Урок русского языка
в 8 классе
Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда.
И.И.Срезневский
1.06.1812 — 9.02.1880
ученый-лингвист, автор работ по истории древнерусской литературы и славянскому языку,
академик Императорской Академии наук
Нас поразил сказочный домик
у дороги.
Всемогущий Синтаксис
Урок русского языка
в 8 классе
Второстепенные члены предложения.
Повторение.
Цели урока
повторить сведения о второстепенных членах предложения
закрепить умение различать второстепенные члены предложения
совершенствовать навык синтаксического разбора простого предложения
Ключевые понятия темы
синтАксис и пуНКТуАцИя
словОсОчЕтание
распрОстрАнеННые и
НЕраспрОстрАнеННые предлОжения
граММатическая основа предлОжения
второстепеННые члены предлОжения
Вспомним изученное
1.Указать предложения с дополнениями.
а) Слово – дело великое.
б) Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их.
в) Словом можно смертельно обидеть человека.
г) Но оно же может и спасти…
Б), В)
Вспомним изученное
2. Указать предложения с определениями.
а) Язык – это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил.
б) Это образ жизни; воздух, которым мы дышим; вода, которую пьем…
в) Это еще и музыка, которую мы слышим.
г) Это ключик к познанию истории, мудрости народа.
А), Г)
Вспомним изученное
3.Указать предложение с обстоятельствами.
а) Вернейший способ узнать человека – послушать его.
б) Речь – зеркало внутреннего мира человека.
в) Мы обращаем внимание не только на манеру человека держать себя, его походку, поведение, но и на речь.
г) Ведь речь – необыкновенно точный показатель его человеческих качеств.
Г)
Лингвистический эксперимент
Слово вовсе не ново,
И все же я восславлю .
Слово — основа.
Жить и любить невозможно .
слова.
Слово голова.
о слове
слово
всей нашей жизни
без слова
в жизни всему
С нами всюду всегда
снова
Роль второстепенных членов в предложении
распространяют главные члены предложения и другие второстепенные члены
помогают полнее и ярче выразить мысль
Потренируемся
Родной язык надо любить как мать как музыку и надо уметь хорошо г_в_рить что(бы) пер_дать свою мысль другому ясно и просто.
Буд_шь пон_мать мысли людей – легче будет жить, и умнее стан_шь, да и тебя все будут пон_мать…
(М.Горький)
Проверь себя
Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы передать свою мысль другому ясно и просто.
Будешь понимать мысли людей – легче будет жить, и умнее станешь, да и тебя все будут понимать…
Надо любить родной язык и уметь хорошо говорить, чтобы тебя понимали.
мысли людей
- людские мысли
(кого? дополнение)
(чьи? определение)
Потренируемся
Определи синтаксическую роль инфинитива в предложениях
а) Когда возникает желание посоветоваться с умным другом, бери в руки томик Пушкина.
б) Настоящая поэзия может очаровывать.
в) Юные читатели пришли в библиотеку познакомиться с новинками художественной литературы.
г) Писатель учит нас понимать прекрасное.
определение
дополнение
Обстоят-во
сказуемое
Проверь себя
Задание 1 – 3
Задание 2 – 2
Задание 3 – 3
Задание 4 – в школе
Задание 5 – сказуемое
М О Л О Д Ц Ы !
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру на тему «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».
ИЛИ
Стр. 68, упр. 105.
Разобрать предложения по членам, обратив особое внимания на сложные случаи различения второстепенных членов предложения.