Урок русского языка 1 класса «Слова - предметы»

Технологическая карта урока русского языка в 1 – Б класе Учитель: Каштанова Татьяна Алексеевна Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 5 г. Ртищево Саратовской области» | |||
Предмет | русский язык | ||
Класс | 1 класс УМК «Школа России» | ||
Тип урока | Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий | ||
Технология построения урока | проблемно-диалогическая | ||
Тема | Слова-предметы | ||
Цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями о словах-предметах, их схематическим изображением; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); | ||
Основные термины, понятия | Слова-предметы, схема предложения. | ||
Межпредметные связи | Литературное чтение | ||
Предметные умения Слова-названия предметов, значение и употребление в речи. Различение слов-названий предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Знакомство со схематическим изображением слов-названий предметов, Формирование умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящим из 2 слов (слово-предмет, слово-действие). | Личностные УУД: Смыслообразование: Проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний (слова-названия предметов, слова-названия действий). Регулятивные УУД: Выполнение пробного учебного действия; Самоконтроль,коррекция, оценка. Познавательные УУД: Формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям. Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, РТ). Умение использовать знаково-символические средства (модели единиц русского языка). Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Коммуникативные УУД: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос (при сопоставлении слов-названий предметов), планирование учебного сотрудничества с соседом по парте. | ||
Формы работы | Фронтальная Работа в парах Индивидуальная групповая | ||
Дидактические задачи этапов урока | |||
Этапы урока | Дидактические задачи | ||
Организационный (этап мотивации) | Создание эмоционального настроя и атмосферы, подготовка учащихся к работе на уроке | ||
Этап целеполагания | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. | ||
Актуализация опорных знаний и умений | Организация и направление к цели познавательной деятельности учащихся через методический инструментарий | ||
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | ||
Первичная проверка понимания учащимися нового материала | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Формирование умения применять полученные знания на практике | ||
Закрепление нового материала. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Формирование умения самостоятельно применять полученные знания на практике и сравнивать свою работу с образцом. | ||
Рефлексия учебной деятельности | Подведение итогов деятельности по достижению целей урока. Анализ и оценка успешности достижения цели. | ||
| |
Технологическая карта урока | |||
| |||
Технология изучения Этап урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап (создание мотивации) | Регулятивные: саморегуляция коммуникативные: учебный диалог учителя с учениками | Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. 2020 год – особенный. В этом году мы отмечаем знаменательную дату в истории нашей страны 75-летие Великой Победы, также текущий год объявлен Президентом страны как годом Памяти и Славы. Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России XX века. 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне посвящается наш урок… - Положите правую руку себе на сердце… Почувствуйте его биение… Я хочу, чтобы ваши сердца сегодня на уроке работали в унисон, то есть вместе. | Диалог учителя с детьми. Дети садятся. |
Минутка чистописания | Предметные: уметь писать элементы изученных букв и сочетаний Метапредметные (УУД): познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя) коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; | Наши пальчики сплетем, Руки вытянем потом. Пальцы выгнутся чуть-чуть – Их расслабить не забудь. Назовите третью букву в алфавите Назовите букву, которая похожа на колесо Назовите букву, которая следует в алфавите за буквой И Назовите букву, которая стоит перед буквой О Назовите первую букву алфавита Найдите соединение, написанное лучше всех остальных, подчеркните его зеленым карандашом. Кто подчеркнул 5 соединений? Вы настоящие мастера своего дела! Поставьте у себя на полях + Прочтите первые буквы в столбике. Какое слово у вас получилось? | Ученики сплетают пальцы обеих рук, затем вытягивают руки вверх, тыльными сторонами ладоней к себе. При этом указательный, средний и безымянный пальцы прогибаются. После выполнения упражнения учащиеся встряхивают руками, расслабляя пальцы. Учащиеся находят буквы, прописывают их Вв (3 раза) Оо ов ово во Й ой йв вой Нн на он йна Аа ва ав ан на Война |
Этап целеполагания Актуализация опорных знаний и умений с целью подготовки к введению в новую тему | Предметные: знать слова-названия предметов, значение и употребление в речи Метапредметные (УУД): познавательные: -формировать умение поиска начала урока по условным обозначениям; -формировать умение использовать знаково-символические средства; -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя) регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | 1. Сегодня на уроке мы поговорим о войне… и не только о ней. Ведь война не обошла стороной ни один дом, ни одну семью. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Кажется, мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года - 1418 дней. 2. Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий. Из слов на доске выберите только те, которые можно отнести к теме «Война» Победа, мир, любовь, цветы, дети, радость, солдат, салют, герой, танк, самолет, народ, голод, Солдат, герой народ танк, самолет, голод - Молодцы ! Все назвали правильно. Давайте разделим их на две группы. Попробуйте задать вопросы к этим словам. -На какие группы их можно разбить? - Какие из них живые, а какие неживые? -Какие предметы можно назвать “живыми”? -На какой вопрос они отвечают? - Какие предметы можно назвать “неживыми”? -На какой вопрос они отвечают? - В одном столбике у нас слова … А в другом столбике... Так вот ,ребята, Значит тема урока? -Цель урока данной темы? | Диалог учителя с детьми. Дети выбирают слова ( Ребята сортируют слова в два столбика одушевлённые, и неодушевленные.) (одни обозначают живые предметы, а другие – неживые) (кто?) (что?) Слова, которые живые или одушевлённые отвечают на вопрос Кто? слова, которые неживые, неодушевлённые отвечают на вопрос Что? - Слова, отвечающие на вопросы Кто ? Что? - Правильно ставить вопросы Кто? Что? к словам обозначающим предмет. - правильно находить слова – предметы в тексте - Узнать как схематически обозначаются эти слова. |
