12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена18
2

Урок русского языка " Повторение изученного об имени существительном".5 класс

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме « Повторение изученного по теме « Имя существительное»
Задачи:
Учебно-познавательные:
закрепить  и обобщить  сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие:развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие  самооценки.
Воспитательные:воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать  навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа,  учебно – исследовательская деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока:комбинированный
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».
Ход урока
1. Орг. момент
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.
4.Постановка проблемы и задач урока

Послушайте  сказку и назовите тему сегодняшнего урока.

В стране Морфология, в городе Предметинск жили-были слова одной части речи, которые сочинили о себе хвастливую песенку:

Давно живём мы в мире этом,

Даём названья всем предметам.

Жили они на огромном древе познания и представляли собой листики с именами. Как только появлялось в мире новое понятие, на древе   познания вырастал новый листик с именем

Были жители Предметинска совсем не любопытные и задавали всего два вопроса: кто? что?      

Вопрос? Кто догадался, как звали жителей городка ?

Так о чём мы будем сегодня говорить…….

.Какая цель?

Какие задачи поставим?.......

С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы  расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со новыми значением имени существительного, вспомните морфологические признаки и синтаксическую роль.  
 
— Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка.
      Л.В.Успенский
-Докажите справедливость этого высказывания.
— Объясните постановку тире.     

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).


— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока (Имя существительное как часть речи).


-А чтобы вам  не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться?
Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)
 Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист

остановка

Количество баллов

1

«Опознавательная»



2

«Теоретическая »



3

«Морфологическая»



4

«Синтаксическая»



5

«Проверочная»





   ИТОГ:




5. Работа по теме урока
1 остановка «Опознавательная»
-Попробуем свои силы в первом испытании.
-На каком языке написана эта фраза? Как вы думаете?. Вот как это сделал известный лингвист Лев Владимирович Щерба а вы попробуйте узнать в предложении имена существительные и доказать это.
 (Текст размножен)
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.Попробуйте подчеркнуть как члены предложения.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. ( 3 Балла)+3б за подчеркивание


ll Формирование новых знаний. Выполняя следующее задание, мы должны вспомнить тот материал о существительном, который знаем с начальной школы

Прочитаем научное определение имени существительного с 51 и заполним паспорт имени существительного, необходимый для морфологического разбора.

Имя существительное


Грамматич.

значение

Вопрос

Морф-кие признаки

Роль в

предложении

Предмет

Кто?

Что?

постоянные

Непост-е

Подлежащее,

дополнение,

обстоятельство

сказуемое

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род, склонение.

Число, падеж

Учитель: Паспорт существительного вы создали ,а сейчас пожалуйста расскажите, опираясь на таблицу,что мы уже знаем об имени существительном( + дополнить)


-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечая  на  вопросы   что?   или   кто? и  обозначает предмет.

  Разве слова — доброта, милосердие, синева, бег— это предметы?

Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, лю­дей, явлений, событий и даже качеств.
Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание .

2 остановка «Теоретическая»
На столах  у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. (попробуйте добавить свои) Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука,гололедица, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа,ураган, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть,дождь, прыжок, кошка, спектакль (упр 516_517что там нового)


1 группа названия  лиц     (ребенок, девочка, юноша
2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы)
3группа названия веществ (крупа, мука, сливки),
4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб),
5. группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород),
6 группа  названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа
группа  названия признаков  (свежесть, белизна, синева)
8
группа название действий ( бег, прыжок, стрельба)

9 группа явления природы( гололедиц а,дождь,ураган)

Проверка по эталону.(слайд)

Физкультминутка

-Ребята! Вы любите играть?  Я  очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.

     Зима (1), утро, урок, море,  ночь, поляна, пень, мышь.


3 остановка   «Морфологическая» ( по рядам)
1 группа -1 ряд
 Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Аллея, бинокль, артист, Россия, вестибюль, вокзал, впечатление, коллекция, миллион, будущее, профессия, территория, ветеран.

2 группа – распределите имена существительные на 2 группы. По какому признаку распределяли?
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.


3 группа.


Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?

Пушкин, река, книга, Днепр, орёл, Орёл, доброта, « Муму».

Молодцы, ребята.. Продолжим работать над морфологическими признаками существительного. Я предлагаю вам следующее задание, и вы сами догадаетесь, о каком морфологическом признаке пойдет речь

Игра «Четвертый лишний» ( все вместе)

Работа, весна, оценка, снег

Солнце, радуга, сердце, окно

Ученик, учебник, история, циркуль

Почему СНЕГ, МАТЕМАТИКА, РАДУГА лишнее? Объясните свой выбор.

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

Сколько склонений у существительных?

Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Взаимопроверка по эталону

Над какими признаками существительных, мы работали? Это постоянные или непостоянные признаки? Ребята, морфологические признаки мы повторили.

Задание: Из текста выписать существительные, указать падеж. Задав вопрос

   На рябинах пиршество дроздов. Веселой стайкой перелетают они с дерева на дерево. Птицы рады зиме.

Ребята, морфологические признаки мы повторили.

Станция « Синтаксическая»

Я предлагаю поговорить о синтаксической функции существительных. Посмотрите паспорт существительного и скажите, каким членом предложения может быть изучаемая часть речи. А сейчас я предлагаю поработать с текстом .А когда существительные не являются членом предложения?

Задание:

1)Определите тему текста

2)подчеркнуть существительные как члены предложения.

2)подчеркнуть существительные как члены предложения

1.Февраль(?)самая метельная пора зимы. 2.В лесу под х(?)лодным огнём яркого (?) но бессильного солнца висят на ветвях кустов(? )и деревьев снежные шапки. 3.К..(?)сой свет лучистого заката румянит снег. 4.От леса падает с(?)неющая тень.5. Днём небо поражает голубизной (?) и на таком фоне уд(?)вительно красива в хрустальных кружевах берёза.

 А какую категорию мы не разобрали..число


Конечная остановка «Проверочная»
тест “Имя существительное”
1. Найдите верн(ое)ые утверждение/я
А. Некоторые существительные имеют значения признака, но обозначают его как предмет
Б. Имена существительные не изменяются по родам.
В. Существительное « прыжок» обозначает действие как предмет
2.   Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело   В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают
леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, книги.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Самопроверка
Ответы
1. А,В
2. А
3. Б
4. женский
5. неодушевленные
«5» — 5 правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
6.Выставление оценок.Достигли ли мы цели урока?
7.Рефлексия (Продолжите фразу).   
— У меня получилось…
— Было интересно…
— Было трудно…
— Теперь я знаю…8. 
Домашнее задание: » Задание в рабочей тетради с 82-83( 2-5) или продолжить рассказ про глокую куздру
Благодарю вас за урок!











Маршрутный лист

Фамилия имя

Остановка

Количество баллов




1

«Опознавательная»






2

«Теоретическая »






3

«Морфологическая»





4

«Синтаксическая»






5

«Проверочная»








   ИТОГ:











Маршрутный лист

Фамилия имя

Остановка

Количество баллов




1

«Опознавательная»






2

«Теоретическая »






3

«Морфологическая»





4

«Синтаксическая»






5

«Проверочная»








   ИТОГ:













Задания


1.Остановка « Теоретическая»

Лингвистический паспорт

Имя существительное


Грамматич.

значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в

предложении



постоянные

Непост-е












2.Остановка «Опознавательная»


1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. (попробуйте подобрать ещё примеры(2-3 достаточно) ,используя материал упр 516,517) Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука,гололедица, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа,ураган, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть,дождь, прыжок, кошка, спектакль


1 группа названия  лиц

  2 группа названия вещей

3группа названия веществ
4 группа названия живых существ и организмов
5. группа географические названия
6 группа  названия фактов, событий, явлений
7  группа  названия признаков 
8 группа название действий

9 группа явления природы


3.Остановка морфологическая( по рядам)


1 группа -1 ряд
 Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Аллея, бинокль, артист, Россия, вестибюль, вокзал, впечатление, коллекция, миллион, будущее, профессия, территория, ветеран.

2 группа 2 ряд– распределите имена существительные на 2 группы. По какому признаку распределяли?
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

3 группа.3 ряд

Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?

Пушкин, река, книга, Днепр, орёл, Орёл, доброта, « Муму»

4 Станция « Синтаксическая»

Задание:

1)Определите тему текста

2)вставить пропущенные буквы и знаки препинания

2) подчеркнуть существительные как члены предложения

1.Февраль(?)самая метельная пора зимы. 2.В лесу под х(?)лодным огнём яркого (?) но бессильного солнца висят на ветвях кустов(? )и деревьев снежные шапки. 3.К..(?)сой свет лучистого заката румянит снег. 4.От леса падает с(?)неющая тень.5. Февральское небо поражает голубизной (?) и на таком фоне уд(?)вительно красива в хрустальных кружевах берёза.

5 Конечная остановка «Проверочная»
тест “Имя существительное”
1. Найдите верн(ое)ые утверждение/я .Правильный ответ обведи в кружок
А.
Некоторые существительные имеют значения признака, но обозначают его как предмет
Б. Имена существительные
не изменяются по родам.
В.
Существительное « прыжок» обозначает действие как предмет
2.   Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело   В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают
леса”:
а) подлежащим; б) дополнением; в) обстоятельством.
4. Определить род существительных: честность, правда, книги.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.