Урок родного языка по теме "Забайкальские говоры. Семейская речь"

1
0
Материал опубликован 8 February

Класс: 5

Учитель: Чебуштанова Анна Николаевна

Предмет: Родной русский язык

Тема урока: Забайкальские говоры. Семейская речь.

Цель: узнать особенности речи семейских, проживающих в Забайкальском крае.

Задачи: 1) Изучить исторические факты о семейских;

Выяснить, какие особенности речи семейских бывают.

Научиться определять диалектные особенности речи семейских.

Методы:

Иллюстративный (просмотр видео фрагмента)

Беседа по вопросам

Частично-поисковый



Ход урока:

Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Николаевна. И сегодня урок родного языка проведу у вас я. Давайте проверим готовность к уроку.

Молодцы! Все готовы, можем начинать.

Мотивирование на учебную деятельность:

Послушайте стихотворение, прочитайте самостоятельно на раздаточном материале и подумайте о чём же пойдет речь на уроке?

Мария Сергеевна Семёнова

«Семейская речь».

Лето вновь обогрело увалы,

Я иду в ожидании встреч

По тропинкам как раньше бывала,

И вдруг слышу семейскую речь.

Осуждать ты её погоди-ка,

Так умели и мы говорить:

"Глянь-ка дева цвятёть земляника,

И шипишка кык пламя горить"

"А ты чё же бара сумлювалась

Пора к ягодам мыть туески,

До пакоса ни чё ни асталась ить пара уж куплять саподи"

"Чё ты дева, то тое то сёе, то про ягоды то про пакос,

Эван места какое гнялое, и кудыш нас не добрый занёс".

"Вай чашша-та, чашша-та какая!?

Нада тутыка громче ряветь, ить отцедава дева я знаю,

лани вышел страшенный вядметь"

Я же тоже ни чё не забыла,

говорили пушай говорят,

речь свою я люблю, как любила.

Обожаю семейский наряд.

- Итак, что необычного вы услышали в диалоге двух женщин?

- Какие слова вам не знакомы? Подчеркните их.

- Как вы думаете, что обозначают эти слова?

- О чем это стихотворение?

- Почему эти слова не похожи на те, которые мы употребляем в речи каждый день?

- Подумайте, о чем будем говорить на уроке?

- Тема урока: Забайкальский говор. Семейская речь.

- Ребята, зная тему, предположите, что вас ждет сегодня на уроке? Какая перед нами стоит цель? Что нам необходимо сделать?

Цель: узнать особенности речи семейских, проживающих в Забайкальском крае.

- Молодцы! Для достижения этой цели нам нужно решить несколько задач. Как вы думаете, какие задачи нам нужно будет решить?

Посмотрите на экран, вам дано начало каждой задачи, а вам нужно сформулировать остальное.

Задачи: 1) Изучить исторические факты о семейских;

Выяснить, какие особенности речи семейских бывают.

Научиться определять диалектные особенности речи семейских.

Итак, цели и задачи поставлены. Можем двигаться вперед.

Изучение новых знаний:

Кто такие семейские?

Семейские – это русские люди, которые давным- давно-300 лет назад жили возле г.Москвы. За то, что они отказались принять новую веру (молиться по новым церковным книгам) их назвали староверами и сослали в далекую холодную Сибирь. Шли они через всю страну, семьями и поэтому их назвали семейскими.

Поселились они возле о. Байкала и стали жить. Нелегко им пришлось, прежде чем на месте глухой тайги появились красивые села, поля, покосы и огороды.

Семейские бережно хранили все то, что привезли с собой из далеких мест: необычную одежду, церковные книги, орудия труда и, конечно же, песни. Изначально семейские пели только духовные стихи и молитвы.

Пели они по книгам, где эти молитвы записаны специальными значками знаменами или крюками. КРЮКИ (знАмена) - знаки русской церковной безлинейной музыкальной нотации. Ведут свое происхождение от нотации ранневизантийской. Каждый крюк обозначает 1-3 и более тонов.

И поэтому такое пение называется знАменным. Такое старинное пение сохранили и умеют петь только семейские. И поэтому во всем мире оно считается очень ценным и всемирная организация ЮНЕСКО приняла решение считать его мировым наследием. Чтобы не только мы с вами, но и все люди в мире могли услышать, как пели 400 лет тому назад.

Первичное усвоение новых знаний.

Особенности речи:

-Чтобы узнать какие особенности речи есть у семейских людей, давайте выполним одно упражнение:

Задание: На слайде вы видите пары слов. Прочитайте, пожалуйста, их.

Давайте сравним их литературное и диалектное произношение. Сделайте вывод, как произносится звук (ф) в речи забайкальских семейских.

Текст: Сарафан – сарахван, фирма – хвирма, Филипп – Хвилипп, конфеты – конхветы, фрукты – хрукты, вафли – вахли.

Наблюдаем: произношение звука на месте буквы Г очень похоже на произношение звука [х], только произносится голосом.

