12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бакшаева Ирина Валерьевна1169
Россия, Марий Эл респ.

Бакшаева Ирина Валерьевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «Суслонгерская средняя общеобразовательная школа»

Звениговского района Республики Марий Эл.

Конспект урока по русскому языку с презентацией

Тема: «Морфологический разбор глагола»

Класс: 5

Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений (общеметодологической направленности).

Вид урока: урок-совершенствование.

УМК: Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы, под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского и др. – М., «Просвещение», 2011

Учебник: Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. М.: Просвещение, 2015.


Цели: создать условия для обобщения знаний по теме «Морфологические признаки глагола»; совершенствовать орфографические навыки учащихся.

деятельностная: научить детей структуризации полученного знания по теме «Морфологические признаки глагола» посредством его морфологического разбора, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы;

содержательная: учить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связи с уже приобретенным опытом и его значения для последующего обучения.

Цели как деятельность учеников:

Метапредметные:

М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию (схема, алгоритм); пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), работать со словарями и справочниками.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждение.

Предметные: выполнять морфологический разбор глагола, совершенствовать орфографические навыки по теме «Правописание глагола».


Оборудование: раздаточные материалы, учебник, презентация (ссылка на презентацию https://урок.рф/ presentation/20740.html ) .


Конспект урока

Этап урока: Самоопределение. (3 минуты)

Цель этапа: организовать детей, включить их в урок, создать положительный настрой (текст приветствия на СЛАЙДЕ1)

Добрый день!

Прозвенел опять звонок!

Начинаем наш урок!

Не ленимся, не ворчим!

Всё на свете знать хотим!

Изучаем тему дружно:

Стать умнее очень нужно!

Не минутки не терять!

На уроке не скучать!

Учитель: Ребята, чтобы вы стали еще энергичнее и бодрее, я поместила наше приветствие на слайд и придумала такое задание: посчитайте количество слов в этом стихотворении, а потом определите, слов какой части речи здесь больше всего? (30 слов, из них 10 глаголов).

Как вы думаете, почему? (приветствие побуждает нас к действию).


Этап урока: Актуализация знаний и фиксирование затруднений(10 минут)

Приемы этапа: «толстые и тонкие вопросы», буквенный диктант.

Учитель: Итак, сегодня в центре нашего внимания вновь его величество глагол. Предлагаю вспомнить, что мы о нём уже знаем. Зададим друг другу вопросы, «тонкие» и «толстые».

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1)что обозначает глагол?

1)как ты думаешь, можно ли обойтись без глаголов в речи?

2) как определить вид глагола?

2) что нужно знать, чтобы определить спряжение глагола?

3)какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

3) как не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола?

4) как изменяются глаголы?

4) почему суффикс –л- не входит в основу глагола?


5) Можешь ли ты назвать, какое правило написания глаголов вызывает у тебя трудности и почему?

Учитель: мы определились, что правописание окончаний вызывает наибольшую трудность. Давайте еще раз в парах повторим алгоритм написания, поработаем над буквенным диктантом и проведем самопроверку.

-работа в парах по алгоритму

правописания безударных личных окончаний глагола-

Буквенный диктант (дети записывают только безударную гласную окончания в три столбика)

1. Строим кормишь вертит

2. Клеим пишешь купает

3. Смотрим слышишь ненавидит

4. Стелем колешь обидит

5. Сеем думаешь клеит

6. Знаем выпишешь терпит

7. Тащим знакомишь сушит

А теперь осуществим самопроверку: обведите буквы «И» красной пастой, если вы всё написали правильно, получится оценка «5». (слайд)

И И И

И Е Е

И И И

Е Е И

Е Е И

Е Е И

И И И

Примечание: тому, кто выполнил задание безошибочно, можно поставить оценки уже на этом этапе.

Итак, мы повторили спряжение глагола и довольно успешно! Молодцы!

-физкультминутка-(все встаем)(2 минуты)

Игра: «Верю- не верю». Если верю – то хлопаю, не верю –топаю.

1. Глагол – это служебная часть речи, которая обозначает действие предмета.(не верю)

2. Глаголы могут спрягаться.(верю)

3. Глагол стелить – I спряжения.(верю)

Глаголы изменяются по падежам.(не верю)

4. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать».(верю)

6. Что делать, что сделать – это вопросы неопределенной формы глагола.(верю)

7. Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам.(верю)

8. Глагол в предложении является подлежащим.(не верю)

Молодцы! Садимся и продолжаем работу


Этап урока: Постановка учебной задачи, целей урока (2 минуты)

Давайте вспомним: какой вид работы нам помогает обобщить знания о признаках слова как части речи (ответы детей: морфологический разбор).

