Урок русского языка в 4 классе на тему «Правописание Ё и О в корне слова после шипящих»

2
0
Материал опубликован 15 December 2022


Технологическая карта урока русского языка в 4классе

 по теме: «Правописание О и Е в корне  после шипящих »

УМК «Перспективная начальная школа»

Тип урока

Урок открытия нового знания (технология системно-деятельностного метода)

Цель:

Задачи:

Освоение правописания «о» и «е» в корне после шипящих

познакомить учащихся с правописанием «о» и «е» в корне после  шипящих;

освоить алгоритм правописания «о» и «е» в корне после шипящих;

развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания

воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение работы.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке

- проговаривать последовательность действий на уроке

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

- уметь работать по коллективно составленному плану

вносить необходимые коррективы в действие

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

- слушать и понимать речь других

-учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

- уметь использовать в речи  речевые единицы,

- уметь сравнивать разные  формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова;

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

- учебник

-  тетрадь

- карточки  


Организация

пространства

Эвристическая беседа

 фронтальная работа

 индивидуальная работа

 работа в парах

Этап урока и его цели

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Содержание урока

Планируемые

результаты

I. Вводно-мотивационный этап

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

.

Организует быстрое включение учащихся в

урок.

Мотивирует к учебной деятельности.


1. На доске скороговорка. Читаем. Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща;  же, че, ша, ща.

На проговаривание каких звуков направлены скороговорка?

Шипящие – сигнал, что в слове есть орфограмма.

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме.

 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают ответы.

Высказывают своё предположение.

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Организует  актуализацию умений ставить ударение существительных ,определять части слова, падеж;

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

1.Постановка учебной проблемы.

-На доске записаны слова. В чем будет состоять ваша задача? (Вставить орфограммы, объяснить их)

-А что поможет нам не ошибиться в выборе букв? ПРАВИЛО

На доске:

..с багаж…   ш..рты    мужич..к        

с экипаж..    пч..лка  овраж..к


Проверка


Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место  затруднения;

- зафиксировать  причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

В каком месте возникло затруднение?

-А как же быть со словом шорты, пчелка,  какую букву надо вставить?

-Сколько же в классе мнений? Почему?

Возникает спор в написании нужной буквы, правио нам не помогло, так как буква пропущена в корне слова, -Что особенного вы заметили в словах? ( Мы не можем объяснить написание, орфограмма находится в корне)

(обратите внимание. в какой части слова находится пропущенная буква)

- Сегодня у нас урок закрепления или открытие новых знаний?


Учитель предлагает нарисовать  человечка на лесенке успеха.


-Кто же сформулирует тему урока? (Правописание О и Е в корне после шипящих)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

Операционно-содержа-тельный этап

 Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

-    определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Самостоятельно, при затруднении с помощью учителя, ставят цель урока.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Какую проблему ставим? (Когда в корне существительных будем писать «Ё» и «О»?

-Чтобы решить проблему и не ошибиться, давайте понаблюдаем за похожими словами, что общего?

Пчёлка, шортыётка, жонглёр,

чёлка , крыжовник,  шёпот , шорох

 

Чем различаются? 


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на листочке; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задание на карточках.

Проговаривают тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует групповую работу.

Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Организует устранение затруднения.

Организует уточнение темы урока

На доске

Слова с  гласными О –Ё распишем  в 2 столбика, подчеркнём О –Ё.


Ё                             О

Пчёлка                  шорты                                                                            

шёпот                  шорох                                        

щётка                  жонглёр

 чёлка                 крыжовник


Найдите существенный признак, определяющий условия разного написания .


-Попробуйте подобрать родственные слова или слова в другой форме.


Ученики подбирают слова, выделяют корень, делают вывод.







Вывод: Подбор однокоренного слова помогает определиться, что писать в корне (О или Ё). Если в безударном положении пишется Е, то под ударением Ё.

         

Прочитаем информацию Летучей мыши

Слово шёпот приводится 2 раза  Почему?

Мы оказались правы? Это открытие?

-Назовите слова, котрые подчиняются 1 части правила.

-Назовите слова, котрые подчиняются 2 части правила.