Физминутка | | Встали ровненько, ребята, Пошагали как солдаты, Влево, вправо наклонись, На носочках подтянись, Раз – рывок, Два – рывок, Отдохнул ли ты дружок? Помаши кистями дружно И садись, работать нужно! | Выполняют движения |
Открытие нового знания | Предметные: -умение различать слова-названия предметов, - знакомство со схематическим изображением слов-названий предметов, слов-названий действий. Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; регулятивные: работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Началась война 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Священная война. На территории нашей страны, во всех уголках, миллионы людей вышли на улицы, чтобы услышать ….(Звучит голос Левитана.) На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Уходили мужья, сыновья, братья, сестры. В тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы., выращивали хлеб, вязали теплые вещи для бойцов. . “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз. Каждый совершал свой человеческий подвиг. -Что такое подвиг? (Ответы детей). В бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвуя всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны. Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины. Героизм советских людей не поддается счету: битва за Москву, блокада Ленинграда, 200 дней и ночей Сталинграда, Курская дуга, битва за Днепр. Перед вами картины войны - Давайте сейчас назовем слова, отвечающие на вопрос кто? ( Дети по очереди называют слова.) А теперь слова, отвечающие на вопрос что? ( Ребята называют слова). Итак, что мы можем сказать о сказанных словах? Вывод: слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают предмет. -Слова – названия предметов, которые отвечают на вопрос кто? или что? обозначаем так: Первичное закрепление. Запишите 2 слова, отвечающие на вопрос кто? Подчеркните одной чертой Запишите 2 слова, отвечающие на вопрос что? Подчеркните одной чертой Встаньте те, у кого задание выполнено в соответствии с образцом на экране. Поставьте в тетради + на полях. Вы отлично поработали! | Просмотр видео фрагмента о начале войны Продолжают предложение «Подвиг это… Найти определение в толковом словаре ПО́ДВИГ, -а, м. Героический, самоотверженный поступок, важное по своему значению действие, совершаемое в трудных условиях. Рассматривают картины и называют слова: Кто? Солдаты, командир, раненый Что? Взрыв, танк, автомат, окоп… Проговаривают вывод. Записывают на доске и в тетради слова |
Физминутка для глаз | | Видео с двигающимися фигурами | Следят за фигурами на экране |
Этап применения знаний | Предметные: -умение различать слова-названия предметов, - схематическое изображение слов-названий предметов Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в учебнике; - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; регулятивные: работать по предложенному плану; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; | Перед вами текст стихотворения «Кто был на войне?» Прочтите. Найдите слова отвечающие на вопрос (Кто?), (Что?) Кто был на войне Дочь обратилась однажды ко мне: 1 ряд выпишите слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Из первых двух сторф 2 ряд выпишите слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Из третьей, четвертой и пятой строфы 3 ряд выпишите слова, отвечающие на вопрос КТО? ЧТО? Из последних трех строф Первый ряд проверит: Все ли слова выписаны на доске правильно? Встаньте те у кого задание выполнено в соответствии с образцом на экране. Поставьте в тетради + на полях. Вы замечательно справились с заданием! По этому алгоритму проверить выполнение задания у других рядов | Дочь небо Папа самолет Дедушка Леня Дедушка война Женя вопросы Бабушка бои Соня Прадед зима Алеша враги Прадед Москва Аркадий Родина война Выписывают самостоятельно и один ученик от ряда на доске. Сверить с написанным на доске и оценить себя. |
| Предметные: -умение находить в тексте слова-названия предметов, - схематически изображать слова-названия предметов, Метапредметные (УУД): познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; регулятивные: работать по предложенному - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -Уметь работать в группе | Работа в группах Прочитать. Найти и подчеркнуть в тексте слова, отвечающие на вопросы КТО? Группа 1 Как надоели вОйны на свете, Прочитать. Найти и подчеркнуть в тексте слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? Группа 2 Хочется крикнуть: " - Люди, постойте, Прочитать. Найти и в подчеркнуть в тексте слова, отвечающие на вопросы ЧТО? Группа 3 Война - это боль, это смерть, это слёзы, Проверяем работу групп. Выбранный вами ученик дает правильный ответ. Сверьте ответ с правильным ответом на экране. Аплодисменты группе, которая прекрасно справилась с заданием. Вы молодцы, поработали на славу! | Разбиваются на группы Повторить правила работы в группе Работа в группах Проверка работы групп |
Рефлексия деятельности | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | День Победы наша страна празднует так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ. -Ребята, это было последнее задание. Можем ли мы закончить урок? -Какую первую цель мы ставили? - Какая следующая цель? - Какая последняя цель нашего урока? Всё ли у нас получилось? Я вас призываю, нам всем это нужно, Пускай на земле будет мир, будет дружба, Пусть солнце лучистое всем нам сияет, А войн - НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!! Ольга Маслова, г. Санкт-Петербург Красоту, что дарит нам природа... А. Сурков Красоту, что дарит нам природа, Отстояли солдаты в огне, Майский день сорок пятого года Стал последнею точкой в войне. За всё, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам - Нашим дедам и отцам. Недаром сегодня салюты звучат В честь нашей Отчизны, В честь наших солдат! Закончите предложение - Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… | 1. Узнать о словах-предметах 2.Узнать как схематически обозначаются эти слова. 3. Научиться находить в тексте эти слова Учащиеся заканчивают предложения. Ребенок читает стихотворение |
Кадырова Ольга Игоревна