12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Калач56

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Односоставные предложения

Цели:

Образовательная:

повторить, расширить и закрепить знания учащихся по односоставным предложениям;

Развивающие:

продолжить работу по развитию языковой и коммуникативной компетенции;

формировать способность к самостоятельному анализу языковых явлений путем исследования;

Воспитательная:

воспитывать интерес к изучению русского языка, творчеству М. А. Булгакова.


Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, совершенствования умений и на­выков.

Ход урока:

Организационный этап.

Цель: создать условия, при которых учащиеся самостоятельно сформулируют тему и цели урока.


Каждому из учащихся раздаётся карточка для анализа языкового материала. Учащиеся работают в парах (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


Задание: Прочитайте предложения. Посовещавшись, ответьте на вопросы:

Из какого произведения эти строки и кто их автор? («Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков)

Как они называются? (афоризмы) Подберите синоним (крылатые выражения)

Дайте определение этого термина, сравните с определением в словаре.

( Афори́зм (греч. αφορισμός — определение) — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.)

Что общего в выделенных частях предложений с точки зрения наличия главных членов? (Перед нами односоставные предложения)


Рефлексия данного этапа: Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи вы ставите перед собой? (ребята формулируют задачи исходя из пошаговых ответов на вопросы, учитель корректирует).

2. Этап всесторонней проверки знаний.

Цель: проверить степень сформированности орфографических и пунктуационных навыков.


Орфографическая разминка (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)


Задание: на карточках решите орфографические и пунктуационные задачи.

Рефлексия данного этапа: Взаимопроверка по ключу, написанному на доске. Выставление отметки в лист контроля знаний.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


3. Этап актуализации и обобщения знаний, проверки домашнего задания.

Цель: повторить, расширить, систематизировать знания по разграничению односоставных и неполных предложений.

Самостоятельная работа с учебником и Интернет - источниками.

Задание: на основе материала упр.120, стр.91-92 составить опорную схему по теме «Односоставные предложения».

Индивидуальное задание: на сайте РУССКИЙ НА 5 (http://russkiy-na-5.ru/articles/441) проанализируйте теоретический материал. Найдите информацию, которой нет у нас в учебнике.

Выступление ученика, выполнявшего индивидуальное задание. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

«Ситуация разрыва»

Сравните классификацию предложений с классификацией в белорусском языке (в белорусском языке выделяют 5 видов односоставных предложений, а в русском языке 4. Предложения с обобщённо-личным значением относятся либо к определённо-личным, либо к неопределённо-личным, исходя из формальных признаков предложения)

Выступление ученика, выполнявшего индивидуальное домашнее задание по истории языка (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Взаимопроверка домашнего задания (упр.118,стр.90)

«Проблемный вопрос» Как отличить неполные двусоставные предложения от односоставных? (Путём анализа предложений из домашнего задания учащиеся приходят к выводу, что, если есть обстоятельство или дополнение, значит, было сказуемое, а на месте пропуска ставится тире - перед нами двусоставное неполное предложение). (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Рефлексия данного этапа: Продолжите предложения…(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

Внесение отметки в лист контроля. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

4.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Цель: составить алгоритм определения вида односоставных предложений.

Задание (в группах): составьте алгоритм определения вида односоставных предложений. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Рефлексия данного этапа: Учащиеся (по цепочке) отрабатывают алгоритм на примере афоризмов из романа М. Булгакова(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

5. Этап закрепления новых знаний.

Цель: закрепить алгоритм определения вида односоставных предложений.

Учащиеся индивидуально отрабатывают алгоритм за компьютерами на сайте ПОЗНАВАЙКА(http://poznavaika007.blogspot.com/2014/01/blog-post_66.html).

«Минута отдыха» Смена видов деятельности - это тоже отдых. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)


Мини-исследование.

Учащиеся разделены на три группы.

1 группа проводит анализ пунктуационно-синтаксических особенностей текста.

2 группа проводит морфологический анализ текста.

3 группа проводит анализ фонетического и лексического состава текста.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Рефлексия данного этапа: учащиеся знакомят с выводами, к которым они пришли, выполняя исследование. Выставляют отметки в лист контроля. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

6. Этап контроля знаний

Цель: проверить степень усвоения языкового материала.

Учащиеся выполняют тест на сайте РУССКИЙ НА 5 (http://russkiy-na-5.ru/articles/441)

7. Рефлексия. Оценивание.

Цель: воспитывать интерес к творчеству М. А. Булгакова, оценить работу учащихся на уроке.

Выберите самый актуальный из предложенных сегодня на уроке афоризмов, аргументируйте свой ответ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учащиеся отвечают по цепочке. Учитель выводит средний балл из листа контроля. Аргументирует отметки за урок.

8. Домашнее задание.

Выполнить тест (упр. 122, стр.93);

*Перестроить текст так, чтобы он потерял напряжённость(ПРИЛОЖЕНИЕ 9)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Кажд..му воздаст(?)ся по его вере.