Итак, тема урока: «Морфологический разбор глагола». (СЛАЙД)

Каковы будут цели урока? (ответы детей)

Что нам нужно, чтобы успешно выполнять морфологический разбор глагола?( знать признаки глагола, уметь их определять, вспомнить план разбора)


Этап: Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.(3 минуты)

работа над обобщенной схемой(СЛАЙД)

Учитель: давайте вспомним общую схему разбора самостоятельных частей речи.


Этап урока Реализация выбранного проекта(10 минут)

Работа с текстом (раздатки на партах). Задание:

1. Прочитай текст. Подумай, когда происходит действие? Глаголы какого времени употреблены автором? Почему? С помощью чего достигается эффект настоящего времени?

Выпиши глаголы, определи их время, спряжения и обозначь окончания.

Выполни морфологический разбор указанного глагола (работа у доски по вариантам) с взаимопроверкой.

Жили мы на даче, в горах. За садом, шагах в пятидесяти, было озерцо. Над озерцом склонялась скала, и из трещины в ее стене бил довольно мощный родник. Вода была ледяная и прозрачная. На дне сверкали гладкие, пестрые галечки.

И вот как-то разразилась гроза.

Вас когда-нибудь заставала гроза в горах? Нет? Ну и хорошо, что не заставала.

Молнии вспыхивают одна за другой. Дождь льет сплошной стеной. Вода ревет, стекая бурными потоками с гор.

Громовые раскаты кажутся несмолкаемыми. Ведь звук в горах повторяется много раз.

Хозяйка дачи волновалась. Ведь много бед может принести разбушевавшаяся стихия. Случалось, что ливнем смывало целые плантации, огороды, посевы на полях.

(По В. Зенковичу)1

разразилась вспыхивают стихало


Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5 минут)

Примечание: на данном этапе работу можно дифференцировать. Сильным ученикам для разбора предлагаем текст Л. Петрушевской из цикла «Лингвистические сказки». Остальные продолжают работу с предыдущим текстом, выполняя морфологический разбор глаголов. Однако, следует отметить, что практика работы с лингвистическими сказками показывает, что подобные задания повышают мотивацию, вызывают интерес, вносят разнообразие в урок, развивают лингвистическое чутье.

Задание: перед вами текст лингвистической сказки. Давайте её послушаем и сравним с предыдущим текстом. (СЛАЙД)

ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

- Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Л. Петрушевская2

Беседа по вопросам:

- Какое значение слов мы не можем определить? Почему? (лексическое, в русском языке нет таких корней слов, а лексическое значение заключается в корне.)

- Какое значение слов нам понятно? (грамматическое, оно заключено в окончании и некоторых суффиксах)

- найдите глаголы по морфологическим признакам: 1) совершенный вид, прошедшее время, множественное число (присяпали, стрямкали);

2) несовершенный вид, 2 спряжение, 3 лицо, настоящее время. (Волит)

- морфологический разбор глагола не трямкают.


Этап рефлексии деятельности(5 минут)

Учитель: итак, ребята, мы с вами проделали большую работу. Какую? (ответы детей). Пришла пора подвести итоги. Предлагаю следующие задания:

I. Найди ошибку (СЛАЙД)

1. Растекался- глагол несовершенного вида, 1 спряжения, прошедшего времени.

2. заблистает – глагол несовершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.

3.Расколят (дрова) - глагол совершенного вида, 1 спряжения, будущего времени.

II. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Докажи свое мнение. (СЛАЙД)

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Натоплю пожарче печь, пироги я стану печь.


III. Продолжи предложение

Я сегодня научился…

Мне было интересно...

Мне было комфортно, потому что…

Мне было неуютно, потому что…

Я хорошо усвоил тему…

Мне нужно еще поработать над темами…


Домашнее задание (2 минуты)

1)Параграф 120. Упражнение 687

или

2)продолжить самостоятельно лингвистическую сказку, можно с теми же героями.

А теперь заключительный момент: "Хвалилки". Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"



Литература

Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. М.: Просвещение, 2015. / Влодавская Е.А. – М: Экзамен, 2014


Петрушевская Людмила. Лингвистические сказки "Пуськи бятые" [Электронный ресурс] URL https://pikabu.ru/story/lyudmila_petrushevskaya_lingvisticheskie_skazki_puski_byatyie_2483385

1 Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. М.: Просвещение, 2015. / Влодавская Е.А. – М: Экзамен, 2014, стр.165


2 https://pikabu.ru/story/lyudmila_petrushevskaya_lingvisticheskie_skazki_puski_byatyie_2483385

8


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Бакшаева Ирина Валерьевна, 14.11.19 в 22:25 0Ответить Пожаловаться
https://урок.рф/presentation/20740.html
Ссылка на презентацию

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.