Урок Русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»
Открытый урок в 8 классе
«Однородные и неоднородные определения»
(урок открытия нового знания)
Цели по достижению:
- личностных результатов:
1) формировать устойчивый познавательный интерес ,
2) развивать уважительное отношение к другому человеку и его мнению,
3) развивать ответственное отношение к саморазвитию и самообразованию,
- метапредметных результатов:
1) развивать умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (коммуникативные УУД),
2) развивать умение переводить учебный материал в кластер и использовать для решения (познавательные УУД),
- предметных результатов:
1) формировать умение различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их,
2) формировать умение читать предложения с однородными и неоднородными членами предложения.
Ход урока
1. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.
Проводится игра «Японская машинка», цель которой — активизация внимания учащихся, вовлечение в совместную деятельность.
2. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
Какой раздел науки о языке мы изучаем в 8 классе? (Синтаксис)
Какие языковые единицы является объектом изучения синтаксиса? (Словосочетание, предложение, текст)
Какие темы мы изучили в разделе «Словосочетание»? (Типы связи в словосочетаниях)
Какие темы мы изучили в разделе «Простые предложения»? (Односоставные и двусоставные предложения, виды односоставных предложений — определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные, полные и неполные предложения, тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении)
Какую тему мы изучили на позапрошлом уроке? (Понятие об осложнённом предложении)
Какие осложнённые предложения мы рассматривали на прошлом уроке? (Предложения с однородными членами, связанными, связанные перечислительной интонацией)
А теперь проверим домашнее задание. Вам надо прочитать предложения упражнения №235 (учебник «Русский язык 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М., Просвещение, 2014), соблюдая перечислительную интонацию при однородных членах. Я называю номер предложения и имя ученика, который будет это предложение читать.
3. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии.
На доске написаны предложения:
Писатель Иван Сергеевич Тургенев призывал беречь наш прекрасный русский язык.
Русский, белорусский, украинский языки составляют группу восточноевропейских языков.
Ребята, давайте в этих предложениях найдём однородные члены и подчеркнём их волнистой линией. А теперь посмотрите, чем отличаются эти предложения? Почему в одном случае стоит запятая, в другом нет? Проверим, соответствуют ли подчёркнутые нами определения критериям, по которым мы определяем однородные члены предложения. Итак, отвечают на один вопрос? Являются в предложении одинаковыми членами предложения? Относятся к одному и тому же слову? Тогда почему в одном случае запятая ставится, а в другом — нет? (Выслушиваются версии ребят). Итак, мы приходим к выводу, что есть какое-то знание, с которым мы пока ещё не знакомы. И нам предстоит это приятное знакомство на сегодняшнем уроке.
4. Формулирование темы урока и целей урока.
Попробуем сформулировать тему урока с помощью двух таблиц: в левой — цифры, в правой — буквы, место цифры в левой колонке соответствует месту буквы по фразе, которую надо составить. Выписывайте буквы в соответствующем порядке, и вы сформулируете тему урока.
Один ученик работает у доски, остальным раздаются карточки с этой таблицей (Приложение 1).
5 | 13 | 16 | 32 | 29 | 23 | 8 | | р | е | н | н | е | е | н |
21 | 33 | 24 | 1 | 9 | 26 | 12 | | н | и | о | о | ы | р | н |
28 | 7 | 11 | | 17 | 4 | 34 | | д | д | и | | о | о | я |
19 | 3 | 18 | 25 | 15 | 31 | 20 | | 0 | н | р | п | д | е | д |
30 | 22 | 27 | 14 | 10 | 6 | 2 | | л | ы | е | о | е | о | д |
Получилось «Однородные и неоднородные определения». А теперь поставим себе цели урока.
5. Открытие нового знания.
Теперь открываем учебники на странице 134. Параграф 42 соответствует теме нашего урока. Задание: читаем теорию и и составляем сравнительную характеристику однородных и неоднородных определений. Можно сравнительную характеристику оформить с помощью кругов Эйлера или в виде таблицы. Один ученик работает у доски.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель читает предложения, учащиеся находят определения, определяют, однородные они или нет, отвечают, нужна или нет запятая. Несколько предложений дети записывают в тетрадь, подчёркивают однородные определения, выделяют запятую, один ученик работает у доски. Также можно предложения вывести на экран.
С горы были видны соломенные, черепичные, деревянные крыши ближайшего селения. (Характеризуют предмет с одной стороны, то есть объединены общим понятием (по цвету, материалу, размеру, вкусу и др.) Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами. (Общее понятие — небо осеннее, невзрачное) На небосклоне чуть заметны были бледные, неяркие звёзды. (Общее понятие — звезды тусклые) Глубокая, дремучая старина окружала моё детство на слободке. Прошёл серый пассажирский теплоход. Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики. На поляне пестрели белые, синие, красные цветы. Мама купила большой красный сладкий арбуз. На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. Белая шерстяная кофта висела на спинке стула. По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву. Шёл надоедливый октябрьский дождь. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен. Было как-то по-хорошему грустно в этом маленьком, уже тронутом поздней осенью саду. Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
На доске записаны предложения:
По обеим сторонам дороги стояли … деревья.