Н..когда и н..чего не пр..сите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё д..дут!

Не ш..лю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом пр..дупредить, что кот древнее и непр..косновенное животное. 

Нет д..кумента, нет и человека.

Н..когда и н..чего не бойтесь. Это неразумно.

Правду говорить ле..ко и приятно. 

Кто сказал тебе, что нет на свете наст..ящей, верной, вечной любви? Да .трежут лгуну его гнус(?)ный язык!

Антракт, негодяи!

К..р..лева... ухо вспухнет... Зачем же портить бал вспухшим ухом?.. М..лчу, м.лчу... Считайте, что я не кот, а рыба, только оставьте ухо.

Н..когда не ра..говаривайте с неизвес(?)ными.

Меня сл..мали, мне ску..но, и я хочу в подвал.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Фамилия

Орфограф.

разминка

Дом.

задание

Тренажёр

Тест

Доп. задания

Итоговая оценка








ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставных предложений решался по – разному.

Так, учёные – лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть двучленным, т.е. с двумя главными членами.

Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом – существительным в Именительном падеже ( номинативные) относили к неполным.

Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставного предложения, внес великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге « Синтаксис русского языка», по словам В.В.Виноградова, « впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка».

А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения.Многие синтаксические идеи А.А.Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также отграничения их видов (например, номинативных) еще не достигнуто единства во взглядах.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

t1619548152aa.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Определённо-личные предложения - это…

В них главный член выражен…

Неопределённо-личные предложения - это…

В них главный член выражен…

Безличные предложения - это…

В них главный член выражен…

Назывные предложения – это…

В них главный член выражен…

Главное отличие неполных двусоставных от односоставных предложений в том , что….


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

t1619548152ab.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (по творчеству М.Булгакова)

В 1937 году, в годовщину смерти известного русского писателя несколько авторов представили пьесы, посвящённые этому поэту. Среди них была пьеса М. Булгакова, которую отличало от произведений других авторов отсутствие одного персонажа. Булгаков считал, что появление этого действующего лица на сцене будет вульгарно и безвкусно.

Назовите, кому посвящалось это произведение и кого не было на сцене.(ответ: А. С. Пушкин)

Как известно, в романе «Белая гвардия» Булгаков довольно точно описал дом, в котором он жил в Киеве. А хозяева этого дома за одну деталь описания очень крепко невзлюбили писателя, так как она принесла прямой ущерб строению.

Что и с какой целью делали хозяева этого дома? (ответ: хозяева разломали все стены, стараясь найти клад, описанный в романе, и, конечно же, ничего не нашли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Текст для анализа («Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков)

Сыграйте и со мной в такую колоду, весело попросил какой-то толстяк в середине партера.

- Авек плезир! - отозвался Фагот, - но почему же с вами одним? Все примут горячее участие! - и скомандовал: - Прошу глядеть вверх!.. Раз! - в руке у него оказался пистолет, он крикнул: - Два! - пистолет вздернулся кверху. Он крикнул: - Три! Сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки.

Они вертелись, их разносило в стороны, забивало на галерею, откидывало в оркестр и на сцену. Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить.


1. АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННО-СИНТАКСИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕКСТА

1. Сколько предложений составляют второй абзац текста? В чем их необычность?

2. Перестройте предложения в соответствии с нормами русской грамматики.

3. Зачем автор использует вопросительный и восклицательный знаки, тире?

4.Почему в тексте используются нераспространенные предложения, неполные предложения, безличные предложения? Перестройте безличное предложение в двусоставное. Что изменилось?

5.Для чего употребляются разные виды инверсии?

ВЫВОД:


2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

1. Какие морфологические категории передают действие?

2. Определите вид у всех глаголов. Почему большинство глаголов употреблено в форме совершенного вида?

3.Каково количество именных частей речи по сравнению с глаголами?

ВЫВОД:


3. АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКОГО И ФОНЕТИЧЕСКОГО СОСТАВА ТЕКСТА.

1. Лексика какого стиля представлена в отрывке?

2. Зачем автором используется экспрессивная лексика?

3.Текст не только передает действие, он еще и озвучен. Найдите слова, передающие звук.

ВЫВОД:




Список использованной литературы и Интернет-ресурсы


Булгаков М.А, Мастер и Маргарита. Роман. М., «Эксмо», 2006.- 416 с.

Русский язык: учеб. пособие для 11-го кл. общеобразоват учреждений с белорус. и рус. яз. обучения\ Л.А. Мурина, Ф.М. Литвинко, Е.Е. Долбик.-Минск:НИО, 2010.-280с.

http://russkiy-na-5.ru/articles/441

http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/pisatel-podruzhivshijsya-s-dyavolom-684655/ © AdMe.ru

http://poznavaika007.blogspot.com/2014/01/blog-post_66.html.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.