Сто[γ]а – Сто[х]

Дру[γ]а - Дру[х]

В некоторых словах происходит замена мягкого Хи на Си.

в рубахе - в руба[с’и]

по орехи - по оре[с’и]

ФИЗМИНУТКА: разминка «Аплодисменты здоровья».

А теперь коротко об упражнениях и их воздействии на организм.

Постукивание кулачками друг о друга

Похлопывание запястьями друг о друга

Похлопывание по тыльной стороне ладони другой рукой. Сначала надо сделать упражнение с левой, потом с правой руки или наоборот. Главное поменять руки.

Постукивание кончиками пальцев одновременно друг о друга. На кончиках пальцев есть акупунктурные точки, которые связаны с лицом.

На внутренней стороне наших ладоней есть точки, которые связаны с сердцем и легкими, постукивание кулаком внутренней части ладони. Делается это упражнение сначала с одной руки, потом с другой.

Растирание и похлопывание ладоней стимулирует те точки, которые связаны со многими внутренними органами и системой кровообращения. Похлопывания ладонями друг о друга, с расставленными пальцами - улучшит работу внутренних органов, сердечно-сосудистой системы.

Соберите ладони в горсти и похлопывайте.

Заведите руки за голову и похлопайте в ладоши — это упражнение снимает усталость в области плеч и рук.

Просмотр видео о семейском костюме.

- Ребята, скажите пожалуйста, а что кроме семейского говора отличает семейских от других? (Костюм)

- Все верно! Это костюм. Сегодня я предлагаю узнать вам, из чего же состоит семейский костюм женщины. Сейчас мы посмотрим видео. Будьте внимательны. Для того, чтобы название каждого элемента вы не забыли, предлагаю отмечать на карточках стрелочками и подписывать. То, что мы не

Женский костюм - он состоит из нескольких элементов:

Сначала одевается станушка, состоящая из рубахи и пришитой к ней юбке. Праздничная рубаха шилась из ярких дорогих атласных однотонных тканей, красного, синего, зеленого цветов. Места соединения рукавов для оберега от сглаза вышивались ручной вышивкой. По краю рукава тоже вышивались узоры. Воротник крепился янтарной брошкой, которую называли запонкой. Затем одевался сарафан на лямках. Праздничный шился из дорогих разноцветных кашемировых тканей. На него уходило около 4 метров. По низу сарафана пришивали яркие ленты: 2 – у девушек, 3 – у женщин. Нижняя должна быть шире, чем верхняя. Затем обматывали себя по талии длинным самотканым поясом. Взрослый был шире, детский –уже. Ткали его из разноцветных ниток вручную на ткацком станке. Сверху надевали фартук, который назывался запан. Он шился из цветных тканей, отличных по цвету от сарафана. Также украшался лентами. По талии и на шее завязывался тесемками. Низ украшался узорами, по которым можно определить семейное положение женщины и сколько у нее детей. Украшали костюм несколько рядов бус( от 4 до 20 нитей) , которые назывались монистами, а(я)нтарями. Обычно из неотточенного янтаря и передавались по наследству от матери к дочери. Девушка украшала свою голову лентой, а замужние женщины одевали украшенную бусинами кичку, сделанную из шали и завязанную особым способом.

Задание: просматривая видео, отметьте элементы одежды женского костюма. Запишите те элементы, которых нет на картинке. (Приложение 1)

Работа с картинкой костюма. Проверка совместно с учителем.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Работа в парах с набором картинок.

Задание: у вас на каждую пару даны картинки и карточки со словами.

Попробуйте соотнести картинку и слово. А после выполнения мы проверим по эталону. (Приложение 2)

- Сегодня на уроке вы узнали много новых слов. Последним заданием будет написать несколько предложений, используя новые изученные семейские слова. Зачитываем несколько предложений.

Рефлексия: Три «М». Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на следующем уроке.

Заключение: Ребята, давайте вернемся к цели урока, что нам необходимо было сделать? Получилось у нас достичь поставленной цели?

Все ли задачи были решены?

- Спасибо за урок!













Приложение 1

t1739025829aa.png

Семейский женский костюм.





























Приложение 2.

Лексическое задание.

Карточки со словами:

Вехотка

Жарёлок

Мураш

Монисты

Кушак

Латка

Катанки


Картинки:

t1739025829ab.jpg

t1739025829ac.jpg

t1739025829ad.gif

t1739025829ae.jpg

t1739025829af.jpg

t1739025829ag.jpg

t1739025829ah.jpg









Список использованной литературы

Забайкаловедение. Живое слово Забайкалья: учебное пособие для 6 класса общеобразовательных организаций/ Т.Ю. Игнатович, Ю.В. Биктимирова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 128с.: ил. – (Региональный компонент)

Забайкаловедение. Фольклор Забайкальского края: учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных организаций/ О.Ю. Баранова, Л. В. Камедина, В.А. Сергеева, Е.В. Тарасова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 208с.: ил. – (Региональный компонент)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.