Раздался … удар грома.
Учащиеся записывают эти предложения в тетрадь, вставляя 2-3 определения на месте пропуска. Сначала записывают эти предложения, вставляя однородные определения в обоих предложениях, затем записывают два предложения с неоднородными определениями. Итого 4 предложения. Зачитывают свои предложения, обсуждают подобранные определения.
Слова для справок: старые, печальные, жёлтые, багряные; страшный, оглушительный, первый, весенний.
8. Самостоятельная творческая работа.
Ранее было выдано Приложение 1, на оборотной стороне этого листочка — текст «Снегирь». Надо вставить в него однородные и неоднородные определения.
9. Включение в систему знаний и повторение.
Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека и выполняют текст (Приложение 2). Если учащихся в классе немного, можно этот тест вывести на экран, чтобы класс выполнял это задание коллективно, капитан после обсуждения, нажимает на компьютере клавишу с предполагаемым верным ответом.
Ключ к тесту: 1 — г, 2 — а, 3 — б, 4 — в, 5 — а, 6 — а, 7 — г, 8 — г, 9 — а, 10 — в.
10. Рефлексия.
На доске (на экране) записаны начала предложений:
На сегодняшнем уроке я сделал открытие …
На сегодняшнем уроке я испытывал трудности …
На сегодняшнем уроке я понял, что мне надо повторить темы …
Учащиеся выбирают любое и продолжают это предложение.
11. Выдача домашнего задания.
Разноуровневое задание:
на оценку «3» - упражнение № 244 на с.135 учебника;
на оценку «4» - задание на листочке (Приложение 3, ключ к упражнению: надо обвести в кружочек предложения под номерами 2, 3, 4, 6, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 26, 29);
на оценку «5» - сочинение на любую тему объёмом не менее 2 страниц с обязательным включением в текст сочинения однородный и неоднородных определений в 10 и более предложений.
Приложение 1
5 | 13 | 16 | 32 | 29 | 23 | 8 | | р | е | н | н | е | е | н |
21 | 33 | 24 | 1 | 9 | 26 | 12 | | н | и | о | о | ы | р | н |
28 | 7 | 11 | | 17 | 4 | 34 | | д | д | и | | о | о | я |
19 | 3 | 18 | 25 | 15 | 31 | 20 | | 0 | н | р | п | д | е | д |
30 | 22 | 27 | 14 | 10 | 6 | 2 | | л | ы | е | о | е | о | д |
Приложение 1
5 | 13 | 16 | 32 | 29 | 23 | 8 | | р | е | н | н | е | е | н |
21 | 33 | 24 | 1 | 9 | 26 | 12 | | н | и | о | о | ы | р | н |
28 | 7 | 11 | | 17 | 4 | 34 | | д | д | и | | о | о | я |
19 | 3 | 18 | 25 | 15 | 31 | 20 | | 0 | н | р | п | д | е | д |
30 | 22 | 27 | 14 | 10 | 6 | 2 | | л | ы | е | о | е | о | д |
Приложение 1
5 | 13 | 16 | 32 | 29 | 23 | 8 | | р | е | н | н | е | е | н |
21 | 33 | 24 | 1 | 9 | 26 | 12 | | н | и | о | о | ы | р | н |
28 | 7 | 11 | | 17 | 4 | 34 | | д | д | и | | о | о | я |
19 | 3 | 18 | 25 | 15 | 31 | 20 | | 0 | н | р | п | д | е | д |
30 | 22 | 27 | 14 | 10 | 6 | 2 | | л | ы | е | о | е | о | д |
Приложение 1
5 | 13 | 16 | 32 | 29 | 23 | 8 | | р | е | н | н | е | е | н |
21 | 33 | 24 | 1 | 9 | 26 | 12 | | н | и | о | о | ы | р | н |
28 | 7 | 11 | | 17 | 4 | 34 | | д | д | и | | о | о | я |
19 | 3 | 18 | 25 | 15 | 31 | 20 | | 0 | н | р | п | д | е | д |
30 | 22 | 27 | 14 | 10 | 6 | 2 | | л | ы | е | о | е | о | д |
Снегирь Однажды в один (неоднородные определения: по времени года, температуре воздуха) _____________ _____________день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (однородные определения: по красоте, яркости) __________ ___________птичка. Снегиря отличает от других птиц его (неоднородные определения: по цвету, по пышности) __________ ________ грудка, которая огоньком горит на (неоднородные определения: по размеру, по заснеженности) ___________ ________ окне. Прилет снегиря стал для меня очень (неоднородные определения: по важности, по времени года)________ __________ событием. | ||||||||||||||
Снегирь Однажды в один (неоднородные определения: по времени года, температуре воздуха) _____________ _____________день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (однородные определения: по красоте, яркости) __________ ___________птичка. Снегиря отличает от других птиц его (неоднородные определения: по цвету, по пышности) __________ ________ грудка, которая огоньком горит на (неоднородные определения: по размеру, по заснеженности) ___________ ________ окне. Прилет снегиря стал для меня очень (неоднородные определения: по важности, по времени года)________ __________ событием. | ||||||||||||||
Снегирь Однажды в один (неоднородные определения: по времени года, температуре воздуха) _____________ _____________день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (однородные определения: по красоте, яркости) __________ ___________птичка. Снегиря отличает от других птиц его (неоднородные определения: по цвету, по пышности) __________ ________ грудка, которая огоньком горит на (неоднородные определения: по размеру, по заснеженности) ___________ ________ окне. Прилет снегиря стал для меня очень (неоднородные определения: по важности, по времени года)________ __________ событием. | ||||||||||||||
