средства. К словесным относятся специальные слова, обозначающие цифровые отметки-баллы. Пример: 4, отлично, 98 баллов; слова, с оценочным значением: молодец, умница, болтунья, прекрасно, не любит, нравится. Кроме того человек может выражать свою оценку доброй, снисходительной, ироничной улыбкой, аплодисментами. Может взглядом, кивком головы оценить то, что говорит или делает собеседник. И это далеко не всегда просто. Ведь важно сказать правду, то, что ты в самом деле думаешь, но при этом не обидеть человека.
Королем из сказочной пьесы Е. Шварца “Золушка” нас уже ждёт. (слайд 12)
Учебник страница 96 №141.
Учитель: Что говорит Король о своих удивительных друзьях?
Чтение текста.
Учитель: Смогут ли обидеться на Короля его друзья? Почему?
Ответы детей.
Учитель: Я с вами согласна. Конечно, не обидятся. Потому что Король о каждом говорит что-то хорошее.
Учитель: А вот и царица из “Сказки о Мертвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина. (слайд 13) Вспомним, что спрашивала царица у зеркальца.
(Чтение по ролям)
Учитель: Сумело ли зеркальце вежливо сказать правду? Какие слова смягчили неприятную для мачехи правду?
Ответы детей.
Учитель: Так что смягчает строгую оценку, делает ее необидной? Прочитаем об этом на стр. 97. (слайд 14) Не забывайте, что говорить надо спокойно, глядя на собеседника.
А теперь отгадайте, о каком сказочном герое я говорю. Он красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Он самый лучший в мире рисовальщик, самый тяжелый больной. И ему ничего не нужно, кроме огромного торта и нескольких коробок печенья?
Ответы детей.
Учитель: Правильно. Это Карлсон. (слайд 15) (Рисунок). Расскажите о нем. Какой он, Карлсон? Работаем в группах. Пусть его оценят: Малыш-это задание 1-ой группе, мама-задание 2-ой группе, фрекен Бок-задание 3-ей группе, сам Карлсон задание 4-ой группе, Риторик - задание 5-ой и 6-ой группе.
(После совместной работы отвечают командиры групп).
- Какую оценку можно назвать самооценкой?
Учитель: Молодцы! Назовите оценочные слова.
Ответы детей.
Учитель: Ребята, давайте из сказок вернемся в нашу жизнь. Выполним упражнение № 144. (Дети читают текст и отвечают на вопросы). Теперь предлагаю следующее задание. Посмотрите на своих друзей и попробуйте дать вежливую оценку их поступкам, внешнему виду. Постарайтесь найти что-то хорошее, достойное, красивое.
VI. Подведение итогов.
Учитель: — Наше занятие завершается. Какой вы можете сделать вывод?
(добрая оценка тем убедительнее, чем больше в ней добрых доказательств)
А вы можете сделать самооценку работы на уроке? Для чего мы изучали эту тему?
Я думаю, сегодня на уроке вы поняли, как много может слово.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
слова умеют плакать и смеяться,
приказывать, молить и заклинать,
и словно сердце кровью обливаться,
и равнодушно холодом дышать
на доброе слово не надо скупиться,
сказать это слово, воды дать напиться,
со словом обидным нельзя торопиться,
чтоб завтра себя самого не стыдиться.
VI1. Домашнее задание.
Опишите себя, свой характер, напишите о себе хорошее и плохое.
презентация урока риторики
PPTX / 2.96 Мб
Евгений Алексеевич