-Составьте и запишите словосочетание со словами исключениями.


Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. Давайте составим алгоритм.

Алгоритм

1. Определю часть слова.

2. Поставлю ударение.

3. Если исключение, напишу О.

4. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.

5. Если чередуется, то под ударением пишу Ё.

6. Если не чередуется, О.


- Какое же новое знание мы открыли?

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД).

Регулятивные УУД

Физминутка



 


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно.

Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует взаимопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Предлагаю самостоятельно выполнить задание

Слова записаны на доске:

Ш...рох

ш...лковый

капюш...н

ш...пот

ш...ссе

ж...лтый

ш...л

ш...колад

ш...фёр


-Учащиеся проводят взаимопроверку выполненной работы.

У кого всё правильно?

У кого есть ошибки?

В каком месте ошибки?

В чём причина?

Исправьте ошибки, оцените себя на полях.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

Рефлексивно-оценочный этап

 Включение в систему знаний

Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Выполняют задание

Организует повторение умений

 самостоятельной работы на новое знание.

Вставь пропушенные буквы

Ж...лтые цветы,горький ш...колад, ш...лковый платок, розовая щ...чка



2.В какой строчке во всех словах пишется о ?

Крыж...вник, ж...нглёр, капюш...н

Камыш...вый, врач...м, расч...т

Ш...в, ш...рох, ч...тный

Ш...пот, пч...лы, изж...га


3.Сравни слова, вставь буквы

Душ...нка - пш...нка

Ключ...м - пряч...м

Ковш...вый - деш...вый

Дополнительное задание

Тест «Найди ошибку»:Обведи букву, за которой стоит это слово.

 а) жёлудь

б) решотка

в) чёрточка

г) жёнглёр

д) жокей

е) шорох

ж) крыжовник

з) шопот

код:  б г з


Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  (Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают самооценку.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Какая тема урока была?Какую цель ставили? Достигли цели?


Вернемся к началу урока. Вспомните, какое задание у нас вызвало затруднение, сможем ли мы решить эту орфографическую задачу.

Оцените свою деятельность на уроке. Заполните лесенку успеха.

Ответы

Д/з  разноуровневое,составить диктант для соседа по парте  

 

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)





























Приложения

ёРЎС‚релка вправо 1 / е ё

оСтрелка вправо 2 / о о

Пчёлка, шортыётка, жонглёр,

чёлка , крыжовник,  шёпот , шорох


Пчёлка, шортыётка, жонглёр,

чёлка , крыжовник,  шёпот , шорох


Пчёлка, шортыётка, жонглёр,

чёлка , крыжовник,  шёпот , шорох


Пчёлка, шортыётка, жонглёр,

чёлка , крыжовник,  шёпот , шорох


Пчёлка, шортыётка, жонглёр,

чёлка , крыжовник,  шёпот , шорох


Пчёлка, шортыётка, жонглёр,

чёлка , крыжовник,  шёпот , шорох



Ш...рох

ш...лковый

капюш...н

ш...пот

ш...ссе

ж...лтый

ш...л

ш...колад

ш...фёр


Ш...рох

ш...лковый

капюш...н

ш...пот

ш...ссе

ж...лтый

ш...л

ш...колад

ш...фёр


Разноуровневые задания

Вставь пропушенные буквы

Ж...лтые цветы,горький ш...колад, ш...лковый платок, розовая щ...чка

2.Сравни слова, вставь буквы

Душ...нка - пш...нка

Ключ...м - пряч...м

Ковш...вый - деш...вый

3.В какой строчке во всех словах пишется о ?

Крыж...вник, ж...нглёр, капюш...н

Камыш...вый, врач...м, расч...т

Ш...в, ш...рох, ч...тный

Ш...пот, пч...лы, изж...га


4.Тест «Найди ошибку»:Обведи букву, за которой стоит это слово.

 а) жёлудь

б) решотка

в) чёрточка

г) жёнглёр

д) жокей

е) шорох

ж) крыжовник

з) шопот




Определить часть слова.



Поставить ударение.

Если слово исключение, пиши О


Подбери родственные слова



5) Запиши: ё/е - ё, о - о


А л г о р и т м



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.