Снегирь Однажды в один (неоднородные определения: по времени года, температуре воздуха) _____________ _____________день ко мне на окно прилетел снегирь. Я рассмотрел его. Оказалось, что это очень (однородные определения: по красоте, яркости) __________ ___________птичка. Снегиря отличает от других птиц его (неоднородные определения: по цвету, по пышности) __________ ________ грудка, которая огоньком горит на (неоднородные определения: по размеру, по заснеженности) ___________ ________ окне. Прилет снегиря стал для меня очень (неоднородные определения: по важности, по времени года)________ __________ событием. |
Приложение 2
Проверочный тест
1. Данный признак не является характерным для однородных определений:
а) характеризуют предмет с одной стороны;
б) произносятся с перечислительной интонацией;
в) можно поставить союз и, если определения соединены бессоюзной связью;
г) характеризуют предмет с разных сторон.
2. Укажите однородные определения (запятые не расставлены):
а) красные синие рубахи;
б) старый дубовый стол;
в) новая синяя блузка;
г) большой чёрный камень.
3. Укажите однородные определения (запятые не расставлены):
а) царственный дубовый лес;
б) красивый стройные деревья;
в) широкая липовая аллея;
г) узкая багровая полоса
4. Укажите неоднородные определения (запятые не расставлены):
а) мрачная угрюмая зима;
б) глиняная деревянная посуда;
в) старый господский дом;
г) красные жёлтые флажки
5. Укажите неоднородные определения (запятые не расставлены):
а) большой пассажирский самолёт;
б) шёлковые хлопчатобумажные ткани;
в) русский английский языки;
г) неторная заросшая дорожка
6. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:
а) Вечерний лёгкий свет алеет на полях.
б) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашкой.
в) Ранним майским утром на прибрежных лугах гаснут огоньки маячков.
г) В прохладный июльский день я сидел на берегу и любовался рекой.
7. Укажите пример с пунктуационной ошибкой:
а) Посыпал самый первый снег.
б) Однажды ноябрьскими дождливыми сумерками он возвращался домой из порта.
в) В горном ущелье около 700 лет назад стали разводить больших лохматых собак.
г) Прижавшись к дереву, лежал маленький, мокрый щенок.
8. В каком предложении нужно поставить запятую?
а) Мимо станции промчался длинный товарный поезд
б) Этот серенький карманный фонарик удобен для туриста.
в) Возле поликлиники росли старые стройные берёзы.
г) На свежем снегу нетрудно было заметить заячьи беличьи следы.
9. Какое слово надо подобрать к словосочетанию «Хороший друг», чтобы определения стали однородными?
а) верный;
б) красивый;
в) взрослый;
г) старый
10. Какое слово надо подобрать к словосочетанию «фарфоровые чашки», чтобы определения стали однородными?
а) старые;
б) разбитые;
в) фаянсовые;
г) синие.
Приложение 3
Домашнее задание.
Обведите номера предложений с однородными определениями.
Расставьте запятые.
1. Он родился в бедной крестьянской семье.
2. Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках.
3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве.
4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она.
5. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор.
6. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.
7. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.
8. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет.
9. Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце.
10. У него были большие рыбьи глаза.
11. Вокруг тянулась плоская унылая степь.
12. Послышался звонкий детский смех.
13. Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо.
14. Все уснуло крепким здоровым сном.
15. Был холодный осенний вечер.
16. На ветках висели крупные тяжелые капли.
17. Воспоминания – это живой трепещущий полный поэзии мир.
18. Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода.
19. Дул сухой горячий ветер.
20. Крепкий предрассветный сон сморил его.
21. В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег.
22. Мы шли по тихой озаренной звездами тайге.
23. Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава.
24. Толстой не мог не писать, если перед ним лежала хорошая чистая бумага.
25. Теплым летним утром отправился я в Львов.
26. Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины.
27. Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.
28. В старом загородном парке тихо.
29. Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист.
30. Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.